Тема 3. системный подход к управлению

ПЛАН:

1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГОПОДХОДА

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

3. СВОЙСТВА СИСТЕМ

4. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

3.1. СУЩНОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА*

* При описании системного подхода использованы некоторые идеи и положения, опубликованные а работах:

Елисеев В.А. Научные основы управления промышленным предприятием. — Донецк, 1971;

Романов В.Н. Системный анализ для инженеров. — СПб, 1998;

Цыгичко В.Н. Руководителю — о принятии решений. — М.: 1996 и др.

Характерные черты развития социально-экономических систем:

• интеграция научных знаний, рост количества междисциплинарных проблем;

• комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

§ усложнение решаемых проблем и объектов;

§ рост количества связей между объектами;

§ динамичность изменяющихся ситуаций;

§ дефицитность ресурсов;

§ повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;

§ глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;

§ усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческого решения.

Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы.

Основные термины и понятия по системному подходу приведены в табл. 3.1.

Исследование сущности управления следует начинать, кок отмечает В.А. Елисеев, с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различая управление функционированием системы в заданных условиях и управление развитием системы. Цель управления в первом случае — ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором — перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.

Таблица 3.1

Основные термины и понятия в области системного подхода

Термины и понятия Сущность термина и понятия применительно к социально-экономическим системам
   
1. Система Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой м представляющий подсистему системы более высокого порядка (глобальной). Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов
2. Системный анализ Анализ на основе всестороннего изучения ее свойств с применением научных подходов для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития
3. Структура системы Совокупность компонентов системы, находящихся в определен ной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели системы
4. Содержание системы Вещественный субстрат системы, совокупность людей, средств производства и предметов труда
5. Связи (в системе и с внешней средой) Информационные и документальные потоки в системе между ее компонентами для принятия и координации выполнения управленческого решения. Информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время
6. Вход системы Компоненты, поступающие в систему, — сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, новое оборудование, кадры, документы, информация и т. п.
7. Энергия системы Люди и орудия труда, новшества, информация собственная. Управление должно быть направлено на рациональное использование энергии
8. Вещество системы Предметы труда — все, что проходит обработку в системе
9. Выход системы Выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.)
10. Цель системы Конечное состояние системы или ее выхода, к которому оно стремится в силу своей структурной организации. Целью, например, производственной системы может быть достижение требуемой массы вновь созданной стоимости путем выпуска конкурентоспособных товаров для потребителей
11. Внешняя среда системы Компоненты макросреды (страны), инфраструктуры региона, в котором находится система, и микросреды системы, с которыми она имеет прямые или косвенные связи. Компоненты входа и выхода системы к внешней среде не относятся, они относятся к внешнему окружению
12. Обратная связь Требования, рекламации, предложения потребителей по внедрению новшеств и другая информация, поступающая из сферы потребления изготовителю, либо непосредственно к поставщикам входа системы
13. Способ принятия управленческого решения Способ выбора методов сбора и обработки информации, формы мотивации в сочетании с методом принятия решения. Определяет скорость и качество принятия решения
14. Организация управления Нахождение оптимального сочетания энергии и вещества системы в пространстве и во времени, принятие, документальное оформление, контроль и координация выполнения решения
15. Коррелятор организации управления Оператор накопления информации, контроля и регулирования параметров функционирования системы. Чем точнее информация отражает структуру системы, тем выше уровень ее организованности
16. Информация Необходимое отраженное разнообразие. Необходимое — степень описания системы. Отраженное — отражающее содержание, структуру, связи и способ принятия решения
17. Аппарат сравнения Элемент системы, обеспечивающий контроль за ее функционированием в пределах установленных параметров. Служит основой построения программы функционирования и определяет правомерность совершаемого действия или процесса и его экономичность
18. Отношения в системе Взаимосвязь между компонентами системы, обусловленная выполнением главной цели. Рациональное построение памяти системы как способности хранить информацию обеспечивает минимальные затраты на принятие решений
19. Построение системы Определение количества компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление между ними связей. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начиная с нижнего уровня иерархии
20. Функционирование системы Организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей; координация, учет и контроль, мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы
21. Развитие системы Процесс совершенствования системы на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы
22. Активаторы системы Операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать
23. Дезактиваторы системы Операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), приводящие в итоге к ее разрушению
24. Поведение системы Способ взаимодействия системы с внешней средой и упорядочение связей в структуре системы для достижения ее целей. Изучение механизмов действия объективных экономических законов, научных подходов к управлению и применение их к изучению свойств системы является предпосылкой ее оптимального или разумного поведения
25. Противоречия в системе Действия компонентов системы с противоположными целями или функциями. Снижение противоречий способствует нормальному функционированию системы и ее развитию
26. Вмешательство Способ воздействия субъекта (более высокого уровня) управления на объект, способ регулирования производственных или управленческих процессов при существенных отклонениях от нормативов управления
27. Обучение системы Процесс накопления знаний и привития системе навыков в принятии рациональных управленческих решений




Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.

