Тема I. Медицина и этика. От медицинской этики к биомедицинской этике. Теоретические основы биомедицинской этики.

Часть 1. Этика как наука.

  1. Этика как наука о морали и практическая философия.
  2. Мораль: сущность, структура и функции. Ситуация морального выбора.
  3. История и типология этических учений.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, следует, прежде всего, обосновать практическую необходимость для медика любой специальности изучения морали и этики. И только после разъяснения этой необходимости возможен переход к раскрытию специфики этики как науки. Мир этики – это мир сущего, а не должного. Если другие науки изучают мир, объективно существующие предметы, совершенно отвлекаясь при этом от того, считаем ли мы их плохими или хорошими, то для этики вопрос о том, является ли нечто хорошим, предосудительным или достойным, имеет первостепенное значение. Иначе говоря, этика изучает не столь сами явления, сколько то или иное отношение людей к ним, их оценку. Следует подчеркнуть, что этика – это специфический раздел философии, не столько изучающий, сколько научающий человека, как ему надлежит себя вести. Надлежит раскрыть содержание практической, ценностной и императивной функций этики.

Далее студентам надлежит усвоить соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность». Если мораль – это целостная система норм и правил поведения и взаимодействия людей, принятая в данном обществе, то нравственность – это реальное поведение людей с точки зрения его соответствия принятым в данном обществе нормам морали. Иначе говоря, мораль выступает как идеал поведения людей, а нравственность как реальное поведение, которое неизбежно сколько-нибудь да отклоняется от идеала. Соответственно, этика – философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности в их взаимосвязи.

Теперь следует остановиться на проблеме оснований этики и кратко охарактеризовать такие варианты оснований этики, как

1) «божественное откровение» и другие виды сакральных оснований;

2) «моральная интуиция» или инстинкты;

3) моральный авторитет;

4) обыденный здравый смысл;

5) естественное право и общественный договор (этический рационализм);

6) утилитаризм;

7) деонтология.

Студенты должны хорошо усвоить различия и назначение нормативной и дескриптивной этики. Если первая исходит из неких абсолютных идеальных принципов и ценностей, то вторая по существу оформляет и закрепляет сложившуюся на практике систему нравственных норм и правил поведения людей. Поэтому дескриптивная этика более консервативна, она постоянно воспроизводит уже сложившийся тип отношений, в то время как нормативная этика более нацелена на моральное воспитание людей, нацеленное на практически недостижимый идеал. Поэтому такая этика предполагает развитие морально-нравственных качеств людей, их постоянное совершенствование.

В заключение первого вопроса надлежит сравнить две основные системы регулирования отношений людей в обществе: мораль и право. Это поможет студентам более ярко, выпукло и наглядно выявить специфику морали:

1. право исходит из интересов, а мораль – из социальных ценностей людей;

2. ориентация: право направлено вовне личности, а мораль – внутрь личности Þ правовые нормы целесообразны, а мораль оценивает в первую очередь не результат, а сам поступок и, в особенности, его мотивы;

3. характер норм и требований: большинство норм и требований и морали носят характер идеалов, а правовые нормы гораздо более конкретны и ситуативны;

4. моральные нормы принимаются людьми добровольно, а правовые нормы поддерживаются и фактически навязываются государственной властью;

5. право опирается на принудительные санкции государства, а мораль опирается главным образом на совесть и силу морального осуждения.

Во втором вопросе раскрывается сущность морали как регулятора человеческих отношений и критерия развития личности и общества. Вычленяются и анализируются функции и основные компоненты структуры морали: нормы, правила, принципы, теории. Общая цель морали – отграничить дозволенное от недозволенного, должного от предосудительного. В этой связи возникает проблема нормативного характера положений морали. При этом большинство моральных норм носит характер запретов. Студенты должны четко уяснить причины такой формы норм. Остальные нормы морали имеют характер предписаний. В свою очередь, нормы-запреты делятся по степени своей обязательности на два типа: нормы-требования и нормы-рекомендации.

