Психологической помощь жертвам домашнего насилия

После обращения женщины за помощью она уже является клиентом учреждения социальной защиты, состоящим на учете, а полученные от нее сведения заносятся в банк данных.

Следующим этапом работы по данной проблеме, является оказание комплексной помощи женщинам - жертвам домашнего насилия. Эта помощь отличается своей многофункциональностью, предполагающей взаимодействие специалистов кризисного отделения различного профиля: психолога, специалистов по социальной работе, психотерапевта, юриста.

Специалист по социальной работе оказывает экстренную и комплексную социальную помощь (срочная экономическая помощь, содействие в получении юридических, медицинских услуг) женщинам, перенесшим насилие. Осуществляет социальный патронаж, как самой клиентки, так и ее семьи.

В центрах с женщинами работают над укреплением психофизического здоровья, путем профессионального использования специальных методов и приемов оказания психотерапевтической помощи; проводятся диагностические исследования, намечается план работы с клиентом, организуется сопровождение, осуществляется консультативная работа, организуются «группы взаимопомощи», состоящие из 5-7 женщин, подвергшихся домашнему насилию, проводятся тренинги.

Юрист, в ходе консультаций, помогает найти выход из сложившейся ситуации, например, правильно оформить заявление в суд, прокуратуру, обжаловать неправомерные действия обидчика.

Психолог осуществляет психологическую помощь (консультирование, диагностика). Организует и проводит психокоррекционные и реабилитационные занятия с женщинами, оказавшимися в ситуации домашнего насилия.

Главной целью вмешательства специалистов в сложившуюся ситуацию заключается в том, чтобы предоставить всю необходимую информацию и поддержку для того, чтобы жертва насилия приняла свое собственное решение наметить возможные пути выходов из ситуации, научить противостоять агрессору, помочь раскрыть свой собственный потенциал.

Специалисты различных центров в своей работе с женщинами - жертвами насилия используют самые различные формы и методы работы. Среди них: беседа, консультация, «телефон доверия», социальный патронаж, тренинги, «группы взаимопомощи и самопомощи », психодрама, клубные объединения.

В процессе консультации изучается суть существующей проблемы, и предлагаются различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения. Результат работы во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым.

Во время консультации позиция консультанта не должна противоречить взглядам клиента, а также должна присутствовать наглядная демонстрация клиенту, что ожидаемые от него действия, должны способствовать, и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов, так как, при равных условиях, люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение, и отвергают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции. Вызвать же к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста по социальной работе.

В ходе консультации специалисты используют следующие методы работы: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, и др. Полученные данные фиксируются в документации.

Специфическим видом консультативной деятельности является экстренная психосоциальная помощь - «Телефон доверия». Консультирование такого рода, позволяет многим женщинам, испытавшим насилие и не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать психологическую поддержку, а также рекомендации по волнующим их проблемам. Особенностью телефонного консультирования является принцип анонимности, который формирует у женщины фантазийный образ консультанта. Известно, что отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия и значение приобретает не только сам текст сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Все это учитывается специалистами в ходе работы. Основные же приемы и методики специалистов «телефона доверия» (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Особое значение при реабилитации женщин - жертв домашнего насилия, отводится «группам взаимопомощи». Комплектование этих групп осуществляется на основании данных социального патронажа и собственного желания женщины. Работа в «группе взаимопомощи» дает каждой женщине, прочувствовав через сопереживание и взаимную поддержку, избавиться от ощущения изоляции, одиночества и непонимания окружающих, а также позволяет получить информацию о способах преодоления их проблемы, способствует осознанию необходимости защиты своих прав и интересов и дает возможность более объективно оценить свою ситуацию. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной. Более высокий уровень работы - переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений людей, переживших насилие, выделяя при этом людей способных оказывать влияние на других членов группы. Содействие специалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.

Эффективным групповым методом реабилитации женщин, пострадавших от домашнего насилия является психодрама. В психодраме человек проигрывает события, которые действительно происходили с ним в прошлом, вводя в сюжет реальных лиц или вымышленных персонажей. В ходе проигрывания ситуаций возникает подлинная эмоциональная связь между участниками, освобождение от накопленных негативных переживаний, что способствует формированию нового видения своей жизненной ситуации. Данная техника позволяет женщине, пострадавшей от насилия, справиться с комплексом жертвы.

