Цели летней производственной практики
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра хирургии педиатрического и стоматологического факультетов
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
по производственной практике для руководителей практики ВУЗов и ЛПУ,
студентов II курса педиатрического факультета
по специальности «помощник палатной медицинской сестры»
Краснодар 2009
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра хирургии педиатрического и стоматологического факультетов
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
и дневник по летней производственной практике для
студентов II курса педиатрического факультета
по специальности «Санитарская практика»
Краснодар 2009
Составители: Зав. кафедрой хирургии педиатрического
и стоматологического факультетов КГМА,
д.м.н., проф. С.Е Гуменюк
. Асс А.Ю Сидельников
. Асс. к.м.н. С.Н. Потемин
Рецензенты: Зав. кафедрой сердечно-сосудистой хирургии ФППВ КГМУ
д.м.н., проф. О.А. Алуханян
Зав. кафедрой госпитальной хирургии КГМУ
д.м.н., проф. В.А. Авакимян
Методическое руководство по производственной практике студентов II курса педиатрического факультета по специальности «помощник палатной медицинской сестры» предназначено для студентов, походящих летнюю производственную практику на клинических базах, руководителей практики, ответственных врачей – ординаторов отделений хирургического профиля и отделений реанимации и интенсивной терапии. В методическом руководстве освещены вопросы целей, задач производственной практики, вопросы оформления медицинской документации. В методическом руководстве приведен перечень практических навыков и манипуляций, которыми должны овладеть студенты после прохождения производственной практики, уровень усвоения, а также и вопросы для собеседования со студентами после прохождения ими производственной практики.
Рекомендовано к изданию ЦМС КГМУ
(протокол №____от_____________2008г.)
оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ.......................................................................................... 4
ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................... 5
ЦЕЛИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ........................ 5
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ.............................................................................. 5
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ..................................................... 5
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ХИРУРГИЧЕСКОМ, РЕАНИМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИЯХ.......................................................................................... 6
I. ПРИЕМ БОЛЬНЫХ В ПРИЕМНОМ ПОКОЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА..................................................................................... 6
II. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ..... 7
III. ПЕРЕВЯЗОЧНАЯ, УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВЯЗОК. 7
IV. ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ................ 8
V. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ........... 8
VI. ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК.............................................................. 8
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ 2-ГО КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА..................................... 9
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И МАНИПУЛЯЦИЙ...... 10
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПОУЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ 13
ДНЕВНИК (ОБРАЗЕЦ)........................................................................... 14
ПРЕДИСЛОВИЕ
Летняя производственная практика в качестве помощника палатной и процедурной медицинской сестры предусматривает ознакомление студентов 2-го курса педиатрического факультета с работой лечебно-профилактического учреждения, приобретение практических навыков в объеме помощника медицинской сестры, а также оказание неотложной первой помощи больным при острых нарушениях сознания, дыхания, сердечной деятельности, терминальных состояниях.
Производственная практика является логическим продолжением учебного процесса по курсу ухода за хирургическими больными.
Студенты, пришедшие на производственную практику, впервые сталкиваются с лечебно-диагностическими процессами в условиях лечебно-профилактического учреждения, они общаются с больными, знакомятся с лечебно-охранительными и санитарно-гигиеническим режимом хирургических отделений, приобретают навыки оказания первой медицинской помощи. Поэтому весьма важно соблюдать деонтологические правила поведения с больными и воспитывать в себе принципиальность, милосердие.
Студенту необходимо завоевать уважение, доверие больного, медицинского персонала. Этические нормы поведения являются основой для работы с больными.
Настоящее методическое указание поможет правильно организовать практику. Оно рассчитано на непосредственных руководителей производственной практики, старших медицинских сестер и студентов 2-го курса педиатрического факультета.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
1. Основные правила и методики ухода за больными при различных заболеваниях.
2.Основные правила и методики медсестринских манипуляций. 3. Принципы медицинской этики и деонтологии.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Производственная практика студентов 2-го курса в качестве помощника медицинской сестры проводится после окончания весенней экзаменационной сессии и длится 24 рабочих дня. Студенты работают ежедневно по 6 часов. Из них 9 дней практики - в хирургическом отделении, 1 день - в приемном покое, 1 день - в реанимационном отделении, 1 день - в операционном блоке.
Руководство практикой осуществляет кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов. Непосредственными руководителями практики являются старшие медицинские сестры хирургических отделений базовых больниц.
Студенты ежедневно ведут дневники, в которых записывают выполненную работу за день. Медсестра, под руководством которой студенты работают, заверяет этот дневник.
