Системный подход к исследованию взаимодействия

производственно-экономических и социальных переменных. Системный подход — это направление в методологии, основу которого составляет исследование объектов во всей совокупности составляющих сторон. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину. Если системный анализ претендует на роль общенаучной методологии, то понятие «система» должно быть универсальным, отражать всеобщность системных свойств и закономерностей.

Классическим образцом системного мышления в экономике во второй половине XIX и XX вв. считают социально-экономическую теорию К. Маркса, в частности «Капитал» и воплощенные в нем принципы изучения органичного целого от абстрактного к конкретному.

Системный подход в исследовании социально-экономических процессов в XX в. связан с именем И. Валлерстайна — одного из основателей школы «мир- системного анализа», используемого в ряде научных дисциплин. Одна из важных особенностей этой школы — применение междисциплинарных методов к объекту исследования. Основное содержание валлерстайновских теоретических конструкций заключается в признании сущности экономики ка- питалистического типа как «мир-системы», ее традиционной ориентации на получение прибавочной стоимости, на «накопление капитала». Это содержание определено условиями мирового разделения труда: экономический «центр» эксплуатирует всю мировую «периферию», но иначе и не может быть, ибо, по мнению Валлерстайна, данная система сама по себе иерархична и подразумевает отсутствие равенства.

Время жизни капиталистической системы отсчитывается от ее зарождения в XVI в. до ожидаемого автором конца в XXI в.«Конец» капиталистической системы Валлерстайн объясняет исчерпанием внутренних ресурсов этого типа экономики — дешевой наемной рабочей силы; стран, свободных для экспансии; природной среды как таковой, — что означает возникновение объективных экологических ограничений для «накопления капитала».

Большой вклад в развитие системного анализа внесли отечественные ученые И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, В.Г. Афанасьев и др. По их мнению, система должна обладать целостностью; наличием двух типов связей и более (пространственной, функциональной, генетической и т.д.); структурой (организацией); наличием уровней и иерархии уровней; управляемостью и целесообразностью характера, процессов самоорганизации, функционирования и развития.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Главной категорией системных исследований в целом и

системного анализа в частности является понятие системы, которое должно отражать, во-первых, морфологическое, функциональное и информационное единство доступных изучению объектов, процессов и явлений, а во-вторых, закономерное единство их развития.

Системой является совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов и процессов, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности.

NBОбщесистемными свойствами являются целостность, иерархичность и интегративность146.

Целостность — это завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи, явления, процесса. Целое не составлено из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое. Как общесистемное свойство Целостность означает, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех ее компонентах; она означает также преобразование компонентов, входящих в систему, соответственно ее природе.

Иерархичность (от греч. hieros — священный и arche — власть) — это последовательное соподчинение элементов, расположенных от низшего к высшему, характеризующее ее различные многоуровневые системы; универсальная форма построения организационных систем (господство, организация, поселение, отрасль народного хозяйства, семья и т.п.) на основе

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

146 См.: Афанасьев В.Г. Системность и общество. — М., 1980. — С. 32

соподчинения, когда «нижние» уровни контролируются

«верхними». При этом чем «выше» уровень, тем уже его социальный состав, в связи с чем иерархическая структура принимает вид пирамиды.

Иерархия — обобщенная функция совместной деятельности в виде координации, начала общего процесса интеграции индивидуальных действий в целое. Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой.

Интегративность (от лат. integratio — восстановление, соединение) — это процесс, результатом которого являются:

Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru достижение единства, согласованности внутри системы, основанной на взаимозависимости и взаимодополняемости отдельных специализированных элементов;

Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений, являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия соци- альной системы;

Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru механизмы адаптации;

цель и сохранение ценностных образцов.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þ Особую роль в системном подходе играют принципы обратных связей,

благодаря которым в системе могут происходить процессы целенаправленной деятельности и управления. Они невозможны, если управляющая система или подсистема не будут получать информацию об эффекте воздействия; именно обратная связь обеспечивает относительную устойчивость системы, позволяет формировать повторяющиеся процессы, превращает систему из простого набора компонентов в единое целое и вместе с компонентами определяет состояние и структуру системы.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Системный подход по своему характеру и теоретико-

методологическому статусу близок к научно-практическим методам.

Одно из направлений системного подхода — эконометрика, разрабатывающая методы измерения взаимосвязи между эконо- мическими и социальными переменными.