Также в центрах широко используется применение различных видов терапевтического воздействия, таких как сказкотерапия, ароматерапия, арттерапия, телесно-ориентированная терапия, терапия реальностью, кинотерапия и другие.

Сказкотерапия подходит тем, кто запутался в себе и не понимает, как ему жить дальше. Специалист на групповых занятиях предлагает каждому написать сказку. Вместе прочитать и попытаться понять свои проблемы, а после найти пути их решения.

Ароматерапия - сложная наука, которая должна учитывать различные обстоятельства - от времени суток, рода деятельности, рода недуга и индивидуальных качеств человека. Во время процедуры человек забывает про проблемы, а после они не кажутся ему такими уж сложными. Ароматерапия - аналог методу «утро вечера мудренее».

Арттерапия - лечение музыкой, рисованием, танцами, лепкой, игрой. Здесь приветствуются все формы творчества. Смысл в том, что человек переносит свою проблему, например, на бумагу, и тем самым учится с ней жить.

Кинотерапия - проблема решается проще, когда есть пример того, как кто-то с ней долго жил, а потом справился. Просмотр конкретных фильмов помогает разрешать ситуации.

На сегодняшний день очень широкую популярность завоевала телесно-ориентированная терапия (ТОТ), так как знание языка тела может дать более достоверную информацию о человеке, чем слова. Тело клиента может «рассказать» о его проблемах и характере гораздо быстрее и больше, чем это сделает он сам. Преимущество телесно-ориентированной терапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, тело - это кратчайшая дорога к бессознательному, и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма. Телесно-ориентированная терапия не подвергается цензуре сознания пациента, а значит, действует быстрее и эффективнее «вербальных» техник.

Еще один вид работы - это терапия реальностью: стремление побудить жертву брать на себя ответственность за различные реальные жизненные ситуации и добиваться поставленных целей. Данный метод эффективен на завершающих этапах терапии, но противопоказан на начальных, т.к. усугубляет состояние женщин, испытывающих насилие.

Также с женщинами проводятся психокоррекционные тренинги посредством различных упражнений.

Еще одной формой работы с женщинами, испытывающими насилие является шелтер - социальная гостиница Алексеева, Л.С. Социальная гостиница - структурное подразделение Центра социальной помощи семье и детям: Методические рекомендации по организации деятельности, где женщина с детьми может получить временное убежище и помощь специалистов в тех случаях, когда нормой общения в семье становятся оскорбления, угрозы, конфликты и побои, притеснение моральное и экономическое.

В центрах помощи семье и детям женщинам, испытывающим насилие проводится профилактическая работа, которая заключается в реализации различных программ профилактических мер, позволяющая предотвратить явление насилия в семье. Работа таких программ ведется в следующих направлениях: разработка и продвижение образовательной кампании по просвещению общественности о природе и специфике проблемы и влияния насилия в семье на общественные процессы, где немалое значение имеет активная пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни, формирование положительного имиджа здоровых семейных отношений; проведение образовательных программ (тренингов, семинаров) по проблеме насилия над женщинами во всех организациях, профессиональных сообществах, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях (врачи, педагоги, социальные работники, милиция), введение спецкурсов в соответствующих ВУЗах, других образовательных учреждениях Превентивные программы по проблеме насилия в семье.

Меры реагирования на насилие главным образом сосредоточены на предоставлении услуг и поддержки для жертв, а превентивные вмешательства сосредоточены на правовых реформах и повышении информированности.

В социальной работе с женщинами, испытывающими домашнее насилие, выделяются три группы задач: по их спасению, по поддержанию социального функционирования, по социальному развитию. Следует отметить, что в конкретных индивидуальных и социальных условиях на передний план выходит та или иная группа задач.

В случае реальной опасности для жизни и здоровья женщины могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом своих социальных услуг. Острые экономические затруднения дают право женщине обращаться за адресной социальной или экстренной помощью. Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты социальных и иных прав различных групп женского населения, содействием самозанятости и самообеспеченности женщин.

Все эти задачи, как правило, выполняются специалистами социальной работы, совместно с сотрудниками различных сфер: социального комплекса, правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.

Защита от насилия может проходить как в условиях стационарного наблюдения, так и с помощью нестационарных учреждений. Работа нестационарных учреждений сочетает, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

В последние годы в нашей стране активно развивается система центров социальной помощи и других учреждений социального обслуживания. В данных учреждениях в штатном расписании прописана должность специалиста социальной работы. Непосредственно помощь женщинам, подвергшимся насилию оказывают центры социальной помощи семье и детям. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные на вневедомственной основе (например, кризисный центр для женщин с телефоном доверия, в том числе зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями) Васильева, О.К. Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы.

