Перечень формируемых практикой знаний, умений и навыков студентов и перечень компетенций (по ФГОС ВПО)

В результате прохождения производственной (преддипломной) практики студент должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции:

· владение основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-4);

· готовность демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-6);

· владение письменной и устной речью на русском языке, методами создания текстов; способностью использовать профессионально ориентированную риторику, осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-7);

· способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, готовностью демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, поддерживать партнерские отношения (ОК-8);

· способность к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами (ОК-9);

· способность осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ОК-10);

· владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; умением работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

· способность участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ОК-14);

· стремление к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства; критическому оцениванию с помощью коллег своих достоинств и недостатков, обобщению необходимых выводов (ОК-15);

· готовность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-16);

· способность к обобщению, анализу, систематизации, постановке целей и выбору путей их достижения; умением логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь (ОК-17);

· готовность к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания (ОК-18).

Профессиональные компетенции:

· способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями (ПК-1);

· готовность выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности (ПК-2);

· готовность к проведению экспертизы и(или) диагностики объектов сервиса (ПК-3);

· готовность к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса (ПК-4);

· готовность к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений (ПК-5);

· готовность к осуществлению сквозного контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых материальных ресурсов (ПК-6);

· готовность внедрять и использовать современные информационные технологии в процессе профессиональной деятельности (ПК-7).

· разрабатывать и использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации работ и услуг (ПК-8);

· готовность к обоснованию и разработке технологии процесса сервиса, выбору ресурсов и технических средств для его реализации (ПК-9);

· организации контактной зоны предприятия сервиса (ПК-10);

· планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка услуг и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики

· государства (ПК-11);

· организация технологического процесса сервиса (ПК-12);

· готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности (ПК-13);

· готовность к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов (ПК-14);

· к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса (ПК-15).

Профессиональные специализированные компетенции (ПСК):

· готов к разработке туристского продукта на основе современных технологий, способностью к его реализации с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПСК-1);

· способен организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПСК-2);

· способен рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия сферы сервиса (ПСК-3);

· способен организовать и качественно осуществлять процесс обслуживания потребителя (ПСК-4).

Структура и содержание практики

Производственная (преддипломная) практика делится на три этапа: подготовительный, рабочий (основной) и итоговый.

Разделы (этапы) Функциональное содержание этапа
1. Подготовительный Установочная конференция – организационное мероприятие, проводимое перед практикой руководителем практики от кафедры, методистом практики от кафедры, отделом практики с целью информирования студентов о целях и задачах практики, ознакомления с приказом ректора о направлении на практику, выдачи документов сопровождения. Ознакомление студентов с программой практики и требованиями к оформлению ее результатов. Решение организационных вопросов.
2. Рабочий (основной) Выполнение программы практики. Подготовка отчета о практике. Представление отчетных материалов для контроля руководителю практики от кафедры.
3. Итоговый Итоговая конференция – организационное мероприятие, проводимое после практики руководителем практики от кафедры, методистом практики, отделом практики с целью подведения итогов практики, обмена опытом, анализа теоретического и практической готовности студентов к профессиональной деятельности, определения путей дальнейшего совершенствования практики.

Структура и содержание производственной (преддипломной) практики содержит следующие компоненты практики:

1. базовый компонент (инвариант);

2. вариативный компонент;

3. научно-исследовательский компонент.

Задания по производственной (преддипломной) практике подразделяются на общие (имеющие стандартный перечень вопросов, которые необходимо выполнить каждому студенту в ходе прохождения практики) и индивидуальные, в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Таким образом, в составе заданий выделяются обязательные и вариативные разделы, выполняемые по выбору студента и по согласованию с руководителем практики от кафедры экономики и сервиса.

Руководитель практики от кафедры экономики и сервиса, учитывая особенности организации – базы прохождения практики, может внести уточнения в содержание заданий.

Во время прохождения практики студент должен вести дневник практики, отражающий последовательность выполняемых работ, основу методики их проведения, полученные показатели исследований (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

По окончании практики студентом составляется отчет (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В).

При написании отчета по практике используются дневник прохождения практики, материал, накопленный по каждому изученному разделу программы практики, внутриорганизационные и внешние источники:

- нормативные правовые документы;

- учредительные и организационно-распорядительные документы;

- положения, инструкции и другие документы, имеющиеся в организации;

- информация, представленная на сайте предприятия.

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

(перечень общих заданий)

Тема 1. Изучение первичных сведений о предприятии:

- история создания и развития предприятия; ознакомление с учредительными документами, нормативными материалами; юридический адрес; организационно-правовая форма предприятия; виды деятельности предприятия.

Тема 2.Структура фирмы (организации):

- характеристика состава подразделений и их взаимосвязей; штатное расписание; ознакомление с работой основных категорий работников, их должностных инструкций; основные задачи; стратегия развития предприятия.

Тема 3. Изучение механизма управления фирмой:

-характеристика внешней среды организации (законодательная база, нормативно-правовые акты, конкуренты);

-управленческое обследование внутренней среды организации (маркетинг, финансы, производство, человеческие ресурсы, культура и образ организации (имидж фирмы), информационные сети;

-изучение партнерских связей фирмы (организации) на основе заключенных договоров;

-организация плановой работы в фирме (организации), ознакомление с видами и формами планирования, разработкой и реализацией бизнес-планов, планово-учетной документации.

Тема 4. Изучение финансово-экономической деятельности предприятия:

финансовые ресурсы, их структура, система налогообложения, изучение опыта привлечения инвестиций; анализ объема и структуры деятельности предприятия (объем реализованной продукции, объем оборота, выручка от предоставляемых услуг или выполняемых работ).

Тема 5. Изучение деятельности фирмы по оказанию услуг:

- организация и технология операторской деятельности; организация и технология агентской деятельности; характеристика услуг (туров), перечень основных и дополнительных видов услуг, сравнительный анализ конкурентоспособности услуг;

-клиентура фирмы (состав клиентуры, ее сегментация по целям поездок, устойчивость клиентуры, потенциальные возможности расширения клиентуры);

-объемы продаж (реализации) и их динамика в стоимостном выражении: по времени, сезонам, регионам. Главные факторы, влияющие на продажи (тенденции в отрасли, правительственная политика, таможенное законодательство). Стимулирование продаж. Каналы продаж (формы их организации);

- анализ конкурентов (сильные и слабые стороны конкурирующих организаций по перечню оказываемых услуг и их качеству, цене, уровню обслуживания, наличию гарантий (страховок, безопасности);

-анализ организации деятельности с фирмами-партнерами (по визовой поддержке, транспорту, страхованию, по средствам размещения и питания и др.);

-технология туристского обслуживания; изучение работы отделов международного туризма, внутреннего туризма; экскурсионного; транспортного; чартерных программ; руководителя отдела маркетинга; изучение таможенных туристских формальностей; изучение работы руководителя туристской группы.

Тема 6. Изучение экологически безопасных аспектов деятельности предприятия:

-финансовые гарантии и сертификация безопасности качества турпродукта; страхование туристов, багажа и пр. технология безопасности туристских маршрутов; формирование эколого-туристского продукта.

Тема 7. Изучение социальных технологий на предприятии:

-социальная поддержка сотрудников предприятия;

- социальная направленность в работе с клиентами.

Наши рекомендации