Социально-экономическая переменная — это комплекс

проблем, исследование которых благодаря системному подходу способно повлиять на решение вопросов, «что», «как» и «для кого».

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально масштабам производства и включают в себя переменные расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции; переменные расходы — это расходы на сырье, основные материалы, труд, заработную плату, отопление, освещение и электроэнергию для технических нужд.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þСтруктура современного общественного производства охватывает не

только материальное производство (I и II подразделения), но и нематериальную сферу — производство нематериальных услуг и благ (III подразделение); сфера военной экономики выделяется в IV подразделение.

Материальным источником пополнения III и IV подразделений, а также товарного покрытия (обеспечения) потребительского спроса этих подразделений является общественный продукт, создаваемый I и II подразделениями, т.е. отраслями общественного производства. Это необходимо учитывать при исследовании общественного хозяйства как целостной, интегрированной, иерархически построенной структуры.

Таким образом, структура общественного производства влияет на темпы и масштабы воспроизводства. Преодоление застойного (а сейчас кризисного) состояния экономики России возможно посредством нормализации структуры общественного производства.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Системный подход к переменным уровня развития национальной экономики обнаруживает серьезные противоречия в критериях.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þНаиболее часто в качестве критериев называют либо повышение

органического строения капитала, либо рост доли обрабатывающей промышленности, либо ускоренные темпы роста третичного сектора, производящего предметы роскоши, чему способствует технология, высвобождающая все больше ресурсов. Это отражает всеобщий вневременной и внестадиальный, количественный показатель уровня развития. Повышение органического строения капитала и рост доли обрабатывающей промышленности может служить одним из показателей уровня развития на его индустриальной стадии; ускорение темпов роста третичного сектора также не

является универсальным показателем уровня развития и присуще определенной стадии развития.

Увлечение экономистов количественными показателями и анализом устойчивых, статичных состояний ограничивает возможности более глубокого исследования социально-экономических процессов.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Целостная система — это объединение элементов (систем низших рангов), обладающих способностью вступать в устойчивое взаимодействие, при котором образуются новые структуры (целостные системы), характеризующиеся стремлением к самосохранению по содержанию и к самоповторению по форме. Система, приобретающая свойства самосохранения, становится не только устойчивой, но, что более важно, и развивающейся (приобретает способность к эволюции).

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þРазвитие есть качественное изменение структуры и функционирования системы, отражающееся на всех без исключения сторонах жизни не только

экономики, но и каждого индивида и общества в целом. Поэтому принципиальным для методологии системного подхода является то, что адекватно отражать уровень развития может лишь качественный показатель, указывающий, насколько экономика выполняет свои функции, главная из которых — удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей населения, создание условий для расширенного воспроизводства и развития человека, проявления его сущностных сил.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Экономическая система есть объективная совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих в сфере производства, распределения, обмена и потребления, образующих иерархическую целостность, интегрированную в природную, социальную и духовную среду, также представляющую собой целостность. Экономическая система должна гармонично вписаться в нее.

Системный анализ социально-экономических и политических процессов. Суть системного анализа.Системный анализ, или системный подход к изучению того или иного явления, также относится к общенаучным методам исследования. Системный анализ предполагает рассмотрение

любого изучаемого явления как определенной системы составляющих его и взаимодействующих между собой элементов. Такой подход проявляется как соответствующий способ научного мышления, состоящий, прежде всего, в том, чтобы зафиксировать основные элементы изучаемого явления или процесса и исследовать их взаимодействия147.

При этом исходят из того, что при взаимодействии элементов системы как целостного явления возникают ее новые свойства, отсутствующие у ее элементов и называемые эмерджентными (от англ. emergence — появление). Само явление эмерджентности выражает несводимость свойств системы к свойствам ее элементов.

Из сказанного следует, что любая система представляет собой внутренне расчлененную структурную целостность. Структура системы есть совокупность прямых и обратных связей ее элементов, поэтому исследование любой социальной системы — экономической, политической и т.д. — направлено на изучение взаимосвязей и взаимозависимостей ее элементов.