Важно, чтобы деятельность данных организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачна для контроля в плане содержания и методов работы, а также была информационно доступна всем нуждающимся в ней. Надо отметить, что деятельность социальных организаций и кризисных центров должна быть направлена на решение проблем женщин - жертв насилия.

Создание и функционирование этих организаций является необходимым условием существования любого цивилизованного общества. Задачами центров для женщин, испытывающих насилие, являются: оказание социальной, психологической, юридической и иной помощи; социальная реабилитация членов семьи; оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в семье, осуществление социального контроля над поведением членов семьи, совершивших насилие в семье; предоставление убежища пострадавшим от насилия членам семьи.

Специалист социальной работы является ключевой фигурой и связующим звеном между различными структурами в помощи жертвам домашнего насилия, то и требование к этим специалистам высокие. Мировая практика свидетельствует о том, что специалист социальной работы, оказывая профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Деятельность специалиста социальной работы характеризуется, по меньшей мере, тремя различными подходами к вмешательству в проблему, которыми определяются вариации их профессиональных функций. Эти подходы обозначаются как воспитание, фасилитация, адвокатирование. Воспитательный подход позволяет специалисту по социальной работе выступать в роли учителя, консультанта, эксперта, давать совет, обучать. При фасилитативном подходе - исполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемы, объясняет ситуации, по возможности мобилизирует внутренние ресурсы клиента. Адвокатский подход применяется в тех случаях, когда специалист социальной работы выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента. Оказывает помощь в подборе аргументации, объяснение ситуации, подборе документально обоснованных обвинениях.

Домашнее насилие часто может носить скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагает все усилия для сокрытия факта насилия из-за чувства стыда, страха, ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда - по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария - это сложная и важная профессиональная задача специалистов социальной работы, требующая высокого уровня квалификации, умения наладить контакт и создать атмосферу безопасности и доверительности. Принципиальной задачей, которую нередко приходится решать, оказывается диагностика ситуации.

Так же, в ситуации домашнего насилия специалистам социальной работы приходится решать, как минимум, следующие задачи с помощью соответствующих им методов: просветительские, обучающие; диагностические; терапевтические; консультативные; организационные; административные. Как дополнительную, но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу специалиста по социальной работе - обеспечение психологической самозащиты, позволяющей ему не стать объектом манипуляций клиентов и избежать профессионального выгорания, поскольку ситуации домашнего насилия очень заряжены эмоционально и непросты.

Таким образом социально-реабилитационные центры помощи семье и детям предоставляют помощь женщинам в различных ситуациях и разными способами: индивидуальное консультирование, позволяющее более полно концентрироваться на личной жизни; группы поддержки; тренинги уверенности в себе, безопасного поведения, самообороны ; телефон доверия и другие. Специалистами центров проводится не только реабилитационная работа, но также профилактика и социальный патронаж, что позволяет решать проблему насилия над женщинами комплексно.

ОТВЕТ №40.МСЭК - ЕГО ФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

К основным направлениям деятельности МСЭК относятся:

Оценка статуса реабилитируемого. Эта работа проводится совместно экспертами, реабилитологами, психологами и специалистами по социальной работе, которые должны изучить характер и степень выраженности медико-социальных последствий заболевании, степень социальной дезинтеграции больного, уровень реабилитаций витого потенциала и определить реабилитационный прогноз. Параллельно формируется экспертное заключение (группа, причина и срок инвалидности).

Изучение структуры потребностей инвалида. С этой целью проводятся глубокое изучение и детализация ограничений жизнедеятельности инвалидов, определяются условия и формы их компенсации на уровне организма, личности и социальной группы, в которой реализуется жизнедеятельность больного.

Определение цепей и задач реабилитации больного. Цель, характеризует наиболее рациональный путь социальной реинтеграции Сольного, задачи определяют оптимальные пути достижения цели. Формулирование целей и задач реабилитации проводится с учетом пола, возраста, социального статуса больного, степени его социальной дезинтеграции, психологического портрета личности.

Определение основных направлений и форм реабилитации больного. На данном этапе изучаются возможности реабилитационных и других подразделений в ре: ионе, характер и доступность реабилитационной помощи, с одной стороны, структура потребностей инвалида - с другой. Определяются основные направления реабилитационных воздействий с учетом целей и задач реабилитации и заполняется индивидуальная программа реабилитации для каждого этапа.