В.А. Елисеев рассматривает сущность управления как совокупность организации управления, процесса управления и информация. На рис. 3.1 показаны взаимосвязи этих понятий.

Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.

тема 3. системный подход к управлению - student2.ru

Рис. 3.1. Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ

Системы характеризуются и отличаются одна от другой многими признаками и параметрами. Например, бывают закрытые и открытые системы, биологические и технические и т. д. Для оперативного нахождения особенностей систем предлагается их классификация (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Классификация систем

Признак классификации Наименование Содержание  
     
1. Степень взаимодействия системы с внешней средой 1.1. Изолированные системы (искусственные)   Системы, не имеющие с внешней средой прямой и обратной связи, без входа и выхода Пример: испытуемая в полностью закрытой емкости биологическая система (животное)  
  1.2. Закрытые системы   Системы, имеющие с внешней средой только одну связь (в систему или из нее) Пример: часы  
  1.3. Открытые системы   Системы, имеющие с внешней средой прямую и обратную связи, вход и выход. Примеры: страна, фирма, человек, машина и т.д. ;  
2. Размер системы 2.1. Малые системы     Системы с количеством единичных компонентов менее 30. Примеры: фирма с численностью сотрудников 25 человек; авторучка  
  2.2. Средние системы     Системы с количеством единичных компонентов от 51 до 300. Примеры: фирма с численностью сотрудников 250 человек; пылесос  
  2.3. Большие сложные системы     Системы с количеством единичных компонентов свыше 301 Примеры: корпорация с численностью сотрудников 15 тыс. чел.; автомобиль; человек  
3. Виды систем 3.1. Биологические системы Живые организмы    
  3.2. Технические системы Изделия, состоящие из сборочных единиц и деталей, выполняющие заданные функции  
  3.3. Социально- экономические системы Комплексные структуры, состоящие из экономических, производственно-технических и социальных структур, выполняющих разные цели. Примеры: город, организация  
  Производственные системы (как разновидность социально-экономических систем) Структуры, состоящие из функциональных и производственных подразделений, выпускающие продукцию или оказывающие услуги производственного характера Пример: предприятие    
  3.4. Экосистема   Совокупность факторов природной среды, методов и средств обеспечения ее жизнедеятельности на Земле  
4. Степень свободы системы по отношению к внешней среде 4.1. Относительно самостоятельные, юридически и физически независимые системы Системы, функционирующие самостоятельно и выполняющие заданные функции или цели    
  4.2. Несамостоятельные системы (подсистемы) Системы (подсистемы), входящие в глобальную систему жестко как неотъемлемый компонент. Примеры: сотрудник отдела, двигатель автомобиля    
5. Уровень специализации системы 5.1. Комплексные системы     Системы, выполняющие весь комплекс функ ций или работ по стадиям жизненного цикла объекта. Примеры: комплексное производственное объединение, выполняющее все работы по стадиям жизненного цикла выпускаемого объекта (кроме собственного потребления)    
  5.2. Специализирован-ные системы     Системы, специализирующиеся на выполнении одной функции или работы на одной стадии жизненного цикла объекта. Примеры: банк, маркетинговая организация, сборочное предприятие  
6. Продолжительность функционирования системы 6.1. Системы кратковременного действия (жизни)     Системы, функционирующие короткий промежуток времени, или разового применения. Примеры: биологическая система — мотылек; техническая система — шприц  
  6.2. Дискретные системы   Системы, функционирующие определенный промежуток (интервал) времени. Примеры: автомобиль, человек  
  6.3. Долговременные системы   Системы, длительность функционирования которых практически не ограничена. Пример: Солнечная система  
7. Способ описания системы 7.1. Детерминированные (функциональные) Системы, поведение которых точно описывается однозначной функцией    
  7.2. Статистические (вероятностные) Системы, поведение которых описывается в терминах распределения случайных величин или вероятностей  
  7.3. Нечеткие (описательные) Системы, поведение которых описывается качественно, а не количественно  
8. Тип используемых в субстанции системы величин 8.1. Физические Системы, имеющие вещественную субстанцию  
 
8.2. Абстрактные   Системы, имеющие логическую, математическую и другие виды невещественной субстанции  
 
 

СВОЙСТВА СИСТЕМ

В любом источнике, в котором рассматривается сущность системного подхода, уделяется внимание свойствам систем как условию глубокого изучения их структуры и содержания для принятия качественного управленческого решения.