Особо рассматривается ситуация морального выбора. К ее условиям относят:

1. наличие альтернатив, каждая из которых имеет свой собственный моральный смысл;

2. каждая из имеющихся альтернатив находится в компетенции самого субъекта;

3. отсутствие внешнего воздействия, заставляющего принять одну из альтернатив;

4. наличие достаточной информации по имеющимся альтернативам.

Только при наличии этих условий выбор человека становится свободным и осознанным. При этом необходимо увязать человека с его ответственностью за совершаемый поступок, за свой выбор. В этой связи вводится понятие «автономный человек» – это человек, способный самостоятельно, свободно и ответственно выбирать свои действия. Именно такой человек выступает главным объектом этического анализа.

В этой связи целесообразно рассмотреть характер и основные виды этических конфликтов в современной медицине (конфликты на уровне ценностных установок и приоритетов, моральных принципов и правил и т.д.). Особого внимания заслуживает и парадокс моральной оценки.

Рассмотрение третьего вопроса лучше всего начать с типологии этических учений. I типология может даваться по критерию происхождения морали. И тогда выделяют:

1) религиозные теории, согласно которым моральные нормы даны в божественном откровении (Библии, Коране);

2) натуралистические теории, усматривавшие истоки морали в естественном законе (праве): морально все, что находится в согласии с природой;

3) антропологические теории, по которым источник морали – в человеческой природе. В свою очередь, эти теории делятся на несколько подвидов:

а. врожденная или природная моральная интуиция (Сократ, Ж.Ж. Руссо);

б. обыденный здравый смысл;

в. авторитетная личность;

г. теория общественного договора.

II типология – по мотиву морального поступка:

1) утилитаризм: моральная оценка любого поступка основана на его результатах и последствиях (И. Бентам, Д. Милль, Д. Юм). Здесь критерием моральной оценки фактически выступает практическая польза (полезность). Внутри этого типа следует различать максимальный вариант – гедонистский: высшее благо удовольствие (Эпикур, локаята);

2) деонтологический подход: моральная оценка поступков людей исходит из мотивов и намерений людей, а также из выбора ими средств реализации своих замыслов (И. Кант).

III типология – по отношению к нормам и основаниям классической этики:

1) либеральный подход исходит из идеи прав и свобод человека;

2) консервативный подход – стремится сохранить незыблемыми прежние этические принципы, ориентируясь на традиционализм и постепенность развития.

Через призму этих трех типологий следует рассмотреть основные этические школы в истории человеческой мысли. Начинать следует с философии и религиозной этики Древнего Востока: буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство, иудаизм. Здесь этика была в центре общественной жизни и играла основополагающую роль.

Особое значение имела этика античности, заложившая основы всех этических школ и подходов мировой этики. Студентам надлежит уяснить своеобразие подходов Сократа, Аристотеля, Эпикура, стоиков. Стоит запомнить психотерапевтическую формулу Эпикура для преодоления человеком страха смерти: «Пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем».

Тщательного анализа заслуживает христианская этика. По этой теме даже возможно предложить студентам подготовить отдельный доклад (по книге: Уайатт Дж. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. – СПб., 2003.). Интересным будет сравнение общехристианской этики и этики протестантизма. Можно вспомнить и своеобразие этики гуманизма эпохи Возрождения.

В Новое время утверждается этика прагматизма и утилитаризма (И. Бентам, Д. Милль, Ч. Пирс). Медикам любого профиля необходимо знать деонтологическую этику И. Канта и гуманистическую этику А. Швейцера.

Контрольные вопросы:

1. Как возникли термины «этика» и «мораль»?

2. Каково содержание и назначение «золотого правила» нравственности?

3. Какое обобщающее определение можно сформулировать для морали?

4. В чем состоит парадокс моральной оценки?

5. Как соотносятся между собой знание и поведение в морали?

6. Почему Сократ считал, что сознательно совершенное зло лучше, чем невольное? Возможно ли, с его точки зрения, сам феномен намеренного зла?

7. Какова основная идея этики Эпикура? Что здесь понимается под счастьем?

8. Какова, по И. Канту, кардинальная особенность нравственного закона

9. В чем Д. Милль видел универсальную основу человеческого повеления?

