Перечень знаний студентов по курсу биомедицинской этики
БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
Методические рекомендации к практическим занятиям
Казань 2002
УДК 614.253
ББК 87.75
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Составители:
зав. кафедрой биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины д.м.н., профессор Альбицкий В.Ю.,
к.м.н., доцент Абросимова М.Ю.,
к.м.н., ассистент Гурылева М.Э.
Рецензенты:
д.м.н., профессор Пикуза О.И.,
к.ф.н. Нежметдинова Ф.Т.
Биомедицинская этика: Методические рекомендации к практическим занятиям /Альбицкий В.Ю., Абросимова М.Ю., Гурылева М.Э. – Казань: КГМУ, 2002. - 41 с.
Методические рекомендации призваны оказать помощь при подготовке к практическим занятиям по курсу биомедицинской этики. В приложении даны документы Всемирной медицинской ассоциации, Всемирной организации здравоохранения, Ассоциации врачей России и др., вопросы к зачету.
Методические рекомендации предназначены для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультетов медицинского университета.
© Казанский государственный медицинский университет, 2002
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
С установлением в России в начале 90-х годов отношений, характерных для правового государства, и в связи с нарастанием движения за демократические права все заметнее в нашей стране становится интерес общественности, органов государственной власти, медиков, населения к широкому кругу социальных, экономических, этических и правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биомедицинской этики (биоэтики).
Формирование биоэтики как новой области знаний, прежде всего, обусловлено небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а то и невозможным. Причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека – от зачатия до смерти. Другой ведущей причиной развития биоэтики стало движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран понятий о либерально-демократических правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых как их составная и наиважнейшая часть не могли не получить нового осмысления и права пациента.
Для того чтобы идеи биоэтики нашли свое отражение в практической медицине, необходимо подготовить почву для её восприятия нашими врачами, начать подготовку специалистов-медиков по биомедицинской этике.
Предлагаемое методической пособие максимально учитывает рекомендации и основные положения проекта программы преподавания дисциплины "Биомедицинская этика", разработанной сотрудниками сектора биоэтики Института человека РАН, и рекомендованной к использованию Учебно-методическим объединением по медицинскому образованию (УМО) Минздрава РФ.
Методическое пособие составлено в соответствии с программой по дисциплине "Биомедицинская этика" для студентов медицинского университета, разработанной сотрудниками кафедры биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории медицины совместно с кафедрой философии КГМУ и утвержденной ПМК Методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин КГМУ.
Цель преподавания биомедицинской этики
Биомедицинская этика как специальная дисциплина играет важную роль в системе подготовки врача, формировании его гуманистического мировоззрения, чувства социальной ответственности, повышает уровень нравственно-правовой и профессиональной культуры. Являясь составной частью общей гуманитарной подготовки студентов и основываясь на логике современных
- 4 -
этических и правовых теорий, биомедэтика дает критерии для правильной оценки конкретных проблемных ситуаций современной медицинской практики, для поиска оптимальных решений возникающих при этом этико-правовых дилемм.
Задачи преподавания биомедицинской этики
1. Ознакомить студентов с новейшими зарубежными и отечественными разработками в области биомедицинской этики, нормами и принципами международного и российского права, касающимися рассматриваемых проблем.
2. Способствовать развитию нравственно-правовой культуры врача, совершенствовать навыки культуры общения врача с пациентами, учитывая новый этический императив медицины - уважение прав пациента, его системы ценностей и религиозной ориентации.
3. Воспитывать студентов (слушателей) в духе социально-правовой, нравственной и профессиональной ответственности.
4. Ознакомить студентов с этико-нормативными актами медицинской деятельности с целью подготовки их к работе в условиях обязательной и добровольной страховой системы.
Перечень знаний студентов по курсу биомедицинской этики
После изучения курса биомедицинской этики студент должен:
- сформировать представление об особенностях и закономерностях биомедицинской этики в современном обществе, причинах ее возникновения, формирующих факторах и основных принципах;
- усвоить основные исторические этапы зарождения и развития этики, медицинской этики, биомедицинской этики, основные понятия биомедицинского характера, овладеть информационным минимумом (дефиниции, факты, персоналии и др.);
- использовать знания по биомедицинской этике для профессионального совершенствования и самовоспитания;
- знать права и обязанности пациента, уметь применять знания по биомедицинской этике при общении с пациентом и его родственниками;
- знать свои права и обязанности при взаимоотношениях с пациентами и с коллегами;
- овладеть методикой исследовательской работы (работать со справочной литературой, составлять библиографию по теме, реферировать, анализировать и обобщать научную литературу, формулировать проблему, цель и выводы исследования);
- решать ситуационные задачи, условия которых затрагивают этические или деонтологические принципы современного врача;
- сформировать представление о профессиональном врачебном поведении, основанном на деонтологических нормах и принципах;
- 5 -
- усвоить основные нормативные и законодательные международные и Российские документы, регламентирующие правовое и этическое поведение врача в современном обществе;
- уметь выступать перед аудиторией, вести дискуссию.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
1. Медицина, этика, право и религия: формы взаимодействия 2 часа
2. История и традиции медицинской этики в России 2 часа
3. Теоретические основы биомедицинской этики 2 часа
4. Модели и правила взаимоотношений между врачом и пациентом 2 часа
5. Права пациента как центральная проблема биоэтики 2 часа
6. Неблагоприятные последствия медицинской деятельности и
ответственность медицинских работников 2 часа
7. Социальные, правовые и этические аспекты начала жизни человека 2 часа
8. Современные биомедицинские технологии и этические
проблемы вмешательства в природу человека 2 часа
9. Правовые и этические проблемы ординарных и экстраординарных
средств продления жизни. Моральные проблемы, связанные с
эйтаназией и трансплантологией 2 часа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Вводное. Введение в биоэтику. Методика подготовки к занятиям 2 часа
2. Классическая (Гиппократова) медицинская этика (деонтология).
Этические требования к врачу в современном обществе 2 часа
3. Медицинские (врачебные) ошибки. Проблема ятрогенных
заболеваний 2 часа
4-5. Права пациента в международной практике и в России 4 часа
6. Экспериментальная медицина: этические и правовые проблемы 2 часа
7. Этические проблемы аборта, контрацепции, стерилизации.
Новые репродуктивные технологии 2 часа
8. Эйтаназия как биоэтическая проблема 2 часа
9. Этико-правовые проблемы клинической трансплантологии
и трансфузиологии 2 часа
10. СПИД: этико-правовые проблемы 2 часа
11. Этико-правовые проблемы медицинской генетики и генной
инженерии 2 часа
12. Этические проблемы педиатрии (для педиатрического факультета) 2 часа
Этические проблемы профилактической медицины (для медико-
профилактического факультета) 2 часа
Этические проблемы стоматологии (для стоматологического
факультета) 2 часа
13. Зачет 2 часа
- 6 -
ЗАНЯТИЕ 1
ВВОДНОЕ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЭТИКУ. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
На вводном занятии студенты знакомятся с планом проведения занятий и методикой подготовки к ним.
Виды работ
1. Подготовка устного ответа на вопросы семинара, сообщения (реферата) по теме занятия.
2. Конспектирование и анализ документов ВМА, ВОЗ, статей Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" и др.
3. Решение задач и тестовых заданий.
4. Участие в дискуссии.
Сообщение (реферат) - форма учебно-исследовательской работы студентов, позволяющая овладевать навыками исследовательской работы, определять степень изученности проблемы, выделять узловые вопросы, делать выводы по теме. Это обобщенное и систематизированное изложение темы на основе изучения источников и литературы, а также мнения и выводов автора сообщения.