Программа МДК.03.04. Теория и методика математического развития
Тема 1. Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста | Содержание |
1. | Значение и задачи формирования элементарных математических представлений у дошкольников |
2. | Исторический обзор и современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста. Становление, современное состояние и перспективы развития, методики обучения элементам математики. (Труды: Я.А. Каменского, В.А. Кемниц, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, В.В. Давыова и т.д.) |
3. | Математическое развитие как часть структуры целостного развития ребенка-дошкольника. Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста. |
4. | Основные математические понятия |
5. | Виды письменной нумерации, системы счисления. Счетные приборы. |
6. | Современные программы математического образования дошкольников |
Практические занятия: | |
1. | Семинарское занятие: «Из истории формирования элементарных математических представлений» |
2. | Возможность всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП (Н.И. Фрейлах) |
3. | Проанализировать раздел «Развитие элементарных математических представлений» в программе М.А. Васильевой по плану: структура программы, принцип построения, содержание раздела программы в разных возрастных группах, связь с другими занятиями. |
4. | Сравнительный анализ содержания вариативных программ «Детство», «Развитие», «ТРИЗ», «Школа 2100» по математическому развитию детей дошкольного возраста. |
Тема 2. Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста | Содержание |
1. | Содержание математического развития дошкольников. Методы и формы обучения детей элементам математики. |
2. | Средства обучения детей дошкольного возраста элементам математики. Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики. |
3. | Планирование работы по методике математического развития |
4. | Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах. |
Практические занятия: | |
1. | Отбор количества занятий по математике по разным разделам программы в разных возрастных группах. |
2. | Отбор методов и приемов обучения элементам математики в разных возрастных группах. |
3. | Определение способов применение ТСО в разных возрастных группах. |
4. | Заполнить таблицу: «Положительные и отрицательные качества индивидуальной и коллективой формы обучения» |
Самостоятельная работа при изучении раздела 14 Примерная тематика домашних заданий
| |
Тема 3 Развитие количественных представлений в дошкольном возрасте | Содержание |
1. | Методика формирования количественных представлений в дочисловой период |
2. | Методика формирования у дошкольников представлений о числе и обучение счету |
3. | Методика формирования количественных представлений у дошкольников в период вычислительной деятельности |
4. | Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи |
Практические занятия: | |
1. | Составление конспекта занятия на различение и усвоение понятий «много», «один», «ни одного» |
2. | Составление конспекта занятия по обучению детей порядковому счёту в средней группе. |
3. | Составление конспекта занятия с использованием приемов сложения и вычитания при решении математических выражений. |
4. | Подбор этапов обучения решению арифметических задач к программному содержанию. |
Тема 4 Развитие представлений о величине предметов и их измерении | Содержание |
Обучение детей способам сравнения предметов величины приемами наложения и приложения в младшем дошкольном возрасте | |
Способы обследования и сравнения предметов величины с помощью условной мерки в среднем дошкольном возрасте | |
Методика ознакомления старших дошкольников с общепринятыми мерами измерения | |
Практические занятия: | |
1. | Составление конспекта занятия по ознакомлению детей с величиной предметов «Экскурсия в ателье» |
2. | Определение программных задач по разделу «Величина» на занятия в разных возрастных группах (на примере предложенных педагогических ситуаций) |
3. | Подбор игр и игровых упражнений по разделу «Величина» в разных возрастных группах. |
Тема 5 Развитие представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте | Содержание |
Методика формирования в младшем дошкольном возрасте представлений о форме предметов и геометрических фигурах | |
Методика формирования у детей в среднем дошкольном возрасте представлений о форме предметов и геометрических фигурах | |
Формирование у детей представлений о форме предметов и геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте | |
Практические занятия: | |
1. | Подбор методических приемов при ознакомлении с геометрическими фигурами в разных возрастных группах |
2. | Разработка и анализ занятия по разделу «Форма » в разных возрастных группах. |
3. | Подбор игр и игровых упражнений по разделу «Форма» в разных возрастных группах. |
Тема 6 Развитие представлений о геометрических фигурах в дошкольном возраста | Содержание учебного материала |
Методика формирования пространственных и временных представлений в младшем и среднем дошкольном возрасте | |
Методика формирования у детей пространственных и временных представлений в старшем дошкольном возрасте. | |
Практические занятия | |
1. | Моделирование фрагментов занятий по формированию пространственных и временных представлений в разных возрастных группах |
2. | Моделирование пространственных отношений на рисунках, чертежах, планах-схемах на занятиях в старшем дошкольном возрасте. |
Тема 7 Способы работы с различными категориями детей дошкольного возраста по математическому развитию | Содержание |
Функции диагностики в дошкольном математическом образовании | |
Работа со способными к математике детьми дошкольного возраста. | |
Способы коррекционной работы с детьми, имеющие трудности в обучении математике | |
Практические занятия | |
1. | Наблюдение за обследованием дошкольника на предмет определения уровня сформированности элементарных математических представлений по видеоматериалам. Применение входных тестов актуального уровня математического развития детей, поступающих в первый класс. |
2. | Составление протоколов обследования и анализ полученных данных. |
3. | Разработка конспекта развивающего занятия по математике со способными к математике детьми дошкольного возраста. |
4. | Разработка коррекционно- развивающего занятия по предложенному программному содержанию. |
Самостоятельная работа при изучении раздела 15 Примерная тематика домашних заданий
| |
Учебная практика Виды работ Определение целей обучения математического развития и воспитания личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учётом особенностей возраста в процессе планирования и моделирования. Моделирование процесса организации и проведения: - занятий по разделу «Количество и счёт» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - занятий по разделу «Величина» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - занятий по разделу «Форма и геометрические фигуры» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - занятий по разделу «Ориентировка в пространстве и времени» с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - комплексного занятия по всем разделам программы с использованием разнообразных методов, форм работы в разных возрастных группах и его анализ; - мультимедиа-презентация плана-конспекта занятия со ссылкой на Интернет-ресурсы. Составление индивидуальной программы работы с одарёнными детьми по математическому развитию. Моделирование процесса организации и проведения индивидуального занятия с одарёнными детьми по математическому развитию. Анализ, самоанализ различных видов занятий в разных возрастных группах. Составление личного плана самообразования и саморазвития в области математического развития дошкольников. | |
Производственная практика Виды работ Определение целей задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий. Наблюдение и анализ: - занятий по математическому развитию в разных возрастных группах, разработка предложений по коррекции занятий; - использования различных видов демонстрационного и практического материала на занятиях по математическому развитию в разных возрастных группах и обсуждение наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции; - организации работы воспитателем со способными к математике детьми дошкольного возраста; Составление: - перспективных и календарных планов, по математическому развитию дошкольников; - конспектов занятий по математическому развитию с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; Самостоятельная организация и проведение: - занятий по математическому развитию с использованием ТСО на предложенную тему с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников; - диагностики и оценка результатов математического развития дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; - индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими трудности в математике. - осуществление педагогического контроля по определению математического развития дошкольников по выбранной студентом диагностической методике. Представить в форме отчета. Анализ, взаимоанализ различных видов занятий, разработка предложений по их коррекции. Обсуждение занятий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителями педагогической практики, воспитателями, разработка предложений по их коррекции. Оформление документации по математическому развитию дошкольников. |
График самостоятельных работ по предмету