10. Назовите основные условия свободного морального выбора.

Темы докладов и рефератов:

1. Уровни и особенности этического сознания.

2. Проблема оснований морали.

3. Этика Будды.

4. Этика любви И. Христа.

5. Античная этика: от Сократа до Эпикура.

6. Этика И. Канта.

7. Утилитаризм И. Бентама и Дж. Милля.

8. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера.

9. Этология К. Лоренца.

10. Этическое учение Рерихов.

Литература:

Введение в биоэтику. / Под ред. Б.Г. Юдина. – М., 1998. – Гл. 1. Природа этического знания. С. 21 – 52.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998. – С. 5 – 38, 42 – 223.

Разин А.В. Этика. – М., 2003. – Ч. II. Гл. 2. С. 5 – 39, 327 – 370.

Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – М., 1997. – С. 17 – 28.

Философия медицины. – М., 2004. – Глава 21. С. 434 – 457.

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М., 2004. Гл. 1. С. 11 – 20.

Фаустов А.С., Есауленко И.Э., Попов В.И. Гуманизм без границ. – Воронеж, 2001.

Зильбер А.П. Этика и закон в МКС. – Петрозаводск, 1998.

Лопухин Ю.М. Биоэтика. Избранные статьи (1993 – 2003). – М., 2003.

Лоренц К. Агрессия. – М., 2001.

Франкл В. Психотерапия на практике. М., 2002. – Ч. 3. С. 222 – 229, 237 – 251.

Часть 2. Специфика и особенности медицинской этики.

1. Своеобразие и основания медицинской этики.

2. История медицинской этики:

а. врачебная этика Гиппократа;

б. врачебная этика Древнего и Средневекового Востока;

в. медицинская этика европейского Возрождения и Нового времени;

г. медицинская этика в России и СССР.

Рассмотрение первого вопроса лучше всего начать с выявления специфики медицинской этики. Врачебная этика – это система обязательств, которые добровольно принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. Ее отличает односторонний характер. Это просто разновидность профессиональной этики. Иное дело медицинская этика. Медицинская этика – это целостная система моральных норм, регулирующих взаимоотношения между медиками и пациентами. Ее отличает:

Ú универсальный и взаимный характер – она опирается на общечеловеческие моральные ценности: милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни;

Ú взаимодействие врача и пациента основано на фундаментальных и наиболее значимых ценностях: жизнь и здоровье человека, его базовые права и свободы;

Ú ориентация на защиту жизни и здоровья другого человека Þ гуманизм и человеколюбие как общие профессиональные качества медиков;

Ú деонтологический характер этики врача. Именно принцип соблюдения долга – стержень медицинской этики. Это значит: выполнять определенные требования и отвечать перед собственной совестью, коллегами и обществом.

При этом следует подчеркнуть, что принцип долга не признает оправданий при уклонении от его выполнения. Идея долга выступает определяющим и достаточным основанием действий врача, медика любой специальности. Поэтому идея долга занимает особое положение в медицинской этике – выступает ее основанием.

Вообще-то медицинская этика имеет два основания – это долг и обязанность. Содержательно эти два принципа почти совпадают друг с другом. Но все же между ними существуют два серьезных отличия:

1) долг принимается медиком добровольно, а обязанность налагается обществом и потому выступает внешним принципом;

2) нарушение долга предполагает исключительно внутренние моральные санкции (самоосуждение), а нарушение обязанности предполагает социальные санкции (правовые, экономические, административные и т.п.).

Кроме оснований медицинская этика имеет также и свои истоки – религиозные, философские и социальные. Студенты должны научиться выявлять и анализировать эти истоки, прослеживать зарождение и развитие принципа гуманизма медицинской науки и практики.

Профессиональная медицинская этика, органически входящая в практику, призвана обеспечить профилактику ущерба, который может быть нанесен личности, обществу, а также авторитету самой медицинской профессии в результате некомпетентных, неосторожных или предосудительных действий какого-либо ее представителя.