В каждом человеке есть, так называемый реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.

Реабилитационный прогноз - предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.

Уровень реабилитационного потенциала определяется многими факторами, прежде всего особенностями клинической картины, характером протекания адаптивных процессов, уровнем и возможностью компенсации патологического процесса, возрастом и другими как клиническими, так и социальными факторами. Для уточнения состояния всех факторов, определяющих уровень реабилитационного потенциала, необходима очень подробная объективная информация, что требует обязательного тщательного обследования больного с использованием комплекса современных физиологических, психологических и других методов исследования.

Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я».

Согласно Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 12) реабилитационными явля­ются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными програм­мами.

По организационно-правовым формам реабилитацион­ные учреждения разделяются на государственные, муни­ципальные, негосударственные. К реабилитационным отно­сятся учреждения следующих типов: реабилитационно-производственные, реабилитационно-медицинские, реабилитационно-социальные.

Основными задачами реабилитационных учреждений являются:

* детализация и конкретизация индивидуальных про­грамм реабилитации, разрабатываемых учреж­дениями государственной службы медико-социальной экспертизы;

* разработка планов и программ проведения реабили­тации в конкретном учреждении;

* проведение медицинской реабилитации, осуществ­ление профессиональной реабилитации инвалидов, вклю­чающей профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, профессионально-производственную адаптацию;

* проведение социальной реабилитации, включающей социально-средовую ориентацию и социаль­но-бытовую адаптацию;

* динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов;

* оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государ­ственным и иным организациям, а также отдельным граж­данам.

Виды реабилитационных учреждений:

1. Реабилитационный центр - учреждение является мно­гопрофильным, комплексным, в структуре которого пред­ставлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая. (различаются по объектам работы: пожилые, инвалиды, несовершеннолетние и т.д.)

2. Реабилитационный центр для умственно отсталых лиц – является учреждением, предназначенным для профессионального и трудового обучения, социальной адаптации, медицинского обслуживания, бытового и рационального трудового устройства инвалидов с интеллектуальной недостаточностью не способных и ли ограниченно способных к самостоятельной жизни.

3. Дома-интернаты как учреждения реабилитационного типа – в основе реабилитационной деятельности медико-социальная реабилитация: д.-и. для инвалидов и пожилых людей (общего типа); психоневрологический интернат; геронтологические центры.

4. Образовательные учреждения для инвалидов как тип реабилитационных учреждений: обычные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования; спец. учебные заведения для инвалидов;

Таким образом, социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.

