Миротворчество и помощь жертвам войны

Несмотря на то, что греховные причины, вызывающие войны, не могут быть окончательно преодолены в современном мире, мы считаем необходимым способствовать предупреждению возможных и прекращению начавшихся вооруженных конфликтов.

Основываясь на словах Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Евангелие от Матфея, 5:9), мы видим нравственный долг христиан в том, чтобы молиться о мире в регионах, вовлеченных в вооруженные конфликты. Мы полагаем необходимым поддерживать миротворческие инициативы правительства Российской Федерации и общественных объединений, а также прилагать собственные усилия, направленные на поддержание мира и добрососедства между различными народами и странами.

Нам представляется, что важнейшей задачей следует считать воспитание у молодого поколения любви к родине, в духе миролюбия и добрососедства по отношению к другим нациям и народам. Важной задачей нам представляется преодоление взаимной неприязни между воевавшими в прошлом народами. Это не означает, что мы готовы ставить знать равенства между агрессорами и обороняющимися. Однако взаимное прощение и примирение бывших противников послужит хорошим примером для нынешнего и будущих поколений.

Важной задачей наших Церквей является оказание духовной, психологической и иной необходимой помощи жертвам вооруженных конфликтов. Наряду с помощью непосредственным жертвам вооруженных конфликтов (жителям районов боевых действий, беженцам), мы считаем необходимым помогать психологической адаптации военнослужащих, долгое время находившихся в «горячих точках».

Вооруженные силы и военная служба

Не желая войны и стремясь к миру, мы, тем не менее, осознаем необходимость наличия вооруженных сил для обеспечения безопасности государства и его граждан. Считаем, что служба в вооруженных силах христиан (как проходящих срочную службу, так и офицеров-профессионалов) является фактором, положительно влияющим на внутренний климат в войсках. Вместе с тем, мы с уважением и пониманием относимся к тем, кто, исходя из христианских и иных убеждений, предпочитают службу без оружия. Важно, однако, чтобы альтернативная гражданская служба не воспринималась соответствующими должностными лицами как некая форма «наказания» за нежелание служить в армии по убеждениям совести.

Отдавая приоритет духовно-нравственному воспитанию, считаем, что правовая, финансовая и социальная защищенность военнослужащих будет способствовать улучшению морального климата в войсках и их боеспособности. Считаем обоснованным и правильным переход к профессиональной армии.

Мы стремимся развивать сотрудничество с Вооруженными Силами РФ по следующим основным направлениям: духовное наставничество военнослужащих – членов христианских церквей, содействие воспитательной работе в среде военнослужащих в частях возможны различные формы сотрудничества, которые должны соответствовать библейским принципам, Конституции и законодательству РФ.


ПРЕСТУПНОСТЬ И НАКАЗАНИЕ

Борьба с преступностью

Мы считаем, что каждый человек, вне зависимости от религиозных и иных убеждений, социального или иного статуса, обязан быть законопослушным гражданином своего государства, поскольку «власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение»(Послание Римлянам, 13: 1-2). Кроме того, преступные деяния аморальны, и каждый истинный христианин согласится со словами Псалтири: «дело преступное я ненавижу»(Псалмы, 100:3).

Преступные деяния являются, прежде всего, разновидностями греха, которые, как и все прочие грехи, проистекают из врожденной испорченности каждого человека, так как «все согрешили и лишены славы Божией» (Послание Римлянам, 3:23). Это ни в коей мере не оправдывает преступника, который опустился до нравственного падения, но указывает на глубинные причины преступления, лежащие в духовной сфере человека.

Исходя из такого понимания природы преступлений, мы считаем, что их профилактика, равно как и исправление вставших на преступный путь, должна включать в себя духовное оздоровление. Поэтому нам кажется целесообразным сотрудничество протестантских христианских церквей с правоохранительными органами и органами исполнения наказаний. Представителям протестантских деноминаций (прежде всего, специально подготовленным служителям) должна быть предоставлена возможность проводить духовно-просветительскую и душепопечительскую работу с заключенными. Важным представляется и создание необходимых условий для проведения совместных молитв и богослужений для уверовавших. Конкретные формы сотрудничества могут быть оформлены соответствующими соглашениями между конкретными протестантскими деноминациями и соответствующими государственными органами.

Мы надеемся на качественное улучшение работы правоохранительных органов, которое,в частности, должно выразиться в лучшей раскрываемости преступлений. Преступники не должны чувствовать себя безнаказанными. Государственные (в том числе правоохранительные) органы призваны способствовать укреплению законности и гарантировать, насколько это возможно, неотвратимость справедливого возмездия. «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое»(Послание Римлянам, 13: 4).

Мы считаем важной задачей укрепление судебной системы. Необходимо стремиться к максимальной справедливости и законности выносимых приговоров, поскольку Господь Бог через Библию говорит: «Я, Господь, люблю правосудие…» (Исайя, 61:8).