Поскольку весь второй вопрос посвящен историческому развитию медицинской этики, то целесообразно начать с положения и особенностей подготовки врача в древнем обществе на примере античного полиса. И хотя в Древней Индии врачи давали клятву еще в 1500 г. до н.э., древнейшим образцом медицинской этики считается «Клятва» Гиппократа (460 – 370). Этика Гиппократа – это первая целостная система морально-этических заповедей, требований и запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом и отношение врача к обществу. Со студентами надлежит тщательно обсудить основные принципы этики Гиппократа: не причинение вреда, врачебная тайна, социальное доверие к профессии, моральные добродетели врача, запреты, а также основные ценности его этики: гуманность, человеколюбие, милосердие. Необходимо особо объяснить, что одна из главных целей Гиппократа – обеспечить авторитет медицинской профессии в обществе. Этим объясняется, например, отказ врача по Гиппократу от фиксации факта смерти пациента, от свободного распространения медицинских знаний в обществе и т.п. С другой стороны, студент должен понять, почему этика Гиппократа сегодня характеризуется как патерналистская. Все это поможет студентам более глубоко и с пониманием усваивать «Клятву» Гиппократа.

При рассмотрении врачебной этики Древнего Востока следует обратить внимание и на общие с этикой Гиппократа аспекты и на специфические. В частности, стоит выделить такие моменты, как отказ врача лечить врагов своего правителя, отказ осматривать и лечить женщин, с которыми нет сопровождающих и т.п. Здесь следует обратить внимание на значительную роль античного наследства в медицине ислама, на этические заповеди Ибн-Сины и М. Маймонида.

При характеристике этики Возрождения надлежит рассмотреть не только идеи гуманизма в целом, но и реформаторские идеи Парацельса, корпоративно-сословную этику Т. Персиваля и воздействие Ф. Бэкона на медицинскую этику Нового времени. В центре внимания тогда оказался вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач.

Отдельного внимания заслуживает развитие медицинской этики в дореволюционной России. Необходимо выявить отличия этических воззрений русских авторов, начиная с М.Я. Мудрова, от этики Гиппократа. В частности, усиливается элемент бескорыстия в деятельности врача, вводится оказание (паллиативной) помощи даже безнадежно больным людям, диагностика неизлечимой болезни как профессиональный долг врача и т.п.

Многие российские врачи разрабатывали проблемы профессиональной медицинской этики: Ф. Гаазе, С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Г.Н. Захарьин, В.В. Вересаев. Особо следует отметить В.А. Манассеина, более 20 лет издававшего газету «Врач», на страницах которой ставились и анализировались многие непростые этические проблемы медицинской практики. Так, он отстаивал недопустимость любых экспериментов на умирающих и заключенных, необходимость учета степени риска в медицинских исследованиях на людях, а главное – обязательность добровольного согласия на эксперимент при полном и ясном понимании его сути и возможного риска. Манассеин был категорическим противником смертной казни и столь же ревностным сторонником абсолютного сохранения врачебной тайны.

В первые годы Советской власти врача стали воспринимать как буржуазного спеца, который может работать только под строгим контролем. Соответственно, и обсуждение этических проблем быстро прекратилось, поскольку врачебная этика трактовалась как корпоративно-сословная мораль, чуждая трудовым классам. Поэтому неслучайно, что в ходе дискуссии 20-х гг. о врачебной тайне даже нарком здравоохранения Н.А. Семашко выступил за уничтожение врачебной тайны как пережитка буржуазной медицины. Более того, упразднена была даже «клятва Гиппократа».

В результате в СССР сформировалась система здравоохранения патерналистского типа, жестко привязанная к существовавшей политической и экономической структуре. В этой системе врач стал госслужащим, все моральные качества которого исчерпывались самоотверженностью в выполнении заданий государства.

Первые шаги в реабилитации медицинской этики в советском общественном и профессионально-врачебном сознании были связаны с публикацией в 1939 г. небольшой статьи хирурга-онколога Н.Н. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии». Петров предложил следующие правила деонтологии:

1. хирургия для больных, а не больные для хирургии;

2. делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы сам при наличной обстановке для тебя или самого близкого тебе человека;

3. для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне и несколько раз в сам день операции, как до нее, так и после;

4. идеалом хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного;

5. информирование больного, которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений и осложнений.

