Системный подход к исследованию общества. Общество как система отношений.

Взаимосвязь человека и общества всегда была в фокусе интересов мыслителей. Представления о природе человека находили свое выражение в форме социального моделирования. И наоборот, представления о сущности и происхождении общества имели свое продолжение в разработке антропологических теорий. Размышления о том, что первично – общество или человек формируют две противоположные позиции – социального универсализма и социального индивидуализма (атомизма).

С позиций социально-философского универсализма общество рассматривается как самостоятельная реальность, имеющая свою внутреннюю гармонию и, следовательно, особые законы равновесия. Человек формируется обществом (государством), он является его воплощением, человек производен от общества, вне общества человек является пустой абстракцией. Чтобы понять природу человека и характер его взаимодействий с миром, необходимо прежде всего осмыслить, как устроено и каким образом функционирует общество, которое мы можем рассматривать как образец мирового космического целого (единства). При этом необходимо понимать, что общество не является суммой взаимодействующих индивидов, но представляет собой особую систему (порядок) со специфическими условиями существования, подобную живому организму. Идея социального универсализма характерна для русской философии, она представлена в произведениях А. Хомякова, Н. Федорова, В. Соловьева, С. Франка и др.

Задание 3. С позиции социального универсализма определите, в чем заключаются проблемы современности и как возможно их решение.

Противоположная социальному универсализму позиция – «социальный индивидуализм», согласно которому, общество есть не что иное, как обобщенное название для совокупности и взаимодействия множества отдельных людей: никакой общественной реальности не существует, поэтому общество можно свести к суммированной реальности отдельных людей.

Каким образом в таком «обществе», где каждый стремится к личному счастью и удовольствию, возможно совместное проживание, гармония и справедливость? По мнению Эпикура, регулятором отношений между людьми является совесть и ответственность; для тех же, в ком такое мерило взаимодействия развито недостаточно или чуждо, должен действовать закон и наказание за его не выполнение. Договорная концепция возникновения общества, согласно которой, оно представляет собой результат сознательного соглашения между отдельными людьми об устройстве совместной жизни, была разработана в философии Нового времени Т. Гоббсом и Дж. Локком. Данная концепция является основой либеральной идеологии, активно пропагандируемой сегодня в качестве как наиболее предпочтительной для дальнейшего развития социума.

Таким образом, в качестве первичной, совершенно своеобразной и, по сути, замкнутой в своей самодостаточности реальности обозначенный подход выделяет каждого отдельного человека, особенности природы которого и определяют такой способ его существования как общество.

Задание 4. Выделите противоречия и недостатки позиции «социального индивидуализма».

Однако «общее», как таковое, невозможно вывести из «единичного», впрочем, и «единичное» невозможно помыслить иначе, как выделяя его «индивидуальность» и неповторимость в соотнесении к какой-либо иной определенностью, то есть включая его в контекст (отношение категорий «общее» и «единичное» рассматривалось в теме III). Когда бытие человеческое и бытие общественное взаимопрезентативны, тогда онтология общества оказывается онтологией человека и наоборот. Такой методологический посыл предполагает в рассмотрении общества синтезировать социальный «атомизм», высвечивающий человекомерность бытия общества, а также социальный универсализм, подчеркивающий существование особой реальности - бытия общества, которая по отношению к отдельному человеку и бытию в целом предстает как некая «иная» реальность. Подобный синтез основывается на взаимной генетической обусловленности общества и человека, демонстрирующей единство форм бытия, каковыми выступают общество и человек.

