Перечень формируемых практикой знаний, умений и навыков студентов и перечень компетенций (по ФГОС ВПО)

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики: ОК-1, ОК-7, ОК-9, ОК-10, ОК-13, ОК-19, ПК-4, ПК-15, ПК-26, ПК-27, ПК-28, ПК-41, ПК-42, ПК-46, ПК-47, ПК-56, ПК-57, ПК-58.

Общекультурные компетенции (ОК):

Социально-личностные общекультурные компетенции:

· готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

· умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-7);

· понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

· способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

Общенаучные общекультурные компетенции:

· способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

Инструментальные общекультурные компетенции:

· способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19);

Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные компетенции:

· понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

· понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15);

· знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

· углубленное знание особенностей новостной журналистики и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ПК-27);

· осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике (ПК-28);

· оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41).

Редакторская деятельность:

· редактировать печатный текст, аудио-, видео- или Интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);

· осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (ПК-44);

· принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу (ПК-46);

· участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия) (ПК-47).

Производственно-технологическая деятельность:

· участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач (ПК-56).

· готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами (ПК-57);

· участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий (ПК-58).

В ходе преддипломной практики студенты должны приобрести следующие практические навыки, умения:

· продемонстрировать профессиональные навыки подготовки проблемно-аналитических материалов в соответствии с дифференциацией журналистской творческой деятельности;

· закрепить теоретические знания о специфике годового планирования производственной деятельности в редакции печатного издания / телекомпании / радиокомпании;

· овладеть умением работать над выпуском СМИ в «команде»;

· ознакомиться со структурой редакции, особенностями ее программной политики;

· изучить особенности распространения данного СМИ, проанализировать читательскую / зрительскую аудиторию СМИ;

· закрепить теоретические знания по квалифицированному поиску необходимой информации в Интернете и грамотному использованию найденных материалов для подготовки собственных печатных материалов / телепередач / радиовыпусков;

· закрепить теоретические знания по использованию электронной почты, факса, цифрового фотоаппарата / цифрового диктофона и монтажного радиооборудования / видеокамеры и монтажного телеоборудования;

· закрепить полученные навыки по редактированию и корректуре готовых полос издания в печатных СМИ;

· отрабатывать технику речи, навыки диктора, ведущего передач (когда свободны радио- и телестудии, в качестве практических занятий) в электронных СМИ.

Структура и содержание практики

Преддипломная практика носит комплексный характер и включает следующие этапы:

1) установочная конференция;

2) ознакомительно-подготовительный этап;

3) основной практический этап;

4) вариативный этап (Приложение № 5);

5) подведение итогов и оценка результатов практической деятельности (итоговая конференция).

Общая трудоемкость учебно-ознакомительной практики составляет 4,5зачетных единиц.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость Формы текущего контроля
Установочная конференция Инструктаж по технике безопасности Знакомство с программой практики, методическими рекомендациями по подготовке, содержанию и оформлению отчетной документации Получение программы практики     Методическое сопровождение, консультации
Ознакомительно-подготовительный этап Ознакомление с типологическими и со структурными особенностями СМИ, с правилами внутреннего распорядка организации СМИ, с функциональными обязанностями штатных сотрудников редакции Ведение с первого дня практики индивидуального дневника в целях фиксации этапов практической деятельности Посещение базы практики, знакомство с руководителем (ведущими сотрудниками) СМИ     Беседа с руководителем СМИ
Основной практический этап 1. Ознакомление с историей формирования и развития СМИ   2. Ознакомление с технологическим процессом подготовки материала к выходу в печать (в эфир)   3. Ознакомление с организацией планово-производственной редакционной деятельности.   4. Окончательное оформление отчетной документации. 1. Описание типологии и структуры СМИ в отчетной документации 2. Описание технологического процесса подготовки материала к выходу в печать (в эфир) в отчетной документации   3. Описание планово-производственной редакционной деятельности в отчетной документации   4. Анализ собственной практической деятельности   1. Еженедельный устный отчет кафедральному руководителю о выполнении программы практики 2. Ведение индивидуального дневника практики 3. Работа над отчетной документацией (в соответствии с учебно-методическими рекомендациями)
Итоговая конференция Сдача отчетной документации на проверку Защита отчетной документации Подведение итогов и оценка результатов практической деятельности   1. Итоговый отчет о преддипломной практике 2. Дифференциро- ванный зачет 3. Отчет кафедрального руководителя об итогах практики