Правда, информирование должно было содержать не столько адекватную информацию, сколько фактическое внушение о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции. Следовательно, этика Н.Н. Петрова – это еще патернализм. Патерналистская модель отношений врача и пациента закрепилась в советской медицине.

С другой стороны, началось возрождение врачебной этики под видом деонтологии. В 1971 г. была введена «Присяга советского врача», однако в ней предполагалась ответственность врача не перед конкретным пациентом, а перед народом и советским государством (государственный патернализм). Деонтология так и не вошла в программы обучения врачей.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит специфика медицинской этики?

2. Каковы религиозная, философская и социальная основы врачебной деятельности?

3. Чем отличаются друг от друга долг и обязанность?

4. Каковы основные идеи, нормы и принципы этики Гиппократа?

5. Чем отличается врачебная этика Древнего Востока от этики Гиппократа?

6. Каковы главные тенденции развития медицинской этики эпохи Возрождения и Нового времени?

7. Чем принципиально отличается этика врача дореволюционной России от западноевропейской и советской медицинской этики?

8. Каковы главные уроки жизни и деятельности Н.И. Пирогова?

9. Чем отличается этика советского врача?

Темы докладов и рефератов:

1. Основания и специфика медицинской этики.

2. Основные исторические этапы развития медицинской этики.

3. Этика Гиппократа.

4. Корпоративно-сословная этика Т. Персиваля.

5. Врачебная этика Парацельса.

6. Развитие медицинской этики в дореволюционной России.

7. Этические уроки Г.А. Захарьина.

8. Этический подход В.А. Манассеина.

9. Медицинская этика в России начала ХХ века.

10. Медицинская этика в СССР.

Литература:

Введение в биоэтику. / Под ред. Б.Г. Юдина. – М., 1998. – Гл. 4. История медицинской этики. С. 95 – 133.

Философия медицины. – М., 2004. – Глава 21. §§ 2 – 5.

Гиппократ. Этика и общая медицина. – СПб., 2001.

Иванюшкин А.Я. История медицинской этики и медико-биологических экспериментов // Биоэтика: принципы, правила, решения. – М., 1998. – С. 73 – 111.

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М., 2004. Гл. 2. С. 20 – 51.

Лопухин Ю.М. Биоэтика. Избранные статьи (1993 – 2003). – М., 2003.

Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. – М., 2003. – Лекция 12.

Островская И.Б. Медицинская этика. – М., 2001.

Сгречча Э., Трамбоне В. Биоэтика. – М., 2002. – Глава 1. С. 3 – 26.

Уайатт Дж. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. – СПб., 2003. – Глава 11. С. 285 – 304.

Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. – М., 2005. – С. 220 – 246.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «медицинская этика» (биоэтика). – М., 2004.

Тема II. Основные принципы и правила биоэтики.

1. Понятие биоэтики, причины ее возникновения и распространения.

2. Основные принципы биоэтики.

3. Правила биоэтики.

4. Основные модели взаимоотношений между врачом и пациентом.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с выяснения причин недостаточности во второй половине ХХ – начале XXI в. традиционной врачебной этики, этики Гиппократа. Эти же причины одновременно являются и причинами разработки биоэтики:

1. массированное и широкое внедрение новых медицинских технологий порождает новые морально-этические и правовые проблемы (клонирование, искусственное оплодотворение и суррогатное материнство и т.п.);

2. укрепление в мире нового понимания отношений между врачом и пациентом, подчеркивающего права пациента;

3. коммерциализация медицины и превращение ее в массовую сферу деятельности;

4. нарастающая дифференциация медицинских специальностей и рост технической оснащенности медицины, в результате чего контакты врача и пациента все более опосредуются приборами и аппаратурой;

5. рост медико-биологических исследований и потребность в их тщательной регламентации;

6. повышение уровня и содержания требований общества к медицине и здравоохранению в современных условиях.