На основе разработанной в рационализме методике и методологии осмысления социальной реальности и способов ее описания следует сформулировать определения общества, связывая каждое из них с эмпирически наблюдаемыми явлениями в жизнедеятельности людей. Если исходить из содержания и характера отношений между индивидами, осуществляющих свою жизнедеятельность, то определяющим фактором их совместного бытия будут выступать деятельность и оформляющие ее связи и отношения. В этом смысле любое сообщество индивидов имеет в качестве условий своего существования совместную деятельность (кооперированную, организационно оформленную и управляемую, самоорганизующуюся и т. д.), требующую, в свою очередь, определенных знаний, умений и навыков ее осуществимости. Понятая таким образом общность людей, которая может быть категориально представлена как система сложившихся и постоянно складывающихся отношений в ходе взаимодействий многообразных форм, видов, типов, родов деятельности, есть общество.Иначе говоря, общество как система отношений – это рационалистически описанная и выраженная в системе понятий и категорий социальная реальность. При таком способе описания общество не может быть чем-либо иным как системой отношений. Все многообразие представлений общества в рационалистической традиции обусловлено выбором фундаментальных отношений, способом их организации в систему и трактовкой природы этих отношений.

Понятие «общественные отношения» и обыденном и научном обиходе имеет различную трактовку. В социальной философии общественные отношения понимаются максимально широко и объемно, а именно, как многомерно-многоуровневые связи, обеспечивающие сохранение целостности общества как особого рода бытия. В основе такого рода связи лежит нормативно-ценностная (культурная) программа реализации человеческого существования (об особенностях культурных программ и формах их существования смотрите тему I).

Каждый отдельный человек являет собой со-бытие общественных связей, которые образуют мир повседневных смыслов сознания и задают вектор реализации существования. Основу неповторимой человеческой личности составляет синтез общественных накоплений – таких общественных отношений, которые человек принимает как уже сложившиеся и преобразует в течение жизни, обретая таким образом собственную «самость». Любые отношения человека с чем-либо не могут быть иными, нежели социальными. Социальное может пониматься как особый способ встраивания, включенности общества в целостность бытия, а также как своеобразная форма «упорядочения» бытия особым – социальным – образом. Социальное есть состояние реальности как результат взаимодействия людей, осуществляющееся посредством общественных отношений.

Разнообразные и многомерные отношения людей выражают характер взаимной зависимости участников социального взаимодействия. В совместном действии на основе системы социальных отношений, так или иначе нормативно-ценностно запрограммированных, осуществляется история.

Историко-философский и историко-научный анализ социальной проблематики, представленный в западноевропейской культуре, показывает устойчивую тенденцию в описании и объяснении общества как системного образования. Развитие аналитических методов исследования с использованием логического и математического формализмов позволило в теоретической форме описывать и выражать устойчивые связи и отношения в явлениях действительности, включая инвариантные структурообразующие моменты в жизнедеятельности людей. Социальная реальность представала в теоретическом выражении как система отношений устойчивых образований, имеющих законосообразный характер. Акцентируя внимание на выявлении детерминационных связей и структурно-функциональных зависимостей в общественной жизни и систематизируя опыт исследовательских подходов, их результативность, философско-социологическая мысль в XVIII и особенно в XIX веков составила более или менее удовлетворительную картину социального мира; эта картина соответствовала научной парадигме и прагматике эпохи Нового времени.

Задание 5. Опираясь на историко-философские знания, выделите основные характеристики данной парадигмы и покажите их проявления в создании общей картины социальных миров, включая современное состояние человеческого общежития.

Повышенный интерес к этой теме, обусловленный кризисным состоянием техногенной цивилизации, выразился в размышлениях над судьбой человечества на пороге второго и третьего тысячелетий, его перспективами, человеческим вопрошанием «Как нам жить дальше?»; «Как найти оптимальный вариант взаимоотношения человека и природы, человека и человека, социальных групп, стран, народов, различных культур?»; «Как возможно человеческое общежитие в планетарном масштабе?»

Совместная жизнь людей – сложное системное образование, достаточно динамичное, качественно определенное и способное менять самым существенным образом свои состояния. Общество – форма и способ существования совместной деятельности людей и одновременно – продукт такой деятельности. Многообразие форм и способов деятельности и их необходимая связь в процессах обеспечения условий существования людей в естественной и искусственной средах обитания порождает многоуровневое, многомерное, динамичное и вместе с тем устойчивое образование под названием общество. Такой обобщенный «образ» общества дает возможность определять его статус в мироздании по самым различным основаниям: от естественно-природных до мистико-трансцендентальных и строить на этих основаниях различные концепции социума.

Наши рекомендации