Структура экономических и политических процессов как динамично функционирующих систем выражает степень упорядоченности и организованности их элементов, механизмы их взаимодействия. Целостность же системы заключается, с одной стороны, в устойчивом взаимодействии ее основных элементов, с другой — в ее относительной самодостаточности, способности воспроизводить свои свойства, а также в наличии внутреннего источника развития. В то же время любая система функционирует и развивается в тесном взаимодействии с другими системами.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

147 Основы системного анализа заложили труды австралийского биолога- теоретика Л.фон.Берталанфи и английского психиатра и специалиста в области кибернетики У.Р.Эшби по общей теории систем, а также работы в области математического моделирования американских ученых Н.Винера и А.Рапопорта. Все они в той или иной степени опирались на тектологию («Всеобщую организационную науку») русского ученого А.А. Богданова.

þ Например, на любую современную экономическую систему в той или иной степени воздействуют как другие экономические системы, так и разного рода политические, правовые и духовные факторы общественной жизни. На это справедливо указывают представители таких направлений современной экономической науки, как маржинализм, институционализм и др. То же можно сказать и о влиянии на функционирование политических систем различных явлений экономической, социальной и духовной сфер жизни общества.

Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru Логические основы системного анализа.148Системный анализ, представляя собой определенный способ научного мышления, имеет логические основы: понимание системы, т.е. того, что она собой представляет; научные представления о характере и механизмах функционирования систем; учет их разнообразия и выделение отдельных их видов; научные знания об эволюции систем и др. При этом само системное мышление, проявляющееся в ходе системного анализа, основано на использовании таких общенаучных методов познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þ К логическим основам системного анализа относится и система понятий, в

рамках которой осмысливаются сущность, содержание, функционирование и развитие систем. Центральным при этом является понятие «система», с которым связаны понятия «элемент», «связь», «отношение», «структура»,

«функция», «организация», «управление» и др. Сданными понятиями связано осмысление принципов системного исследования, важнейший из которых — фиксирование целостности изучаемой системы. Единицами системы признаются ее элементы, свойства и функции которых определяются их местом в данной системе. В свою очередь, тот или иной элемент системы «сам может рассматриваться как нечто сложное — например, как подсистема... Но и система как целое обычно может рассматриваться в качестве подсистемы более широкой системы»149.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

148Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов :Учеб.пособие.-2-е изд., перераб . и доп.- М.:Вузовский учебник:Инфра-М,2012.-С.37-44.

149 См. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Т. Системный подход: предпосылки, проблемы,трудности.-М.:Знание,1969.-С.21.

NBЭлементы системы, находясь между собой в разного рода прямых и обратных связях и отношениях — пространственных, временных, функциональных, причинно- следственных, закономерных и других, образуют структурную целостность системы. Отсюда следует вывод: чтобы изучить систему, надо изучить свойства ее элементов и их взаимосвязи, которые в определяющей степени задаются характером самой системы.

Следующий логический принцип системного исследования

— выявление источников развития изучаемой системы (внутренних и внешних), что, в частности, предполагает исследование механизма воспроизводства данной системы, ее структуры и функций, а также механизма ее развития, появления у нее новых свойств и соответствующих способов адаптации к внешней среде — природной и социальной.

Эти и другие логические принципы системного исследования носят методологический характер, ибо выражают теоретико-методологические подходы к изучению систем и направлений их дальнейшего изучения. Поэтому логические основы системного анализа можно характеризовать и как методологические принципы анализа систем.

Наконец, важным логическим основанием и в то же время методологическим принципом системного анализа является учет многообразия систем,в том числе социальных, выделение основных их видов по разным основаниям. В современной науке выделяются следующие виды систем:

— материальные и идеальные, т.е. системы явлений и процес- сов материального мира (природного и социального) и сис- темы знаний о них;

— открытые и закрытые: первые открыты для взаимодей- ствия с внешней средой, обмениваются с ней веществом, энергией и информацией; в закрытых системах этого не происходит, однако полностью изолированных от внешнего мира систем не существует: имеются только «частично закрытые системы»;

— детерминистические и стохастические системы: первые функционируют на основе устойчивых причинно-след- ственных и закономерных связей; вторые «управляются за- конами случая», которые предопределяют появление от- дельного события «лишь в зависимости от его принадлеж- ности к определенному стохастическому коллективу с той или иной степенью вероятности»;

— телеологические, или целенаправленные, и ненаправленные: первые — это «целесообразные действия живых систем» и

«целеориентированные действия социальных коллективов»; вторые «не имеют строгой направленности» и действуют больше в неорганической природе»150.

