Тема 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ИНФОРМАТИКА
Лекция 3
Тема 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ
СИСТЕМОЛОГИЯ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
1. НАЛИЧИЕ СТЕРЖНЯ = = разработка проблемы целостности объекта как системы | |||
ПОЗНАТЬ ЦЕЛОЕ – значит раскрыть его: | |||
– | СУЩНОСТЬ | – | специфику и системные качества; |
– | СОСТАВ | – | части, их иерархию, разнокачественность и противоречивость; |
– | СТРУКТУРУ | – | внутреннюю организацию (состав + взаимосвязи частей; почему во взаимодействии образуется целое); |
– | ФУНКЦИИ | – | активность, жизнедеятельность; как часть работают на функции целого; |
– | ИНТЕРАКТИВ-НЫЕ СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ | – | механизмы, обеспечивающие целостность объекта, его поведение, развитие, взаимодействие со средой и пр.; |
– | ПОРОГОВОСТЬ (КРИТИЧЕСКИЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ) | – | степень открытости объекта; начальный и предельный уровни организации его; структурные элементы, подчиняющиеся системным свойствам( закономерностям) объекта; |
– | ИСТОРИЮ ОБЪЕКТА КАК ЦЕЛОГО | – | начало и источник возникновения, историю становления, тенденции и перспективы развития, превращения его в новую целостную систему. |
СИСТЕМОЛОГИЯ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
2. ИНТЕГРАТИВНОСТЬ = = органическое соединение всех его частей и средств, системные свойства и закономерности функционирования |
3. ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ = = следование заранее оговорённой совокупности принципов (механизмов) функционирования |
4. ГЛОБАЛЬНОСТЬ И ПОЛНОТА ЗНАНИЙ = = глобальная формулировка проблем; трёхслойность знаний: факты, законы природы и законы законов |
5. ВСЕСТОРОННОСТЬ = = рассмотрение объекта со всех сторон; направленность исследования на объект как целое, на его «нутро» и «вне» объекта; историю и цели, ...; количественное и качественное оценивание и пр. |
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА-1
1. Определить, может ли объект быть представленным в виде системы с учетом цели его исследования.
2. Согласно цели исследования выявить, какие особенности объекта, его свойств, механизма и правил его функционирования следует выделить как системные, позволяющие рассматривать модельно объект как систему, его системообразующие факторы.
3. Выявить, к какому типу относится система как модельный образ объекта:
· линейная, нелинейная;
· непрерывная, дискретная;
· открытая, закрытая;
· равновесная, неравновесная;
· управляемая (детализировать), неуправляемая извне (детализировать);
· устойчивая, неустойчивая;
· статичная, динамичная;
· с обратной (какой?) связью или без нее;
· другой, важное с точки зрения цели исследования (когерентность, диссипативность, целеполагание, самовоспроизведение, …).
СИСТЕМОЛОГИЯ. СИСТЕМНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СИСТЕМОЛОГИЯ – ТЕОРИЯ СИСТЕМ – наука о системах ОБЪЕКТЫ СИСТЕМОЛОГИИ: понятие системы, виды, структуры и свойства систем ПРЕДМЕТЫ ВНИМАНИЯ СИСТЕМОЛОГИИ[1] == сущность, принципы, закономерности функционирования, существования, поведения, эволюции систем; описание, объяснение и предсказание их свойств и особенностей (их познание, изучение, синтез) |
КИБЕРНЕТИКА – наука об управлении, связи и передаче информации в живых (биологических и социальных) и неживых объектах (системах) + Д[2] ОБЪЕКТЫ КИБЕРНЕТИКИ: устойчивые управляемые системы; общие принципы, цели и закономерности управления, связи и передачи информации; механизмы целенаправленного и самоконтролируемого поведения в естественной и искусственной природе, живых организмах и обществе; проблемы понимания разума и его роли в управлении ПРЕДМЕТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ КИБЕРНЕТИКИ == общие для всех целевых устойчивых управляемых систем особенности и законы функционирования; ограничения, свойственные управляемым системам, их выявление и познание происхождения; обратные связи, гомеостаз (равновесие), устойчивость систем, их выявление и исследование; пути практического использования основ кибернетики; линейная равновесная термодинамика систем; отрицательная обратная связь |
СИСТЕМОЛОГИЯ. СИСТЕМНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