В изменившихся условиях нормы традиционной врачебной этики систематически не срабатывали или, по крайней мере, становились явно недостаточными. Уже само наличие множества дискуссий по различным морально-этическим проблемам медицины в 50 – 70-х гг. ХХ в. показывало остроту и масштабность нормативно-ценностных противоречий, необходимость развития морально-этического регулирования врачевания.

Далее следует кратко проанализировать понятие «биоэтика» в концепции Ван Поттера и его эволюция в современной биомедицине.

Главный объект изучения биоэтики – это моральные аспекты взаимодействия между медиком и пациентом в современном обществе. При этом биоэтика рассматривает медицину в контексте прав и свобод человека. Þ основная моральная идея биоэтики – уважение прав и достоинства человека. В результате меняется сам характер отношений врача и пациента. Традиционный врачебный патернализм уступает место диалогу врача и пациента, причем «диалогу на равных». Здесь надлежит проанализировать информационную, совещательную и интерпретативную функции данного диалога. Особо подчеркнем, что биоэтику интересует конфликт прав, например, противоречие между правом женщин на аборт и правом плода на жизнь.

На основе данного и нескольких подобных примеров можно сформулировать основные отличия биоэтики от традиционной медицинской этики Гиппократа:

  1. принцип самоценности жизни, выраженный в самом названии – биоэтика;
  2. общий контекст гражданского общества;
  3. биомедицина рассматривается как область реализации и защиты прав человека;
  4. биоэтика предполагает принципиально иной тип отношений между врачом и пациентом – «отношения на равных»;
  5. биоэтика ориентирована на контрактную модель отношений врача и пациента;
  6. плюралистический характер морально-этического регулирования – вариативность этических норм: в одних ситуациях поступать так, а в других – иначе;
  7. ориентация на регулирование неоднозначных ситуаций морального выбора;
  8. расширение предметного поля биоэтики: она регулирует теперь и этические аспекты биомедицинских исследований и экспериментов не только на человеке, но и на животных;
  9. применение к проблемам, порожденным новыми технологиями и новыми возможностями медицины управлять процессами патологии, зачатия и умирания человека.

В отличие от традиционной этики Гиппократа биоэтика рассматривается теперь и как область познания, и как особый социальный институт. Биоэтика как область познания означает, что:

* биоэтика не только регулирует определенные ситуации в отношениях медиков и пациентов, но и изучает их Þ

* биоэтика утеряла априорный характер норм: формулированию норм предшествует скрупулезный рациональный анализ;

*

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины возникновения биоэтики?

2. Что является предметом биоэтики как отрасли знания?

3. Почему традиционная врачебная этика Гиппократа сегодня оказалась недостаточной?

4. Как возможно понимать принцип «не навреди»?

5. Что следует понимать под автономией пациента?

6. Какое действие следует считать автономным?

7. Какие виды справедливости вы знаете? Каковы критерии справедливости?

8. В чем главный недостаток инженерной модели врачевания?

9. Почему патерналистская модель не устраивает современное общество?

10. Чем привлекательна контрактная модель, а чем она опасна? Может ли эта модель считаться наилучшей и образцовой? Почему?

Темы докладов и рефератов:

1. Понятие биоэтики в концепции В. Поттера и его эволюция в современной биоэтике.

2. Принцип «не навреди» и его реализация в современных условиях.

3. Соотношение этических принципов «не навреди» и «делай благо».

4. Правило правдивости в медицине: моральные проблемы.

5. Различные аспекты понимания справедливости в медицине.

6. Морально-юридические аспекты правила конфиденциальности.

7. Модели взаимоотношений между врачом и пациентом: сравнительный анализ.

8. Патернализм и антипатернализм в современной медицине.

Литература:

Введение в биоэтику. / Под ред. Б.Г. Юдина. – М., 1998.

Герасименко Н.Ф. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – М., 2005.

Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения // Островская И.В. Медицинская этика. Сб. документов. – М., 2001. – С. 11 – 12.

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М., 2004.

Лопухин Ю.М. Биоэтика. Избранные статьи (1993 – 2003). – М., 2003.