За время производственной практики студент представляет руководителю практики оформленный дневник, реферат. Проводится собеседование по программным вопросам (перечень вопросов для собеседования представлен в приложении 4) и выставляется дифференцированная оценка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ХИРУРГИЧЕСКОМ, РЕАНИМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИЯХ
При прохождении производственной практики каждый студент должен ознакомиться с работой лечебно-профилактического учреждения, приобрести практические навыки по общему уходу за хирургическими больными, оказанию неотложной помощи и санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к хирургической службе.
VI. ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК
В операционном блоке студент знакомится:
- со стерилизацией материалов, перчаток, инструментария;
- с обработкой рук перед операцией;
- с работой операционной и участвует в операциях в качестве помощника операционной сестры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ 2-ГО КУРСА
ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
1. Сущность понятия клинической гигиены.
2. Основные компоненты медсестринского ухода за хирургическими больными.
3. Понятия об общем и специальном уходе.
4. Основные элементы гигиены медицинского персонала.
5. Особенности ухода за хирургическими больными.
6. В чем заключается первая помощь при попадании средств дезинфекции на кожу, в рот, носоглотку, глаза, желудок.
7. Основные задачи приемного отделения хирургической клиники.
8. Санитарная обработка больного в приемном покое.
9. Гигиеническая подготовка больного к экстренной операции.
10. Дезинфекция ванн, мочалок, ножниц.
11. Гигиена воздуха в хирургическом стационаре.
12. Гигиенические принципы профилактики госпитальной инфекции в хирургическом отделении.
13. Температурный режим, способы вентиляции, дезинфекция воздуха в хирургическом отделении и операционно-перевязочном блоке.
14. Особенности кормления больного в постели, зондовое энтеральное питание, питание через гастростому.
15. Стерилизация воздуха в операционной.
16. Укладка на операционный стол, снятие со стола, транспортировка больного в отделение.
17. Зоны операционного блока, их отличие, "правила красной черты".
18. Лечебно-охранительный режим в отделении.
19. Подготовка больного к операции.
20. Понятие о режиме хирургического больного. Виды режима.
21. Пролежни, причины возникновения, профилактика, лечение.
22. Смена белья у хирургического больного. Методы санитарной обработки.
23. Помощь больному при рвоте, при инспирации желудочного содержимого.
24. Мероприятия по уходу за больными в бессознательном состоянии.
25. Как обращаться с трупом.
26. Послеоперационная рана, наблюдение за ней, признаки осложнений со стороны раны.
27. Дренажи, уход за ними.
28. Особенности ухода за больными, оперированными на органах брюшной полости.
29. Особенности ухода за больными, оперированными на мочевыводящих путях.
30. Особенности ухода за больными, оперированными на грудной клетке.
31. Профилактика легочных осложнений.
32. Клизмы, виды клизм.
33. Техника постановки банок, горчичников.
34. Катетеризация мочевого пузыря.
35. Газоотводная трубка, техника ее постановки.
36. Правила измерения температуры тела.
37. Деонтология в хирургии.
38. Открытый, закрытый массаж сердца.
39. Искусственное дыхание.
40. Способы транспортировки больного в отделение.
41. Устройство процедурного кабинета, его оснащение.
42. Методы предстерилизационной обработки шприцев.
43. Обеззараживание инструментов.
44. Техника выполнения п/к, в/м, в/в инъекций.
45. Пути предупреждения проникновения инфекции в рану при работе в перевязочной.
46. Перевязка - определение, показания.
47. Измерение пульса, А/Д и частоты дыхания.
48. Асептика. Методы.
49. Антисептика. Методы.
50. Методы временной остановки кровотечений.
ДНЕВНИК (образец)
Дата | Что выполнено | Подпись |
Характеристика
Место печати | Подписи | Старшая медсестра отделения Главный врач больницы |
ДНЕВНИК (заполняется студентом)
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Дата | Выполненная работа | Подпись |
Характеристика
Место печати Зав. отделения
Ст. мед. сестра
подписи
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра хирургии педиатрического и стоматологического факультетов
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
по производственной практике для руководителей практики ВУЗов и ЛПУ,
студентов II курса педиатрического факультета
по специальности «помощник палатной медицинской сестры»
Краснодар 2009
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра хирургии педиатрического и стоматологического факультетов
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
и дневник по летней производственной практике для
студентов II курса педиатрического факультета
по специальности «Санитарская практика»
Краснодар 2009
Составители: Зав. кафедрой хирургии педиатрического
и стоматологического факультетов КГМА,
д.м.н., проф. С.Е Гуменюк
. Асс А.Ю Сидельников
. Асс. к.м.н. С.Н. Потемин
Рецензенты: Зав. кафедрой сердечно-сосудистой хирургии ФППВ КГМУ
д.м.н., проф. О.А. Алуханян
Зав. кафедрой госпитальной хирургии КГМУ
д.м.н., проф. В.А. Авакимян
Методическое руководство по производственной практике студентов II курса педиатрического факультета по специальности «помощник палатной медицинской сестры» предназначено для студентов, походящих летнюю производственную практику на клинических базах, руководителей практики, ответственных врачей – ординаторов отделений хирургического профиля и отделений реанимации и интенсивной терапии. В методическом руководстве освещены вопросы целей, задач производственной практики, вопросы оформления медицинской документации. В методическом руководстве приведен перечень практических навыков и манипуляций, которыми должны овладеть студенты после прохождения производственной практики, уровень усвоения, а также и вопросы для собеседования со студентами после прохождения ими производственной практики.