Отношение к преступникам

Будучи обеспокоенными духовным состоянием преступников, российские протестанты также не могут оставаться равнодушными к условиям содержания подследственных и осужденных в местах лишения свободы. В глазах Божьих они остаются полноценными личностями (поскольку «человек создан по образу Божию»), их права и человеческое достоинство должны охраняться от незаконных посягательств с чьей бы то ни было стороны. Мы считаем недопустимыми незаконные методы ведения следствия - издевательства, избиение и пытки. Воля Божья состоит в том, «чтобы каждый отвратился…от насилия» (Иона, 3:8). Мы считаем необходимым создание для заключенных достаточно хороших условий содержания, включая качественное питание и лечение.

В местах лишения свободы должны быть созданы необходимые условия для трудовой деятельности и досуга заключенных. Необходимо, чтобы исправительные учреждения соответствовали своему названию, способствовали перевоспитанию преступников, а не их озлоблению и окончательной утрате ими навыков законопослушного поведения в обществе.

Профилактика преступности

Особое внимание Церкви уделяют работе с лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Социальная и психологическая реабилитация таких людей в условиях современной России представляет большую проблему. Во многом именно трудности адаптации к нормальной, не тюремной, жизни - зачастую целый комплекс проблем - способствует высокому проценту преступных рецидивов. Протестантские церкви России пытаются внести посильный вклад в дело превращения бывших преступников в полноценных, полезных членов общества. Чтобы наладить новую жизнь бывших заключенных, необходимо духовное руководство опытных наставников и создание реабилитационных центров.

Соответствующую профилактическую работу протестантские церкви России стремятся проводить и с людьми, составляющими группы риска (алкоголиками, наркоманами, подростками из дисфункциональных семей и т. д.).

Необходимо сосредоточить усилия государства, общества и Церквей на профилактике преступности в среде молодежи. Библия свидетельствует: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Притчи, 22:6). При этом важно обратить внимание на роль средств массовой информации, прежде всего телевидения, в формировании стереотипов поведения подрастающего поколения. Волна насилия и вседозволенности, захлестнувшая экраны в последние годы, так же, как реклама алкогольной продукции, отнюдь не способствует нравственному здоровью молодежи.

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

Наука

Бог-Творец наделил человека способностью познавать и благоустраивать сотворенный Им мир. Изучение мира несет человечеству не только практическую пользу, но и предоставляет ему возможность задуматься о великом Творце Вселенной – Живом Боге: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Послание Римлянам, 1:20). Ученые призваны находить разумные и эффективные способы использования ресурсов сотворенного Богом мира и помогать человечеству, насколько это возможно, проникать пытливым умом в жизнь Земли и Вселенной.

Современная наука достигла больших успехов и в области теоретического знания, и в прикладном использовании научных достижений. Мы приветствуем научный прогресс, способствующий улучшению жизни людей.

Вместе с тем,озабоченность Церквей вызывает то, что современная наука часто игнорирует требования этики,значение духовных ценностей. Мы считаем весьма опасным мнение, будто научная мысль, дабы быть свободной и беспристрастной,должна дистанцироваться и от религии. Опыт ХХ столетия со всей очевидностью показывает, что занятия наукой ради науки, недооценка опасности негативных последствий научных исследований и экспериментов могут привести к катастрофическим последствиям.

Мы убеждены, что какие бы открытия не были сделаны современной медицинской наукой и генной инженерией, они не позволят решить проблемы греховности и смертности человека.

Христиане-протестанты уверены, что наука не в силах дать ответы на основные духовные запросы человека. Подлинные духовные истины и ценности не могут быть доказаны или обретены научными методами, хотя наука и способна порой подтверждать духовные истины и открывать путь к поискам Бога.

В то же время мы считаем, что наука и религия не противоречат друг другу и должны сотрудничать. Поэтому участие верующих в научной деятельности допустимо и желательно, кроме тех случаев, когда методы научных исследований идут вразрез с непреложными принципами христианской этики.

Образование

Мы считаем, что образование (как светское, так и христианское) должно всесторонне развиваться на благо личности, церкви, общества и государства. Мы всячески поддерживаем светское образование, дающее людям знания, необходимые для жизни и деятельности. В современном обществе все большее значение приобретает высшее образование, без которого невозможен подлинный профессионализм в большинстве сфер трудовой деятельности. Мы считаем особенно важным, чтобы качественное среднее и высшее образование было общедоступным. Сироты, дети из неблагополучных и малообеспеченных семей должны иметь возможность реализовать свою тягу к знаниям.

Мы убеждены, что наличие альтернативного (негосударственного) образования является одним из позитивных факторов современной российской действительности. Вместе с тем, представляется необходимым сохранить единый государственный образовательный стандарт и контроль качества образования. Родителям, абитуриентам и учащимся должна предоставляться полная информация об уровне, методах и условиях обучения в любом образовательном учреждении.