Медико-социальная экспертиза в системе реабилитации инвалидов Принятое в нашей стране и действующее до настоящего времени понятие инвалидности как стойкой утраты или ограничения трудоспособности, приводящей к значительному снижению материальной обеспеченности инвалидов, определяло основные направления социальной политики в отношении инвалидов с акцентом на денежные виды помощи и льготы материального характера. Современная концепция инвалидности трактует инвалидность значительно шире, чем ограничение возможностей выполнения труда. Она рассматривает человека с учетом всех акцентов его социальных связей, которые могут нарушаться в результате болезни или посредством травм. В соответствии с новым положением закона об основных началах социальной защищенности инвалида, инвалидом является лицо, нуждающееся в социальной защите вследствие ограничений жизнедеятельности, вызванных стойкими расстройствами функций организма в результате заболевания, травмы или дефекта. Инвалидность в настоящее время устанавливается лицам, страдающим хроническими заболеваниями или имеющим анатомические дефекты в тех случаях, когда возникшее нарушение функции организма препятствует выполнению профессионального труда и приобрело устойчивый, несмотря на лечение, характер. Инвалидность устанавливается при заболеваниях, приведших к необходимости прекратить профессиональный труд на продолжительный период или значительно изменить условия работы. Профессия — род дающей средства к жизни трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний, практических навыков, полученных путем образования, обучения или опыта. Квалификация — уровень подготовленности, мастерства, степень пригодности к выполнению профессионального труда, определяемая разрядом, классом, знанием и другими аттестационными категориями. Снижение объема профессиональной деятельности — это сокращение доли трудового участия, норм выработки, рабочего времени или норм обслуживания. Основной профессией считают работу, требующую наиболее высокой квалификации, для лиц неквалифицированного труда — работу, выполняемую наиболее длительное время. Установить инвалидность имеют право только уполномоченные на то государственные органы — врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), работающие в соответствии с Положением о врачебно-трудовых экспертных комиссиях. Определение группы инвалидности проводится на основании Инструкции, утвержденной Министерством здравоохранения, Государственным комитетом по труду и социальным вопросам, ВЦСПС и согласованной с Министерством социального обеспечения РФ. Медико-социальные экспертизы детей в возрасте до 16 лет производятся учреждениями здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ в соответствии с приказом Минздрава РФ № 117 от 4 июля 1991г. «О порядке выдачи медицинского заключения на детей инвалидов в возрасте до 16 лет». На освидетельствование во ВТЭК принимаются больные по направлению лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), где больной лечился и наблюдался. Направляется больной в том случае, если по заключению врачебно-консультационной комиссии этого ЛПУ у него имеются признаки инвалидности. Этот вывод должен быть обоснован результатами всестороннего медицинского обследования, в комплекс которого обязательно включаются функциональные методы исследования, позволяющие не только установить диагноз, но и функциональный резерв организма, компенсаторные возможности его систем и органов. Обследование в условиях нагрузочных тестов дает возможность установить доступные и показанные больному физические и нервно-психические нагрузки. Сопоставление их с теми нагрузками, которые предъявляются организму больного различными условиями его жизни и труда, является основой для заключения об инвалидности. Кроме результатов обследования больного, позволяющих установить диагноз, состояние компенсаторных и адаптивных процессов, реабилитационный потенциал и прогноз заболевания, в направлении ЛПУ должны содержаться сведения о проведенном восстановительном лечении, данные, подтверждающие стойкий и необратимый характер заболевания, сроки временной нетрудоспособности, сведения о характере и условиях трудовой деятельности. При оценке трудоспособности в настоящее время руководствуются определением трудоспособности как состояния организма, при котором совокупность физических и духовных возможностей позволяет лицу выполнять работу определенного объема и качества. При этом в каждом случае учитываются как медицинские, так и социальные критерии. Под медицинскими критериями понимаются характер и течение заболевания, степень компенсации патологического процесса и прогноз компенсации. Под социальными — образование, общая профессиональная подготовка, характер и условия труда, возраст, учитывается также оценка больным своих возможностей на предмет продолжения трудовой деятельности, его психологические особенности и другие факторы. В зависимости от степени утраты трудоспособности инвалидность подразделяется на три группы. Первая группа инвалидности устанавливается в том случае, если у больного имеется такое нарушение функций организма, при котором он не может сам себя обслуживать и нуждается в постоянной помощи и уходе. При этом речь идет не об эпизодической помощи вследствие временного ухудшения состояния здоровья, а о повседневном, систематическом уходе. Это тяжелобольные люди с хроническими, прогрессирующими заболеваниями, например больные атеросклерозом сосудов головного мозга, осложненного инсультом, приведшего к параличу верхних или нижних конечностей, и афазией, психически больные люди с тяжелыми затяжными кататоническими и параноидными синдромами вследствие шизофрении и т.