Однако количество рассматриваемых свойств систем незначительно. Как правило, раскрываются свойства целостности систем, иерархичности, взаимосвязи с внешней средой, надежности, оптимальности и др. Неполный охват свойств систем приводит к упрощению системного анализа и принятию некачественного решения. Поэтому нами сделана попытка полнее охватить свойства систем (табл. 3.3).

30 свойств систем предлагается подразделять на четыре группы:

1) свойства, характеризующие сущность и сложность системы;

2) свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;

3) свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;

4) свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.

Таблица3.3

Свойства систем

Свойство Характеристика, описание свойства
   
1 группа — свойства, характеризующие сущность и сложность системы
1. Первичность целого (системы) В теории систем исходным моментом является предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты. Эти компоненты существуют лишь в силу существования целого. Не компоненты составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении компоненты системы. Первичность целого — основной постулат теории систем. В целостной системе отдельные части функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого
2. Неаддитивность системы Принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее компонентов и невыводимость свойств целостной системы из свойств компонентов. Каждый компонент может рассматриваться только в его связи с другими компонентами системы. Однако функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных ее компонентов. Совокупное функционирование разнородных взаимосвязанных компонентов порождает качественно новые функциональные свойства целого, не сводящиеся к сумме свойств его компонентов
3. Размерность системы Количество компонентов системы и связей между ними. В зависимости от количества компонентов системы подразделяются на малые, средние и большие
4. Сложность структуры системы Сложность структуры системы характеризуется следующими параметрами: количеством уровней иерархии управления системой; многообразием компонентов и связей; сложностью поведения и неаддитивностью свойств; сложностью описания и управления системой; количеством параметров модели управления, ее видом; объемом информации, необходимой для управления и др.
5. Жесткость системы Жесткость системы характеризуют следующие параметры: степень изменения параметров системы за заданный период; степень влияния на функционирование системы объективных законов и закономерностей; степень свободы системы и др.
6. Вертикальная целостность системы Количество уровней иерархии, изменения в которых влияют на всю систему; степень взаимосвязи уровней иерархии; степень влияния субъекта управления на объект; степеньсамостоятельности подсистем системы
7. Горизонтальная обособленность системы Количество связей между подсистемами одного уровня, их зависимость и интегрированность по горизонтали
8. Иерархичность системы Каждый компонент (подсистема) может рассматриваться как подсистема (система) более глобальной системы. Например, цех является подсистемой организации как системы, а организация является подсистемой системы более высокого уровня — отрасли или региона и т.д. Свойство иерархичности систем проявляется при структуризации (построении дереза) и декомпозиции целей организации, показателей товаров и т.д.
9. Множественность (разная глубина) описания системы В силу сложности системы невозможно познать все ее свойства и параметры. Поэтому при анализе рационально ограничиться определенным уровнем иерархии структуры системы
II группа — свойства, характеризующие связь системы с внешней средой
10. Взаимозависимость системы и внешней среды (принцип "черного ящика") Система формирует и проявляет свои свойства только в процессе функционирования и взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействия внешней среды, развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования ее. Без взаимодействия с внешней средой открытая система не может функционировать. Рассматривая систему как "черный ящик", сначала анализируют и формулируют параметры "выхода" системы, затем определяют воздействие внешней среды на систему, требования к ее "входу", анализируют параметры канала обратной связи и в последнюю очередь — процесса в системе
11. Степень самостоятельности системы Количество связей системы с внешней средой в среднем на один ее компонент или иной параметр. Скорость отмирания, деления или объединения компонентов системы без вмешательства внешней среды
12. Открытость системы Интенсивность обмена информацией или ресурсами с внешней средой; количество систем внешней среды, взаимодействующих с данной системой; степень влияния других систем на данную
13. Совместимость системы Степень совместимости системы с другими системами внешней среды (мокро- и микросреды, инфраструктуры региона) по правовому, информационному, научно-методическому и ресурсному обеспечению. Инструмент обеспечения совместимости — стандартизация всех объектов на всех уровнях иерархии управления
III группа - свойства, характеризующие методологию целеполагания системы
14. Целенаправленность системы Означает построение дерева целей социально-экономических и производственных систем, дерева показателей эффективности технических систем и др. Например, критерием функционирования организации является максимизация вновь созданной стоимости как суммы фонда оплаты труда персонала и прибыли при условии выполнения законодательства на основе обеспечения конкурентоспособности товаров и организации