Нашу особую обеспокоенность вызывает коррупция в образовательной сфере. Считаем совершенно недопустимыми взяточничество и протекционизм в образовательных учреждениях.

Христианское образование необходимо для духовного развития личности. Христианские образовательные учреждения (вне зависимости от конфессиональной принадлежности) должны создаваться на всей территории Российской Федерации. Препятствия к открытию и функционированию христианских образовательных учреждений под предлогом «нетрадиционности» той или иной деноминации в данной местности мы считаем совершенно недопустимыми.

Принимая во внимание светский характер государства и необходимость уважения свободы личности, мы считаем, что религиозное образование (в любой его форме) должно осуществляться на основе добровольности. Религиозное обучение детей может осуществляться только вне обязательной школьной программы и только с согласия родителей или опекунов.

На наш взгляд, светское и христианское образование не противоречат, но напротив, дополняют друг друга. Мы считаем полезным и желательным сотрудничество между светскими и христианскими учебными заведениями.

Культура

Бог заложил в человека при его создании огромный творческий потенциал. Этим объясняется удивительный феномен человеческой культуры. Культурные достижения человечества обширны и многообразны. Мы с уважением относимся к культурному наследию народов нашей страны и всего человечества в целом. Лучшие произведения искусства способны направлять мысли и чувства человека к высшим ценностям, побудить к богоискательству. Мы убеждены, что знание отечественного исторического и культурного наследия необходимо служителям и членам церквей, поскольку оно укрепляет единство со своим народом и способствует более успешной проповеди Евангелия.

Вместе с тем, мы не считаем, что искусство и культура сами по себе способны искоренить человеческую греховность или привести к духовному перерождению личности. Несмотря на великолепные творческие возможности, присущие роду человеческому в целом и особенно ярко проявляющиеся у наиболее талантливых личностей, нельзя обойти молчанием тот факт, что даже те, кого принято называть гениями и выдающимися деятелями культуры, не лишены греховности, присущей каждому человеку. В силу этого, мы не считаем, что культура сама по себе способна духовно (в подлинном смысле этого слова) воспитать личность. Кроме того, некоторые явления культуры,особенно современной, отражают взгляды и ценности, чуждые христианству и даже враждебные ему, что не может не вызывать нашей обеспокоенности.

Современная коммерциализация искусства, засилье массовой культуры подчас низводят процесс творчества до уровня ремесла, и успех измеряется не качеством, а прибыльностью. Стремление к получению максимально выгодных заказов и высоких гонораров подталкивает многих деятелей культуры к эксплуатации низменных человеческих страстей и похотей, что превращает их творчество в пропаганду разврата, насилия и богохульства. Поэтому мы стремимся способствовать проникновению и утверждению в современной культуре христианских ценностей. Мы приветствуем творческое самовыражение одаренных верующих-протестантов России при условии, что их творчество не выходит за рамки христианской веры и морали.

В целом в вопросах, относящихся к сфере науки, образования и культуры христиане-протестанты руководствуются словами апостола Павла: «Что только истинно, что честно, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Послание Филиппийцам, 4:8).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В XXI веке истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, снижение биологического разнообразия и многие другие экологические проблемы стоят как никогда остро. Признано, что экологический кризис имеет мировоззренческие корни и Церкви сознают свою ответственность за судьбу мира и выражают глубокую обеспокоенность проблемами, порожденными современной цивилизацией.

Человек и окружающая среда

Мы верим, что и люди, и животные, и растения, и вся природа созданы для славы Творца. Человек же, в отличие от остальных созданий, предназначен для выполнения особой роли – «домоправителя» планеты, ответственного перед ее владельцем – Богом (Евангелие от Луки 12: 40-46) и обязанного «возделывать и хранить» Землю (Бытие 2:15), что требует хорошего знания ее обитателей и законов их жизни (Бытие 2:19). Библия говорит также об определенного рода власти человека над другими творениями (Бытие 2:28, 9:2, Псалом 8). Однако эта власть сводится лишь к необходимым полномочиям для выполнения обязанностей, но никак не дает прав на разграбление.

Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны и объединены милостью Божьей. Так, после потопа Бог заключает Завет не только с Ноем, но и «со всякою душою живою, … со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными»(Бытие 9:10), а в книге пророка Ионы Бог милует как людей, так и скот (Иона, 3:7-8, 4:11). С христианской точки зрения, природа – не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного использования, но дом, где человек является домоправителем, а также храм, где он – священник, служащий не природе, а Творцу. Такое понимание роли человека основано и на практике. Ландшафтообразующая деятельность людей существенно изменила лик земли, что свидетельствует о больших человеческих возможностях. Однако подобные изменения угрожают дальнейшему существованию цивилизации, а значит, без Бога человек управлять не способен.

Наши рекомендации