Орлов А.Н. Клиническая биоэтика. – М., 2003. – Лекция 7 – 8. С. 177 – 213.

Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. – М., 2002. – С. 16 – 26.

Сгречча Э., Трамбоне В. Биоэтика. – М., 2002. – Глава 2. С. 35 – 65.

Уайатт Дж. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. – СПб., 2003. – С. 43 – 44.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «медицинская этика» (биоэтика). – М., 2004. – С. 227 – 259.

Тема III. Проблема смерти

Контрольные вопросы:

Темы докладов и рефератов:

Литература:

Тема IV. Моральные проблемы аборта, контрацепции и стерилизации. Этические проблемы новых репродуктивных технологий.

1. Медицинское вмешательство в репродукцию человека: репродуктивное здоровье, репродуктивный выбор, репродуктивные права.

2. Морально-этические проблемы искусственного аборта:

а. история искусственного аборта;

б. статус эмбриона и основные моральные позиции по отношению к аборту;

в. законодательство об абортах в современном мире;

г. аборт и религиозная мораль.

3. Этические проблемы контрацепции и стерилизации.

4. Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.

Контрольные вопросы:

  1. Что означают понятия: «репродуктивное здоровье», «репродуктивный выбор», «репродуктивное право»?
  2. В чем моральная суть проблемы аборта? Чем обусловлено исторически меняющееся отношение к аборту?
  3. В чем заключается проблема природы и статуса эмбриона?
  4. Как Вы понимаете содержание либеральной, консервативной и ультраконсервативной позиций по проблемам аборта?
  5. Каково отношение к аборту со стороны различных религиозных конфессий?
  6. Как соотнести стерилизацию с основными правами человека и принципами биоэтики?
  7. Допустима ли и морально оправдана принудительная стерилизация?
  8. Как относятся к контрацепции и стерилизации различные религиозные конфессии?
  9. Какие проблемы этико-правового характера порождает технология гетерологической инсеминации?
  10. В чем этическая суть проблемы «лишних эмбрионов»?

Темы докладов и рефератов:

  1. История отношения к аборту в России и за рубежом.
  2. История отношения к аборту в СССР.
  3. Моральный статус эмбриона.
  4. Основные этические позиции в отношении аборта.
  5. Законодательство об аборте в современном мире.
  6. Аборт и современная религиозная мораль.
  7. Религиозно-этические аспекты проблемы стерилизации и контрацепции.
  8. Основные морально-этические и социальные проблемы, порожденные использованием новых репродуктивных технологий.
  9. Мировые религии и их отношение к новым репродуктивным технологиям.

Литература:

Введение в биоэтику. / Под ред. Б.Г. Юдина. – М., 1998. – Глава VII.

Биоэтика: Принципы, правила, проблемы. – М., 1998. – Глава II. С. 120 – 169.

Герасименко Н.Ф. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – М., 2005.

Заявление о праве женщины на использование контрацепции. Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов // Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов. – М., 2002. – С. 55 – 63.

Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. – М., 2004. – Часть II. С. 105 – 284.

Лопухин Ю.М. Биоэтика. Избранные статьи (1993 – 2003). – М., 2003.

Сгречча Э., Трамбоне В. Биоэтика. – М., 2002. – Глава 4. Часть 2. Биоэтика и аборт. С. 153 – 188; Глава 5. Части 2 – 3. Биоэтика и человеческое оплодотворение; Биоэтика и стерилизация. С. 225 – 257, 263 – 279.

Уайатт Дж. На грани жизни и смерти. Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. – СПб., 2003. – Глава 3, 6 – 7. С. 92 – 120, 157 – 210.

Яровинский М.Я. Лекции по курсу «медицинская этика» (биоэтика). – М., 2004. – С. 293 – 322.

Тема V.

Контрольные вопросы:

Темы докладов и рефератов:

Литература:

Контрольные вопросы:

Темы докладов и рефератов:

Литература:

Контрольные вопросы:

Темы докладов и рефератов:

Литература:

Контрольные вопросы:

Темы докладов и рефератов:

Литература:

Наши рекомендации