Существуют также простые и сложные системы: в простых системах взаимодействует небольшое число элементов, однако их взаимосвязи «хорошо организованы и управляемы», они

«почти не зависят от окружающей среды, детерминированы и мало изменяются во времени»; в сложных системах взаимодействует множество элементов, между которыми существуют многочисленные связи разного рода. Поведение сложных систем в большей степени подвержено случайным факторам. Их подсистемы могут иметь «собственные цели, не всегда и не во всем совпадающие с целями системы в целом»151.

NBЛогические основы системного анализа четко выражены в основных принципах так называемого когнитивного подхода к исследованию общественных явлений, учитывающего факторы общественного и индивидуального сознания. Речь идет о степени осознания, понимания субъектами (отдельными личностями, социальными группами и т.д.) сущности, содержания, направлений развития тех или иных социальных систем, элементами которых они являются, или внешних по отношению к ним систем и значения этих систем для развития общества, тех или иных социальных групп и т.д.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

150См.:Рузавин Г.И. Методология научного исследования.- М.:ЮНИТИ,1999.С.278-281

151См.: Плотинский Ю.М. Указ. соч. — С. 30

Рассмотренные логические основы системного анализа явля- ются исходными (отправными) моментами исследований различных социальных процессов, в том числе социально- экономических и политических, и во многом определяют содержание и направленность этих исследований.

Формирование целей системного анализа. Построение

«дерева целей». Цели системного анализа определяются пониманием его сути и содержания, обусловлены его логическими основами и заключаются в том, чтобы выявить и изучить основные элементы исследуемого явления или процесса как определенной системы. Это достигается с помощью анализа данного явления, мысленного разделения его на элементы и их изучения. При этом учитывается, что данные элементы проявляют себя только в их связях и взаимодействиях, заданных природой и характером данной системы. Отсюда другая цель: исследовать содержание этих связей и взаимодействий и представить на уровне науки функционирование и развитие рас- сматриваемого явления как целостной системы. Достигается это с помощью такого общенаучного метода исследования, как синтез. Благодаря ему, как уже упоминалось, выявляются эмерджентные свойства системы, отсутствующие у ее элементов, но возникающие в процессе их взаимодействия, — тем самым достигается еще одна цель системного анализа явлений. Понятие «анализ» толкуется в данном случает расширительно, ибо включает в себя и синтез: подобное расширительное толкование метода анализа нередко встре- чается в литературе по системному анализу.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þКак правило, системное исследование различных явлений и процессов

преследует и другие цели: обнаружение внутренних источников их функционирования, основную направленность развития явлений и процессов, выявление объективных и субъективных сторон их существования и развития и др. При этом какая-то цель является основной и поэтому будет определять основную направленность данного исследования.

В итоге в процессе системного исследования формируется целая система его целей, принимающая вид так называемого «дерева целей». Суть и главный принцип построения «дерева целей» — координация и субординация (отношение соподчинения) всех формулируемых целей данного исследования

и показ их зависимости от основной его цели. «Дерево целей» дает более четкое представление о содержании будущего системного исследования процесса (в нашем случае — экономического или политического), его направленности и ожидаемых результатах.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Пути и способы проведения системных исследований. В

начале исследования надо составить более или менее полное предварительное представление об изучаемом явлении или про- цессе на основе имеющейся информации о них, прежде всего научной. Это позволит яснее сформулировать основные и вытекающие из них иные цели исследования и при необходимости построить «дерево целей».

Затем необходимо выделить основные элементы изучаемых явлений и процессов и исследовать их взаимосвязи, чтобы составить целостное представление об этих явлениях и процессах. Следующий этап — выявление основополагающих факторов их функционирования и обнаружение внутренних и внешних источников их развития. Наконец, необходимо научно объяснить место и роль данного явления или процесса в функционировании и развитии той или иной сферы общественной жизни и общества в целом.

Выделяют различные этапы системного исследования природных и социальных явлений, на каждом из которых решаются определенные задачи.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þПриведем пример перечня таких этапов.

1. Формулировка основных целей и задач исследования.

2. Определение границ системы, отделение ее от внешней среды.

3. Составление списка элементов системы (подсистем, факторов, переменных и т.д.).

4. Выявление сути целостности системы.

5. Анализ элементов системы.

6. Построение структуры системы (т.е. выявление связей ее эле- ментов).

7. Установление функций системы и ее подсистем.

8. Согласование целей системы и ее подсистем.

9. Уточнение границ системы и каждой подсистемы.

10. Анализ явлений эмерджентности (появления свойств системы, отсутствующих у ее элементов).

11. Конструирование системной модели»152.