Кафедральный руководитель выполняет следующие обязанности:

- разрабатывает и актуализирует программу преддипломной практики;

- составляет заявки (с конкретным указанием числа студентов) на заключение договоров с базами практики;

- устанавливает и поддерживает деловые контакты с руководителями баз практики;

- проводит установочную конференцию и распределение студентов на базы практики (совместно с отделом практики КамГУ имени Витуса Беринга);

- устанавливает постоянное взаимодействие с кураторами баз практики, знакомит их с программой практики, посещает базы практики;

- обеспечивает студентов-практикантов вновь разработанной (актуализированной) программой преддипломной практики, методическими рекомендациями по подготовке, содержанию и оформлению отчетной документации;

- контролирует выполнение студентами программы практики, оказывает им планомерную учебно-методическую помощь;

- принимает и проверяет отчетную документацию студентов, прошедших преддипломную практику;

- проводит итоговую конференцию по окончании практики;

- выставляет в зачетную книжку студента дифференцированный зачет по итогам преддипломной практики.

Студент в период прохождения преддипломной практики обязан:

- постоянно поддерживать связь с руководителем и методистом практики от кафедры;

- посещать базы практики в соответствии с установленным графиком;

- выполнять программу преддипломной практики (осуществлять основные виды деятельности студента-практиканта);

- вести индивидуальный дневник;

- готовить отчетную документацию;

- выполнять правила внутреннего распорядка и правила охраны труда на производстве.

Руководитель СМИ в период проведения преддипломной практики осуществляет следующие формы работы:

- контролирует ежедневное присутствие студентов на базах практики, взаимодействует с кураторами баз практики в целях выявления оценки практических навыков студентов;

- содействует выпуску в печати (в эфире) подготовленных студентами 10 (десяти) материалов в информационно-аналитических жанрах корреспонденции, комментария, интервью (беседы), репортажа, отчета, обзора СМИ, рецензии, аналитического пресс-релиза;

- предоставляет возможность студентам принимать участие в обсуждении материалов (газетного номера, передач теле-, радиоэфира) на редакционных «летучках»;

- предоставляет возможность студентам принимать участие в пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах»;

- способствует выработке у студентов ответственного отношения к выполнению редакционных заданий.

Ежегодно при составлении плана преддипломной практики учитывается типология региональных СМИ, особенности работы местных печатных и электронных СМИ (тираж, объем вещания, штат редакций).

Студентам-практикантам при выполнении редакционных заданий необходимо самостоятельно решать творческие задачи с помощью разных жанров аналитической журналистики (указанных в программе практики), осуществлять сбор информации разрешенными и возможными способами, проверять достоверность полученных данных, в ходе работы над материалом пользоваться имеющейся в редакции мультимедийной техникой и интернетом. Подготовку публикаций и совершенствование профессиональных навыков студенты осуществляют под постоянным контролем куратора от базы практики. Непременным условием успешного прохождения практики является постоянное взаимодействие практиканта с куратором от базы практики. Куратор оперативно разрешает все возникающие вопросы и сложные ситуации, ставит в известность о нюансах прохождения практики с кафедральным руководителем.

В процессе подготовки материалов для публикации в печатных СМИ и для передачи в теле-, радиоэфир студенты должны строго соблюдать правовые и этические нормы:

- использовать не менее трех источников информации при подготовке журналистского материала;

- проверять достоверность информации в журналистских и авторских материалах;

- не допускать плагиата, соблюдать авторские права;

- в случае производственной необходимости согласовывать текст с источниками информации;

- в общении с источниками информации действовать в соответствии с нормами профессиональной журналистской этики;

- посещать общественные мероприятия (пресс-конференции, заседания, круглые столы, конференции, общественные слушания и др.) в строгом соответствии с регламентом и нормами этикета;

- не допускать конфликтных ситуаций в редакции, вести себя корректно и уважительно по отношению ко всем работникам, занятым на базе практики;

- решать проблемы, связанные с прохождением практики в редакции, на уровне руководителя базы практики, куратора базы практики и руководителя практики от кафедры.

Наши рекомендации