Формы и виды контроля зун в условиях мкнш
Учителю необходимо стремиться к тому, чтобы работа, выполненная на уроке детьми самостоятельно, была бы в какой либо форме проверена в классе; учитель должен выделить время хотя бы на просмотр выполнения и высказать свою оценку, отметить лучшие работы, помочь найти ошибку. В МКНШ большое значение приобретает обучение детей различным приемам самоконтроля. С этой целью, предлагая задания дляс.р., следует постоянно выяснять, как проверить правильность выполнения заданий, и чаще предлагать задания с проверкой.
В настоящее время основным видом итогового контроля по основным школьным предметам в том числе и по математике, является письменная работа. Этот вид контроля обладает целым рядом достоинств. Вместе с тем традиционный контроль не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к итоговому контролю на современном этапе развития педагогической науки. В результате анализа различных видов контроля можно выделить следующие недостатки традиционного контроля:
32. объем проверяемых данных знаний, умений и навыков иногда невелик и зачастую охватывает 50-70 % пройденного материала;
33. материалы традиционных контрольных работ не позволяют установить четкие нормы оценок, что приводит к субъективности;
34. проверка письменных контрольных работ весьма трудоемкая операция, отнимающая у учителя много времени;
35. затруднён поэлементный анализ усвоения материала.
Проведенные в последнее время исследования показали целесообразность применения различных тестов. В основу конструирования контрольных тестов положен характер познавательной деятельности при выполнении задания.
Анализ дидактических ситуаций, в которых тесты используются как контрольные задания, а также психологический анализ умственной деятельности учащихся при работе с тестами дает основание утверждать, что:
а) в процессе выполнения тестов осуществляется весьма важная мыслительная операция - сравнение, при этом опасность выставления положительной оценки при случайном выборе правильного ответа может быть в значительной степени уменьшена;
б) наличие неправильных методов наряду справильными - явление типичное для поисковых ситуаций процесса обучения и не может считаться особенностью, а тем более недостатком тестовой методики контроля;
в) при применении тестов при контроле результатов обучения не возникает опасность непроизвольного запоминания неправильных ответов;
г) применение тестов способствует:
36. улучшению накопления оценок;
37. экономии времени;
38. уменьшению субъективности оценки;
39. широкому применению компьютеров, ТСО и др контролирующих устройств;
40. повышению эффективности контроля и качества знаний учащихся.
Недостатком является то, что учителю не ясно, как рассуждали учащиеся, почему указали такой ответ.
Использование тестов должно идти по двум направлениям: применение в дополнение к обычным методикам контроля; для сравнения знаний различных групп при контрольных проверках.
Тесты могут быть избирательными или констатирующими по форме.
Вопросы к теме.
1. Особенности проверки учебных достижений школьников в условиях МКН.
2. Формы и виды контроля ЗУН в условиях МКНШ
Задания для самостоятельного изучения
1. Тщательно изучить нормы оценок по математике и русскому языку для 1-4 классов.
2. Подготовить сообщения на темы: а) «Способы исправления ошибок и их учет в условиях МКНШ»; б) «Система проверки тетрадей учащихся в условиях МКНШ» (проверка контрольных работ и тренировочных упражнений, классных и домашних работ, проверка тетрадей в зависимости от успеваемости учащихся).
Литература
1. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования РК. Начальное общее образование. –А.: РОНД, 2002.
2. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования РК. Среднее общее образование. –А.: РОНД, 2002.
3. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования РК.. –А.: Предшкольная подготовка. – Алматы: РОНД, 2002.
4. Программа. Математика(1-4классы). – А.: РОНД, 2003
5. Оспанов Т.К. и др. Математика. Учебник для 1 кл., А.:«Атамура», 1997.
6. Оспанов Т.К. и др. Тетрадь по математике №1. 1 кл.,- А.:«Атамура», 1997.
7. 0спанов Т.К. и др. Тетрадь по математике №2. 1 кл. – А.: «Атамура», 1997.
8. 0спанов Т.К. и др. Математика. 2 класс. –А.: «Атамура», 1998.
9. 0спанов Т.К. и др. Математика. 3 класс. – А.: «Атамура», 1999.
10. 0спанов Т.К. и др. Математика. 4 класс. – А.: «Атамура»,2000.
11. 0спанов Т.К. и др. Дидактические материалы по математике(1 класс).-А., «Атамура», 1997.