Подобный цикл системного анализа не является раз и навсегда установленным; некоторые из названных этапов можно опустить; возможен возврат к предыдущим этапам и т.д.153 Представляется справедливым, что системный анализ сегодня чаще выступает как методология не столько решения, сколько постановки проблемы. Поэтому он имеет пока больше

«педагогическую ценность для формирования и развития научного мышления». Практические же или «прагматические возможности системного подхода» в настоящее время «достаточно скромны»154.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Модели системного анализа. Как уже отмечалось, моделирование явлений и процессов представляет собой их искусственное воспроизведение в модели, отражающей их основные свойства. Анализ самих таких моделей направлен на изучение с их помощью данного явления или процесса в целом, а также механизмов их функционирования и развития.

NBМодели системных исследований социальных процессов можно классифицировать по разным основаниям: модели, воспроизводящие причинно-следственные связи элементов экономического или политического процесса; модели жизненного цикла, фиксирующие основные этапы развития того или иного социального объекта (фирмы, акционерного общества и т.д., вплоть до жизненных циклов существования различных цивилизаций)155; модели волновой динамики развития эконо- мики и др.

Системное моделирование экономических, политических и других процессов общественного развития осуществляется в виде идеальных моделей, логически воспроизводящих основные параметры и свойства указанных процессов. Такие модели могут быть выражены в виде схем, графиков, таблиц,

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

152 См.: Плотинский Ю.М. Моделирование социальных процессов. 2-е изд. — М.: Логос, 2001,-С. 17-18.

153 Там же.- С.18.

154 Там же.- С.120-136.

155 См.: Плотинский Ю.М. Указ. соч. — С.17

математических формул, а также объясняющих их теоретических концепций.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þАмериканские ученые Дж.Б. Мангейм и Р.К. Рич перечисляют этапы изучения политических процессов с помощью их математического моделирования: первый этап построения модели системного анализа — индуктивный: отбор наблюдений, относящихся к процессу, который предстоит моделировать; второй этап — переход от определения проблемы к построению неформальной модели, представляющей собой набор

«инструментов» (допущений, принципов анализа), которые позволяют объяснить отобранные наблюдения; исследователи строят несколько неформальных моделей и пытаются определить, какая из них лучше отображает изучаемую проблему; третий этап — переход от неформальных моделей к формальным, в которых все допущения сформулированы в мате- матической форме; четвертый этап — «этап математической обработки формальной модели», который является «решающим в математическом моделировании». Математический анализ этой модели предполагает выявление следствий действия моделируемого процесса; он представляет собой

«дедуктивное ядро», математического моделирования социальных процессов, заключающееся «в поиске нетривиальных и непредвиденных выводов из правдоподобных допущений»156.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Далее следует вернуться к первоначальной стадии моделирования, чтобы проверить, соответствуют ли полученные выводы тому, что изначально ожидалось от модели, имеют ли эти выводы смысл в свете эмпирических наблюдений, можно ли получить с помощью данной модели другие имеющие научное значение выводы, можно ли эту модель сделать более общей, чтобы с ее помощью более широкий круг социальных явлений157.

Таким образом, можно сделать вывод: не переоценивая роли моделей системного анализа в исследовании общественных явлений, все же с их помощью можно получить достаточно

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

156 См.: Мангейм Дж. Б.. Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. — М.: Весь мир, 1997. — С. 489—474.

157 См.: Мангейм Дж. Б.. Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. — М.: Весь мир, 1997. — С. 474.

содержательную информацию о структуре и функционировании указанных явлений, в том числе социально-экономических и политических процессов, носящих как устойчивый, так и неустойчивый, а также вполне определенный или же вероятностный характер.

Структурно-функциональный анализ.Широкое распространение в западных странах получил и так называемый структурно-функциональный анализ —по сути, один из вариантов системного подхода к изучению общества, начало которому положили труды О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

þОсновные положения методологии современного структурно-- функционального анализа представлены в работах американских социологов

Т. Парсонса и Р. Мертона, которые исходили из идей упомянутых выше мыслителей, а также идей М. Вебера и П. Сорокина, которого Т. Парсонс называл своим учителем. Современные последователи Т. Парсонса и Р. Мертона, анализируя общественные явления, используют также ряд положений из общей теории систем Л. фон Берталанфи, А. Рапопорта и У.Р. Эшби.