п. Вторая группа инвалидности устанавливается в том случае, если у больного имеются значительно выраженные функциональные нарушения, хотя и не такие, чтобы обусловить необходимость постоянной посторонней помощи, но в то же время приведшие либо к полной постоянной или длительной нетрудоспособности, либо к такому состоянию, когда отдельные виды труда могут быть доступны только в специально созданных условиях (специальные цеха, участки для трудоустройства инвалидов, работа на дому). Третья группа инвалидности устанавливается в том случае, если у больного имеется значительное снижение трудоспособности, обусловленное соответствующим нарушением функций организма вследствие хронического заболевания или дефекта и приведшее к необходимости перехода на работу, требующую другой профессии, более низкой квалификации, либо к изменению условий работы в своей профессии — значительному уменьшению ее объема. В процессе освидетельствования врачи-эксперты во всех случаях выясняют так называемые потенциальные профессиональные способности инвалида, то есть способности к выполнению профессиональной деятельности, которые при создании определенных условий могут быть реализованы. В зависимости от возможности выполнения труда и условий, определяющих при этом состояние экономического статуса инвалида, их можно разделить на следующие основные категории: • не способные выполнять любые виды деятельности; • при создании определенных условий так называемая остаточная трудоспособность позволяет выполнять некоторые виды трудовой деятельности, но последнее не обеспечивает экономической самостоятельности; • трудовая деятельность обеспечивает экономическую самостоятельность, но ограничена определенными условиями и кругом профессий. Первая группа инвалидности устанавливается на 2 года, а вторая и третья — на 1 год. В некоторых случаях, когда необратимое хроническое заболевание принимает прогрессирующее течение, после определенного срока наблюдения за больным инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования. ВТЭК рассматривается как этап реабилитационного процесса. Заключение о группе инвалидности оформляется в виде справки определенного образца, которая является ценным документом для предоставления пенсии и всех рекомендаций по реабилитации отвечающими за это учреждениями и службами. В основу нового определения инвалидности положена современная концепция оценки последствий болезней и травм Всемирной организации здравоохранения, которая для практического использования разработала «Международную классификацию нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» (ВОЗ, Женева, 1980 г.). Указанная классификация предлагает трехмерную концепцию последствий болезни. В соответствии с ней основными этапами в развитии болезни являются следующие: в организме под влиянием какого-то фактора возникают те или иные изменения. Причина (этиология) дает начало структурным изменениям органов и функций организма, то есть патологии. Эти изменения называются симптомами и признаками заболевания. Изменения, вызванные заболеваниями в органах, называются нарушениями. Они могут быть временными и постоянными и обусловливают изменение внешнего вида заболевшего, структуры его тела и т. д. Нарушения приводят к различным видам ограничения жизнедеятельности больного, которое, в свою очередь, затрудняет или делает невозможной обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и культурного положения). Этот недостаток индивида называют социальной недостаточностью. Для стандартизации методических подходов к оценке последствий болезни разработаны три классификационные схемы: классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. Различают следующие виды нарушений: 1. Умственное нарушение, выражающееся в нарушениях интеллекта, памяти, мышления. 2. Другие психологические нарушения, выражающиеся в расстройствах сознания, внимания, нарушения эмоциональной реакции, настроения, психомоторных функций и др. 3. Языковые и речевые нарушения. 4. Ушные нарушения. 5. Зрительные нарушения. 6. Висцеральные и метаболические нарушения, выражающиеся в различных проявлениях заболеваний внутренних органов. 7. Двигательные нарушения. 8. Уродующие нарушения. По степени выраженности нарушения могут быть легкими, средней тяжести и тяжелыми, временными и постоянными, может иметь место одновременное наличие двух или нескольких видов нарушений. Ограничения жизнедеятельности выражаются в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. Под способностью или возможностью к самообслуживанию понимается способность справляться с основными физиологическими потребностями, такими как личная гигиена, одевание, прием пищи и т.п. Под способностью к ориентации понимается способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде при использовании сознания и анализаторов — слуха, зрения, обоняния, осязания. Степень снижения имеет несколько градаций: 1- я степень — компенсации имеющегося снижения за счет использования вспомогательных или медикаментозных средств; 2- я степень — необходимость периодической помощи других лиц; 3- я степень — необходимость постоянного ухода ввиду неспособности инвалида при условии использования вспомогательных и медикаментозных средств ориентироваться в обычной среде жизнедеятельности. Под способностью к общению понимается способность общаться с окружающими, то есть воспринимать речь, язык символов, жестов или мимики, когда речь невозможна, понимать письменный язык, иметь способность разговаривать, слушать, видеть и т.п. Степень снижения способности к общению различается по выраженности — умеренная, значительная и полная неспособность к генерации устных и письменных сообщений и восприятия их. Под способностью контролировать свое поведение понимается способность адекватно вести себя, т. е. способность осознавать себя, определять местоположение во времени и пространстве, правильно идентифицировать людей и объекты, осознавать личную безопасность, понимать и справляться с создавшейся ситуацией, выполнять семейную и профессиональную роль и т.п. Под способностью к обучению понимается возможность получения образования. Получение образования оценивается по возможности обучения в учебных заведениях общего типа, необходимости обучения в специальных учреждениях. По этим критериям судят о степени ограничения способностей в получении образования. Самой высокой степенью ограничения является отсутствие способностей к обучению. Под способностью к трудовой деятельности понимается возможность осуществлять трудовую деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека. Снижение такой способности может являться прямым следствием нарушения определенного вида жизнедеятельности или психологической реакцией инвалида на заболевание. Снижение способности может быть временным и постоянным, различной степени выраженности. Самая легкая степень снижения способности осуществлять трудовую деятельность выражается в том, что человек выполняет работу самостоятельно, но с трудом, с усилием. Более выраженная степень характеризуется т<

Наши рекомендации