СИНЕРГЕТИКА[3] – наука о самоорганизации в живых (биологических и социальных) и неживых объектах (как системах) + Д2 ОБЪЕКТЫ СИНЕРГЕТИКИ: нелинейные неустойчивые неравновесные (находящиеся вдали от состояний равновесия), открытые (способные обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией), когерентные (имеющие согласованное протекание процессов), диссипативные (необратимые во времени, рассеивающие энергию) системы, их состояния, условия существования; проблемы рождения и развития материи, разума, мышления ПРЕДМЕТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СИНЕРГЕТИКИ == принципы и механизмы организации и самоорганизации, возникновения, развития, самоусложнения и разрушения систем, появления новых качеств у целого, которым не обладают его части; общие закономерности и граничные условия, характеризующие возникновение самоорганизующихся систем, их структур, функций, качеств; эволюция, развитие, переходы от хаоса к порядку и, наоборот, от порядка к хаосу; точки бифуркации (состояния системы, после наступления которых возможно множество вариантов ее дальнейшего развития), их установление и анализ, нахождение и исследование свойств; аттракторы (наиболее реальные траектории развития системы в фазовом пространстве после точек бифуркации, относительно устойчивые состояния, «притягивающие» к себе множество траекторий развития); нелинейная неравновесная термодинамика систем; положительная обратная связь |
СИСТЕМОЛОГИЯ. СИСТЕМНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕФЕРЕНТИКА – наука о рефлексии, в том числе саморефлексии (самоосознании), в живых системах + Д[4] ОБЪЕКТЫ РЕФЕРЕНТИКИ: осознающие себя,ссылающиеся на себя, самосообщающиеся, контингентные[5], самообучающиеся системы (самореферентные системы); из выявление, познание, … ПРЕДМЕТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ РЕФЕРЕНТИКИ[6] == принципы, механизмы, законы операционной замкнутости и контингентности: модели систем, среды, взаимодействия с ней системы, их единение |
АВТОПОЭТИКА – наука о самовоспроизводстве объектов (как систем) + Д1 ОБЪЕКТЫ АВТОПОЭТИКИ: автономные, операционно замкнутые («независящие» от среды), самосотворяющиеся, самовоспроизводящиеся системы с неизменной организацией (автопоэтические системы) ПРЕДМЕТЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ АВТОПОЭТИКИ == принципы, механизмы, законы автономности, сохранения своей организации, производства и потери собственных элементов в сети собственных элементов |
СИСТЕМОТЕХНИКА – часть прикладной системологии – наука о разработке (проектировании, создании, испытании) и эксплуатации искусственных сложных технических и организационных систем |
ТЕКТОЛОГИЯ – наука об организации в системах разной природы |
СИСТЕМОЛОГИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ИНФОРМАТИКА
Лекция 3
Тема 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБЪЕКТОВ
СИСТЕМОЛОГИЯ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
1. НАЛИЧИЕ СТЕРЖНЯ = = разработка проблемы целостности объекта как системы | |||
ПОЗНАТЬ ЦЕЛОЕ – значит раскрыть его: | |||
– | СУЩНОСТЬ | – | специфику и системные качества; |
– | СОСТАВ | – | части, их иерархию, разнокачественность и противоречивость; |
– | СТРУКТУРУ | – | внутреннюю организацию (состав + взаимосвязи частей; почему во взаимодействии образуется целое); |
– | ФУНКЦИИ | – | активность, жизнедеятельность; как часть работают на функции целого; |
– | ИНТЕРАКТИВ-НЫЕ СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ | – | механизмы, обеспечивающие целостность объекта, его поведение, развитие, взаимодействие со средой и пр.; |
– | ПОРОГОВОСТЬ (КРИТИЧЕСКИЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ) | – | степень открытости объекта; начальный и предельный уровни организации его; структурные элементы, подчиняющиеся системным свойствам( закономерностям) объекта; |
– | ИСТОРИЮ ОБЪЕКТА КАК ЦЕЛОГО | – | начало и источник возникновения, историю становления, тенденции и перспективы развития, превращения его в новую целостную систему. |
СИСТЕМОЛОГИЯ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
2. ИНТЕГРАТИВНОСТЬ = = органическое соединение всех его частей и средств, системные свойства и закономерности функционирования |
3. ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ = = следование заранее оговорённой совокупности принципов (механизмов) функционирования |
4. ГЛОБАЛЬНОСТЬ И ПОЛНОТА ЗНАНИЙ = = глобальная формулировка проблем; трёхслойность знаний: факты, законы природы и законы законов |
5. ВСЕСТОРОННОСТЬ = = рассмотрение объекта со всех сторон; направленность исследования на объект как целое, на его «нутро» и «вне» объекта; историю и цели, ...; количественное и качественное оценивание и пр. |