В своем основном труде «Структура социального действия» (1937) Т. Парсонс всесторонне обосновывает положение о том, что основополагающим фактором порождения и дальнейшего функционирования любого общественного явления и процесса являются действия людей. Поэтому, чтобы понять содержание и социальное значение того или иного общественного явления и процесса, необходимо изучить побудительные мотивы деятельности людей, ее содержание и социальную направленность.

Парсонс исходит из того, что действия людей, с одной стороны, побуждаются их потребностями и интересами, а с другой — регулируются определенными социальными нормами и ценностями, на которые они ориентируются; люди объединяются на основе общих интересов и ценностных ориентаций, а также доверия друг к другу. Без этого невозможны их совместные действия и складывающиеся из них социальные процессы. В связи с этим основные задачи исследования указанных процессов — анализ потребностей и интересов субъектов социальной деятельности (личностей, со- циальных групп и др.), а также той системы ценностей (политических, моральных, религиозных и т.д.), которыми они руководствуются в своем мышлении, деятельности и поведении.

По утверждению Т. Парсонса, деятельность людей всегда происходит в определенных «структурных рамках» — малых и больших — и в той или иной степени социально организована. Результатом этого является функционирование определенных социальных институтов и организаций. Он следующим образом характеризует основные «функциональные предпосылки» существования любой социальной системы (семьи, производственной и политической организации, вплоть до общества в целом): 1) возможность каждой социальной системы адаптироваться (приспособиться) к условиям внешней среды; 2) достижение целей функционирования данной системы; 3) интегративная функция системы: для реализации первых двух функциональных предпосылок существования системы последняя «должна обладать внутренним единством и упорядоченностью»; 4) воспроизведение и сохранение социальной системы посредством усвоения всеми ее элементами

«норм системы»158.

Указанные функции существования и развития социальной системы реализуются, как пишет Парсонс, благодаря деятельности соответствующих социальных институтов — экономических, политических и др. При этом процесс образования, в котором люди усваивают современные знания, ценности и социальные нормы, характеризуется Парсонсом как

«динамическое ядро социальной системы»159.

Он делает вывод, что социально развитые личности играют решающую роль в сохранении, поддержании порядка и воспроизводстве любой социальной системы.

По мнению Т. Парсонса, каждый социальный институт можно представить как систему положений (статусов) действующих в нем субъектов и выполняемых ими социальных ролей.

Учитель и ученик в системе образования, солдат и офицер в армии, производитель и потребитель в системе экономических отношений — все это примеры социальных ролей в различных социальных институтах.

Подчеркивается, что «институты и роли сохраняются, в то время как индивиды приходят и уходят»160.

Т. Парсонс считает, что общество будет находиться в состоянии равновесия и стабильности, если люди будут усваивать и практически реализовывать скрепляющие его ценности и нормы общежития. Когда же этого не происходит, то имеют место случаи «отклоняющегося поведения»

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

158 См.: Монсон П. Современная западная социология. Теории, традиции, перспективы: Пер. с швед. — СПб.: НОТА БЕНЕ, 1992. — С. 45—46.

159 Указ. соч. — С. 46.

160 Там же. — С.47.

людей, в том числе преступного, а это угрожает порядку и нормальному существованию данного общества.

В своих более поздних трудах — «Общества: эволюционная и компаративная перспектива» (1966) и «Система современных обществ» (1971)

— Парсонс пытается обосновать с помощью разработанного им метода учение о развитии общества в целом. Он утверждал, что наиболее глубокой сферой существования общества является его духовная культура, признавая в то же время большую роль в функционировании общества его экономической и политической подсистем.

Р. Мертон подверг сомнению научную продуктивность теорий, претендующих на анализ общества в целом. Исследование более ограниченных областей общественной жизни, по мнению Мертона, намного ближе к действительности, и в этом случае ее анализ является более конкретным и глубоким. Этому посвящена разработанная им «теория среднего уровня»161. Р. Мертон внес существенный вклад в разработку теории функционирования общественных явлений, в анализ их функций и

дисфункций, т.е. отклонений, вредных для существования этих явлений.

Как отмечают многие современные западные исследователи, структурно- функциональный анализ после некоторого спада интереса к нему в 70-80-е гг. XX в. ныне вновь широко используется в изучении явлений общественной жизни.

 
  Системный подход к исследованию взаимодействия - student2.ru

Таким образом, сравнительно-исторический, монографический

и системные методы научных исследований являются наиболее востребованными при изучении социальных процессов.

2.8 Экономико-ста

Наши рекомендации