Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения

Психологическое сопровождение при посттравматическом расстрой­стве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует се­рьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Наилучшим образом зарекомендо­вал себя в решении таких психотерапевтических задач экзистенциаль­но-гуманистический подход.

Экзистенциально-гуманистический подход открывает особый пласт человеческой жизни — вечные проблемы бытия, которые часто стоят за частными и обыденными проблемами. Это проблемы жизни и смерти, проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы смысла и его утраты, проблемы общения и одиночества [40]. Психолог не ограничи­вается работой с симптомом или проблемой клиента. Помимо устране­ния негативных переживаний и коррекции поведения экзистенциаль­ный подход ставит целью поиск себя подлинного, обретение смысла пережитого, продвижение к осмысленности жизни, к выбору и ответ­ственности. Человеческая жизнь не может быть до конца объяснена объективными законами и внешними причинами. На уровне экзистен­циальных проблем человек не может быть предсказан и управляем.

В экзистенциальном подходе для анализа личности используются в основном качественные методы: беседа, наблюдение, самонаблюдение. Глубинное общение является важным фактором позитивного измене­ния клиента. Экзистенциально-гуманистический подход особенно не­обходим для клиентов, находящихся в кризисном состоянии, при утра­те смысла, в трагической ситуации, перед лицом смерти и потери, а также в ситуации выхода личности за пределы необходимого приспособления, стремления вверх, к развитию, не вызванному житейской необходимос­тью. Главным инструментом психологической помощи является культи­вирование чувствительности, понимания и эмпатии.

Большое значение для практики психологической работы с лица­ми, пережившими внутрисемейное насилие, является работа с семьей как целостной системой. Например, акты физического насилия, регу­лярно совершаемые над кем-либо из членов семьи, могут в какой-то момент привести к серьезной травматизации или даже инвалидизации

_______ Помощь жертвам насилия в форме длительного ... сопровождения_______

или вынудить члена семьи совершить побег из дома. Переживая подоб­ного рода события, семья уже не может, оставаясь закрытой для внеш­него вмешательства, рассчитывать на восстановление нормальной жиз­недеятельности. В таких случаях перед специалистами встает задача подключиться к семейной системе, изучить и проанализировать осо­бенности ее устройства и характер нарушений, а затем способство­вать позитивным изменениям и выходу семьи на новый уровень орга­низации.

В дисфункциональных семьях наблюдается либо структура жестко фиксированных ролей, препятствующая естественному раз­витию и адаптации семейной системы, либо отсутствие ролевой структуры. Ригидность иерархии ролей, так же как и ее дезинтегри-рованность, приводят к формированию патологизирующих семей­ных ролей, оказывающих психотравмирующее воздействие на чле­нов семьи [79]. В семьях, для которых характерно регулярное повторение актов психологического или физического насилия по отношению к детям, зачастую существует роль абсолютного лидера, который всегда прав и которому ни при каких обстоятельствах нельзя противоречить. В некоторых случаях это может привести к форми­рованию воспитательной позиции, основанной исключительно на контроле за выполнением ролевых предписаний и санкциях за их невыполнение, то есть на применении психологического и физи­ческого насилия над детьми. В других случаях это же нарушение внутрисемейного взаимодействия может обусловливать эмоциональ­ную холодность по отношению к детям, их отторжение, пренебре­жение жизненно важными потребностями детей, что также являет­ся формой насилия. Патологические, психотравмирующие и социально неприемлемые моменты внутрисемейного взаимодей­ствия проявляются в виде семейных мифов, которые используются для поддержания единства в дисфункциональных семейных систе­мах [51]. При помощи подобных мифов родители часто пытаются оправдать жестокое обращение с ребенком.

В этом случае основные этапы системной психотерапевтической ра­боты с семьей будут следующие:

1. Временное объединение психотерапевта с семьей, присоедине­ние его к предъявляемой ею структуре ролей. Терапевт на такое время становится лидером обратившейся за помощью семьи. Од­новременно он демонстрирует семье новый эффективный спо­соб коммуникации:





Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

2. Принимающую, безоценочную позицию, умение разделять че­
ловека и его поступки, уважение к личности, толерантность.

3. Помощь в формулировании или переформулировании терапев­
тического запроса. Терапевт помогает семье разобраться в том,
какие именно изменения действительно необходимы для разре­
шения кризисной ситуации. Формулирование целей каждого
члена семьи приводит к формированию цели семьи как единого
целостного организма.

4. Реконструкция семейных отношений. Основной процесс семей­
ной психотерапии, в результате которого должна произойти кор­
рекция неэффективных ролевых предписаний, изменение роле­
вой структуры семьи в сторону большей гибкости и динамичности,
установление четких, но проницаемых границ между семейными
подсистемами.

5. Завершение психотерапии и отсоединение терапевта от семьи.
На последнем занятии обязательно проводится экологическая
проверка результатов психотерапии: членам семьи предлагается
представить себя в ряде ситуаций в будущем: их взаимодействие,
что при этом получается и что не получается.

Структурная семейная психотерапия, разработанная С. Минухиным в результате обобщения его опыта работы с социально неблагополуч­ными семьями, сосредоточена на актуальном коммуникативном пове­дении членов семьи [51]. Целью ее становится выявление взглядов чле­нов семьи на реальную внутрисемейную ситуацию и последующее изменение коммуникативных стереотипов, за которыми в свою очередь следует перестройка всей системы внутрисемейных взаимодействий. Следует отметить, что акты насилия, совершаемые в семье, зачастую оказываются своеобразными коммуникативными актами. Это имеет место в тех случаях, когда кто-то из членов семьи не в состоянии найти адекватного способа передачи информации и добиться определенных реакций и результатов в процессе семейного взаимодействия. Физиче­ское и/или психологическое насилие иногда становится главным аргу­ментом в процессе разрешения даже самого рядового семейного конф­ликта.

В рамках структурной модели психотерапевты осуществляют актив­ный контроль над семьей и руководят ее иерархической структурой. Постоянно определяются и уточняются ролевые предписания и власт­ные полномочия каждого члена семьи, границы подсистем (с учетом

_______ Помощь жертвам насилия в форме длительного ... сопровождения____

поколения, пола, интересов, функций), пути избежания конфликтов, формирования коалиций. В случае работы над проблемой домашнего насилия терапевтами тщательно отслеживаются все особенности меж­личностных взаимодействий, предшествующие насильственным дей­ствиям, берутся под контроль явные проявления агрессии в семье, вме­сте со всеми участниками терапевтического процесса вырабатываются правила, регламентирующие поведение членов семьи, склонных к на­силию, а также тех, кто осознанно или неосознанно провоцирует аг­рессию.

Психотерапевтические техники,

Наши рекомендации