I. Организационный момент

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Для закрепления вычислительных навыков провести арифметический диктант:

– число 7 увеличьте в 6 раз;

– уменьшите в 5 раз число 40;

– увеличьте на 20 число 75;

– узнайте, во сколько раз 48 больше, чем 6;

– узнайте, во сколько раз 7 меньше, чем 63;

– сумму чисел 6 и 8 уменьшите в 2 раза;

– разность чисел 15 и 7 увеличьте в 4 раза.

2. Для устной работы на уроке взять задания: № 5 (оно подготавливает детей к введению приема деления с остатком), «Ребусы» (на полях учебника) и «Головоломка» (внизу страницы).

Задание «Ребусы»

I. Организационный момент - student2.ru

З а д а н и е № 5.

Какое самое большое число до 15 делится без остатка на 7? на 6? на 4?

Задание «Головоломка»

Найдите правило, по которому составлен каждый ряд чисел, и запишите 4 числа в каждом ряду:

1) 2, 4, 7, 11, 16, 22, …

2) 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13, …

3) 3, 6, 10, 13, 17, …

III. Работа над новым материалом.

Записав на доске примеры вида 20 · 4; 30 · 3; 10 · 6, учитель предлагает детям прочитать первые множители в этих примерах и сказать, чем похожи эти числа.

Дети. 20, 30, 10 – двузначные числа, которые оканчиваются нулем.

Учитель. О чем говорит нуль в записи каждого из этих чисел?

Учащиеся. В числе содержатся только десятки и нет отдельных единиц.

Учитель. На этом и основан прием умножения и деления таких чисел, предлагаю вам рассмотреть рисунок в учебнике и записи под ним.

Учитель. 20 · 3. В числе 20 – 2 десятка. А 2 десятка легко умножить на 3, пользуясь таблицей умножения. Ответ равен 6 десяткам, или это число 60.

После этого объяснения учитель просит детей пояснить решение других примеров самостоятельно.

Для первичного закрепления учащиеся решают примеры № 1 с устным комментированием.

10 · 8 (в числе 10 – 1 десяток; умножаю 1 десяток на 8, получаю 8 десятков, или это число 80).

90 : 9 (в числе 90 – 9 десятков; делю 9 десятков на 9, получаю 1 десяток, или это число 10).

Далее самостоятельно (с последующей проверкой) учащиеся решают примеры № 2. При проверке следует обратить внимание на примеры, в которых делимое (произведение) равно 100.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Даны несколько вариантов физкультминутки. Учитель выбирает любую.

Ванька-встанька».

Ванька-встанька,

Приседай-ка.

Непослушный ты какой!

Нам не справиться с тобой.

Зарядка.

– Все ли вы занимаетесь по утрам дома зарядкой? Давайте сделаем её вместе в классе.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Сбрось с себя ночную лень –

Впереди рабочий день.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Летает – не летает».

Учитель называет слова и предлагает детям «махать крыльями» в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу. Слова могут быть такими: стрекоза, парта, дом, вертолёт, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди.

Пальчики».

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Декламация детьми стихотворения сопровождается движениями пальцев.

Физкульт-привет».

На болоте две подружки, две зелёные лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет!

Всем, друзья, физкульт-привет!

Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач. Задачу № 3 решить устно под руководством учителя.

После чтения задачи проводится беседа.

Учитель. Ребята, что известно в задаче?

Дети. 60 чашек упаковывали в коробки. В каждую коробку клали по 6 чашек.

Учитель. Что надо узнать?

Дети. Сколько получилось коробок с чашками.

Учитель. Задача простая или составная?

Дети. Простая.

Учитель. Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?

Дети. Деление. Надо 60 разделить на 6. Получится 10.

Задачу № 4 решить с подробным разбором и записью на доске и в тетрадях (условие задачи записать таблицей).

В 1 кор. Кол-во кор. Всего яиц
Одинаковое 3 кор. 90 яиц
2 кор. ?

1) 90 : 3 = 30 (яиц) – в 1 коробке

2) 30 · 2 = 60 (яиц)

О т в е т: 60 яиц в 2 коробках.

2. Для самостоятельной работы можно предложить решить примеры № 6.

V. Итоги урока.

Учитель.Ребята, что нового узнали вы сегодня на уроке?

Дети.На уроке мы познакомились с новыми случаями умножения и деления в пределах 100.

Учитель.Что повторяли?

Дети.Решали задачи и примеры, писали арифметический диктант, разгадывали арифметические ребусы.

Домашнее задание:с. 3, № 6.

У р о к 2. ПРИЕМ ДЕЛЕНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА 80 : 20(с. 4)

Цели: продолжать знакомить учащихся с внетабличными случаями деления; закрепить изученные случаи внетабличного деления и умножения; вспомнить решение уравнений и нахождение значений выражений с переменной; совершенствовать навык решения задач и умение чертить отрезки заданной длины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

Для закрепления табличных случаев умножения и деления можно провести игры «Молчанка» и «Лесенка», а также выполнить задание «Ребусы» (на полях страницы).

Задание «Ребусы»

I. Организационный момент - student2.ru

Наши рекомендации