Рекомендовано к изданию ЦМС КГМУ
(протокол №____от_____________2008г.)
оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ.......................................................................................... 4
ПРЕДИСЛОВИЕ....................................................................................... 5
ЦЕЛИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ........................ 5
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ.............................................................................. 5
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ..................................................... 5
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ХИРУРГИЧЕСКОМ, РЕАНИМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИЯХ.......................................................................................... 6
I. ПРИЕМ БОЛЬНЫХ В ПРИЕМНОМ ПОКОЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО СТАЦИОНАРА..................................................................................... 6
II. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ХИРУРГИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ..... 7
III. ПЕРЕВЯЗОЧНАЯ, УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕВЯЗОК. 7
IV. ПРОЦЕДУРНЫЙ КАБИНЕТ. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ................ 8
V. УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ........... 8
VI. ОПЕРАЦИОННЫЙ БЛОК.............................................................. 8
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ СО СТУДЕНТАМИ 2-ГО КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА..................................... 9
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И МАНИПУЛЯЦИЙ...... 10
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПОУЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ 13
ДНЕВНИК (ОБРАЗЕЦ)........................................................................... 14
ПРЕДИСЛОВИЕ
Летняя производственная практика в качестве помощника палатной и процедурной медицинской сестры предусматривает ознакомление студентов 2-го курса педиатрического факультета с работой лечебно-профилактического учреждения, приобретение практических навыков в объеме помощника медицинской сестры, а также оказание неотложной первой помощи больным при острых нарушениях сознания, дыхания, сердечной деятельности, терминальных состояниях.
Производственная практика является логическим продолжением учебного процесса по курсу ухода за хирургическими больными.
Студенты, пришедшие на производственную практику, впервые сталкиваются с лечебно-диагностическими процессами в условиях лечебно-профилактического учреждения, они общаются с больными, знакомятся с лечебно-охранительными и санитарно-гигиеническим режимом хирургических отделений, приобретают навыки оказания первой медицинской помощи. Поэтому весьма важно соблюдать деонтологические правила поведения с больными и воспитывать в себе принципиальность, милосердие.
Студенту необходимо завоевать уважение, доверие больного, медицинского персонала. Этические нормы поведения являются основой для работы с больными.
Настоящее методическое указание поможет правильно организовать практику. Оно рассчитано на непосредственных руководителей производственной практики, старших медицинских сестер и студентов 2-го курса педиатрического факультета.
ЦЕЛИ ЛЕТНЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
1. Ознакомление студентов с работой лечебно-профилактических учреждений.
2.Овладение приемами ухода за больными.
3. Овладение методиками сестринских и некоторых врачебных манипуляций.
4-Воспитание неукоснительного соблюдения правил деонтологии и этики.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
1. Основные правила и методики ухода за больными при различных заболеваниях.
2.Основные правила и методики медсестринских манипуляций. 3. Принципы медицинской этики и деонтологии.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Производственная практика студентов 2-го курса в качестве помощника медицинской сестры проводится после окончания весенней экзаменационной сессии и длится 24 рабочих дня. Студенты работают ежедневно по 6 часов. Из них 9 дней практики - в хирургическом отделении, 1 день - в приемном покое, 1 день - в реанимационном отделении, 1 день - в операционном блоке.
Руководство практикой осуществляет кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов. Непосредственными руководителями практики являются старшие медицинские сестры хирургических отделений базовых больниц.
Студенты ежедневно ведут дневники, в которых записывают выполненную работу за день. Медсестра, под руководством которой студенты работают, заверяет этот дневник.
За время производственной практики студент представляет руководителю практики оформленный дневник, реферат. Проводится собеседование по программным вопросам (перечень вопросов для собеседования представлен в приложении 4) и выставляется дифференцированная оценка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ХИРУРГИЧЕСКОМ, РЕАНИМАЦИОННОМ ОТДЕЛЕНИЯХ
При прохождении производственной практики каждый студент должен ознакомиться с работой лечебно-профилактического учреждения, приобрести практические навыки по общему уходу за хирургическими больными, оказанию неотложной помощи и санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к хирургической службе.