Тест Кеттелла: средние показатели по факторам.
А | В | С | Е | F | G | H | I | ||
Эксп.гр. | 5,294 | 4,941 | 5,529 | 6,176 | 7,058 | 6,529 | 7,235 | 6,823 | |
Контр.гр. | 8,239 | 4,478 | 8,239 | 5,869 | 5,434 | 8,239 | 8.022 | 6,478 | |
L | M | N | О | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | MD | |
Эксп.гр. | 6,529 | 6,705 | 6,529 | 6,882 | 8,588 | 6,647 | 5,352 | 6,647 | 7,411 |
Контр.гр. | 5,456 | 6,608 | 5,847 | 7,065 | 6,673 | 5,130 | 6,826 | 5,217 | 6,434 |
Исследование самооценки испытуемых обеих выборок с помощью методики Дембо-Рубинштейн дало следующие результаты.
1. Шкала «Здоровье». Обычно люди оценивают себя по этой шкале довольно высоко, если нет каких-либо серьезных хронических заболеваний, что и показало исследование контрольной группы (см. рис. 3). Но подростки-суициденты оценили себя ниже середины по шкале «Здоровье» в 41,2% случаев. В беседе выяснилось, что основные причины, по которым они оценивают себя в этом отношении так низко - это частые простудные заболевания, травмы и перенесенные болезни в прошлом. Так как ОРЗ и травмы бывают практически у всех, но это не мешает им оценивать себя высоко по шкале «Здоровье», в случае подростков-суицидентов можно говорить о некоторой ипохондрии. 6 человек из 17 сказали о «постоянном плохом настроении», «депрессии», которые они тоже считают болезненным состоянием. 4 человека (3 мальчика и 1 девочка) сказали о «плохой фигуре» («ненакачанный», «толстая»). Это, по их мнению, тоже является показателями плохого здоровья.
Рис. 3. Самооценка подростков-суицидентов.
Рис. 4. Самооценка испытуемых контрольной группы.
2. Шкала «Ум». Пониженная самооценка по этой шкале свойственна 35,3% испытуемых экспериментальной группы. Такое же количество подростков-суицидентов оценивают свои умственные способности достаточно высоко, а 29,4 % поставили отметку посредине шкалы. Основной мотив постановки отметки в определенное место - сравнение себя с одноклассниками по успеваемости.
В контрольной группе высоко оценили себя по шкале «Ум» 52,2 % испытуемых, а ниже середины поставили отметку лишь 13%, большинство из которых являются учащимися Вечерней средней школы, куда зачастую попадают отчисленные из обычной школы за неуспеваемость. То есть у них было больше оснований занизить свою оценку по данной шкале, чем у большинства подростков-суицидентов.
3. Шкала «Характер». 47 % подростков-суицидентов оценили свой характер как «хуже среднего»; в контрольной группе низко оценили себя по этой шкале 21,7 % испытуемых. А причины, по которым они ставили низкую отметку, в основном, одни и те же: вспыльчивость, «кричание на родителей» и др.
4. Шкала «Счастье». Эта шкала является самой показательной. В контрольной группе лишь 8,7 % поставили отметку ниже середины, 30,4 % считают уровень своего счастья средним и 60,9 % оценили себя как счастливых, причем четыре человека поставили отметку в самой высшей точке.
В группе суицидентов большинство испытуемых считают себя несчастными (76,5 %), причем один мальчик поставил оценку даже не в нижней точке шкалы, а в нижней точке листа. Основные причины субъективного ощущения несчастья - проблемы с родителями (чаще - с отцом), и «несчастная любовь».
Следует обратить внимание на единственных двух человек из группы суицидентов, которые оценили себя как счастливых. Обе эти девочки являются воспитанницами школы-интерната. Это специфическое заведение, основной контингент которого - дети, родители которых лишены родительских прав. Многие из этих подростков до попадания в данное учебное заведение были постоянными свидетелями пьяных драк родителей и т.п. Кроме того, из двухчасовой беседы с пятиклассником-учащимся этого интерната, стало известно о тяжелых условиях жизни в этом заведении, о процветающей там «дедовщине». Следовательно, можно сделать вывод, что самооценка этих девочек по шкале «Счастье», носит, возможно, гиперкомпенсаторный характер.
Итак, в целом можно говорить о заниженной самооценке практически по всем шкалам методики Дембо-Рубинштейн в группе суицидентов, но наиболее показательными являются результаты, полученные по шкале «Счастье».
Таблица 2.