15. Наследственность системы Характеризует закономерность передачи доминантных (преобладающих, наиболее сильных) и рецессивных признаков на отдельных этапах развития (эволюции) от старого поколения системы к новому. Выделение доминантных признаков системы позволяет повысить обоснованность направлений ее развития. Доминантные и рецессивные признаки, по сути, являются объективными. Субъективность процесса управления этими признаками проявляется в их исследовании, выделении доминантных признаков системы и инвестировании в их развитие. Это трудная комплексная задача. Поэтому в настоящее время изучением наследственности социально-экономических систем занимаются очень мало
16. Приоритет качества Практика показывает, что выживают те технические, социально-экономические системы, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству разных объектов (подсистем)
17. Приоритет интересов системы более высокого уровня Сначала должны удовлетворяться (выполняться) интересы (цели) системы более высокого (глобального) уровня, а затем - ее подсистем
18. Надежность системы Надежность системы (например, организации) характеризуется: а) бесперебойностью функционирования системы при выходе из строя одного из компонентов; 6) сохраняемостью проектных значений параметров системы в течение запланированного периода; в) устойчивостью финансового состояния организации; г) перспективностью экономической, технической, социальной политики, обоснованностью миссии организации. Надежность технических систем характеризуется безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью свойств качества системы в течение запланированного (заданного) срока. Надежность социобиологических систем (человека) определяется наследственностью, темпераментом, характером, воспитанностью, интеллигентностью, состоянием здоровья, параметрами внешней среды. Очевидно, что большинство факторов надежности систем субъективны, управляются они специалистами и менеджерами
19. Оптимальность системы Характеризует степень удовлетворения требований к системе, выполнения запланированных целей, обеспечивающих наилучшее использование потенциала системы
20. Неопределенность информационного обеспечения системы Отражает случайный, вероятностный характер стратегических, тактических и оперативных ситуаций, параметры которых влияют на выполнение миссии организации и достижение запланированных целей. Своевременность, достоверность, достаточность, надежность и другие параметры информационного обеспечения, а также период упреждения (прогноза) являются основными факторами степени соответствия прогнозных целей фактическим
21. Эмерджентность системы Цели (функции) компонентов системы не всегда, совпадают с целями (функциями) системы
22. Мультипликативность системы Результаты проявления некоторых свойств системы; (например, ее безотказности) определяются не сложением, а умножением относительных значений данного свойства каждого компонента системы
IV группа - свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы
23. Непрерывность функционирования и развития системы Система существует, пока функционирует. Все процессы в любой системе взаимообусловлены. Функционирование компонентов определяет характер функционирования системы как целого, и наоборот. Одновременно система должно быть способной к обучению и саморазвитию. Источники развития (эволюции) социально-экономических систем: противоречия в разных сферах деятельности; конкуренция; многообразие форм и методов функционирования и др.
24. Альтернативность путей функционирования и развития системы В зависимости от конкретных параметров ситуаций при стратегическом планировании и оперативном управлении возможны несколько альтернативных путей достижения конкретной цели. Отдельные наиболее непредсказуемые фрагменты, например, программы, плана, сетевой модели и т.д. в связи с высокой неопределенностью ситуации рекомендуется разрабатывать по нескольким альтернативным путям, которые могут носить как объективный, так и субъективный характер
25. Синергичность системы Эффективность функционирования системы не равна сумме эффективностей функционирования ее подсистем (компонентов). При отлаженном позитивном взаимодействии подсистем (компонентов) достигается положительный эффект синергии — эффект взаимодействия, к получению которого должны стремиться менеджеры. Если сумма эффективностей подсистем больше эффективности системы, эффект синергии отрицательный
26. Инерционность системы Это свойство системы характеризуется скоростью изменения ее выходных параметров в ответ на изменения входных параметров и параметров ее функционирования, средним временем получения результата при внесении изменений в параметры функционирования
27. Адаптивность системы Характеризует способность системы нормально (в соответствии с заданными параметрами) функционировать при изменении параметров внешней среды, приспособляемость системы к этим изменениям. Порог адаптации определяется максимальным уровнем (в процентах или долях) изменения параметров внешней среды, при котором система продолжает нормально функционировать
28. Организованность системы Организованность характеризуется степенью приближения в заданных условиях показателей пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности и других параметров организации производственных и управленческих процессов к оптимальному уровню. Неорганизованные системы быстрее разрушаются
29. Уровень стандартизации системы Внедрение новых информационных, финансовых, производственных, управленческих и других технологий, развитие глобальной конкуренции основывается на идеях и принципах стандартизации, которая обеспечивает совместимость и взаимозаменяемость данной системы с другими системами. Роль стандартизации особенно повышается в условиях развития международной кооперации на основе международных стандартов
30. Инновационный характер развития системы Инновационная деятельность организации, направленная на использование природных факторов, труда и капитала для разработки и внедрения результатов НИОКР, патентов и ноу-хау, является главным условием экономии ресурсов, повышения конкурентоспособности товаров и жизненного уровня населения. Инновационный путь - единственный для развития систем

Наши рекомендации