12. Курманалина Ш.К. и др. Дидактические игры и занимательные упражнения. (1 класс) – А., «Атамура», 1997.
13. Косанов Б.М. и др. Дидактические материалы по математике. 2 класс. Пособие для учителя. А., «Атамура», 1998.
14. Косанов Б.М. и др. Дидактические игры и занимательные украшения по математике. 2 класс. Пособие для учителя. – А., «Атамура», 1998.
15. 0спанов Т.К. и др. Методическое руководство к учебнику «Математика-1». Пособие для учителя. – А., «Атамура», 1997.
16. 0спанов Т.К. и др. Методическое руководство к учебнику «Математика2». Пособие для учителя. – А., «Атамура», 1998.
17. 0спановТ.К.идр. Математика. Методическое руководство. 3 класс, А., «Атамура», 1999.
18. 0спанов Т.К. и др. Математика. Дидактические материалы. 3 класс. А., «Атамура», 1999.
19. 0спанов Т.К. и др. Математика. Методическое руководство. 4 класс, А., «Атамура», 2000.
20. 0спанов Т.К. и др. Математика. Дидактические материалы. 4 класс. - А., «Атамура», 2000.
21. Малокомплектные школы: из опыта работы учителей однокомплектных и двухкомплектных школ.- М.: АПН РСФСР, 1956
22. Организация и методы работы учителя с несколькими классами – М.: Учпедгиз, 1953
23. Стрезикозин В.П. Организация учебного процесса в малокомплектной школе – М.: 1969
24. Стрезикозин В.П. Урок в сельской малокомплектной школе – М.: 1972
25. Ирошнииков И.П. О преподавании математики в 4 классе малокомплектной школы. А., «Мектеп», 1972
26. Самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе: / под ред. М.А.Мельникова и А.М.Пышкало – М., «Педагогика» 1974
27. Савченко А.Я. Организация учебного процесса в малокомплектной школе – М., 1977
28. Однокомплектная школа / под.Ред. Т.И.Шамовой, И.В. Прокопович. – М., 1977
29. Начальная однокомплектная школа (математика, трудовое обучение, изобразительное искусство, музыка, физкультура) – М., Просвещение, 1977
Дополнительная литература
1. Суворова Г.Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной начальной школе (НИИ содержания и методов обучения АПН СССР) – М., Педагогика, 1980
2. Анисин А.М. Большие заботы малокомплектной школы: книга для учителей – М., Просвещение, 1986
3. Мосеева О.И. Формирование самоконтроля у шестилетних детей при обучении математике в МКШ, Автореферат..к.п.н., М- 1988
4. Суворова Г.Ф. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса в МКН сельской школе. Дисс. Докт.п.н., М., 1984
5. Абильгазинов Г.З. Подготовка будущего учителя к управлению процессом обучения в МКШ Дисс.к.п.н. Алматы, 1993
6. В малокомплектных школах Костромской области: из опыта работы – М.: Учпедгиз, 1957
7. Муканова С.Д., Сламбекова Н.М. и др. Прект»Модельмалокмплектной школы Республики Казахстан»// Журнал «Открытая школа», №11-12, 2003.
8. Абильгазинов Г.З. Теория и практика совершенствования управления педагогическим процессом в малокомплектной школе-Устькаменогорск, изд-во ВКГУ,2002.
9. Алдамжаров З.А, Сизоненко А.М. Подготовка и повышение квалификации учителей малокомплектной школы РК. – Кустанай, 2001.
10. Сизоненко А.М., Ищанова Р.С. Формы университетской подготовки специалистов для сельской школы. – Кустанай,2001.
11. Шестилетки в малокомплектной школе/Сот.И.Кузнецов, Москва, 1990.
12. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе. Из опыта работ/ Под ред. П.Г.Фролова, Москва: Просвещение, 1991.
13. Модернизация сельской малокомплектной школы. Не классно-урочная модель – красноярский вариант // Народное образование. 2005. № 1. С. 103-116.
14. Лебединцев В.Б. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель // Народное образование. 2005. № 1. С. 103-107
15. Карпинский А.Ю. Организация разновозрастного обучения в неклассно-урочной школе // Народное образование. 2005. № 1. С. 108-112.
16. Горленко Н.М., Клепец Г.В. В Ивановской сельской школе учатся без уроков // Народное образование. 2005. № 1. С. 113-116.
Контрольные материалы
Вопросы для подготовки к экзамену по предмету