Сущность и структура, функции стратегического управления
Развитие современного общества, постоянные изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, привели к необходимости применения стратегического управления. Термин «стратегия» в управлении появился в середине прошлого века, когда стало понятно, что для того, чтобы организация успешно развивалась, необходимо быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде. Кроме этого введение понятия «стратегическое управление» призвано было отличать управление в высшем звене руководителей от оперативного (текущего) управления на уровне производства. Само слово «стратегия» в переводе с греческого языка означает искусство развертывания войск в бою. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации организация должна не только следить за своим внутренним положением дел, но и вырабатывать стратегию, которая в будущем способна обеспечивать ей эффективное развитие. Т.о. стратегическое управление, ориентируясь на долгосрочную перспективу, направлено на поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптацию к изменениям в окружающей среде. При таком управлении работник рассматривается как основа организации, источник её благополучия.
Стратегическое управление в организации включает в себя основные управленческие функции:
· планирование стратегии;
· организация выполнения стратегических планов;
· координация действий по реализации стратегических задач;
· мотивация на достижение стратегических результатов;
· контроль над процессом выполнения стратегии.
Для решения задач, выявленных в процессе стратегического управления необходимы хорошо спланированные действия, с помощью которых возможно эффективное достижение поставленных целей. Для этого в процессе стратегического планирования разрабатывается программа действий. Такая программа содержит в себе комплекс мер, которые способствуют реализации стратегических целей и задач. Она включает в себя определение угроз, идущих из внешней среды; выявление слабых сторон организации; выбор миссии и стратегии поведения на рынке; определение существующих возможностей и преимуществ данной организации. Планирование стратегии также включает в себя прогнозирование, разработку стратегии и составление бюджета стратегических процессов. Прогнозирование нацелено на определение возможностей развития организации и степени риска, что способствует выбору необходимой стратегии. В процессе прогнозирования определяется время – как далеко необходимо заглянуть в будущее, направление – возможные тенденции развития будущего, величина – насколько существенными будут перемены. Разработка стратегий связана с анализом внешней и внутренней среды, определением глобальных целей, что также включается в программу действий. Ещё одним пунктом стратегического планирования является определение стоимостной оценки программы, распределение ресурсов, т.е. бюджетирование.
Функция стратегического управления по организации выполнения стратегических планов заключается в подготовке компании к предстоящим изменениям. Такая работа связана с подведением структуры и системы управления под соответствующие параметры стратегических задач и соответственно им развитие корпоративной культуры. Координация действий по реализации стратегических задач направлена на согласование работы всех управленческих уровней, подчинению их действий главной стратегической цели. Для достижения такой цели также необходима разработанная мотивационная система, которая способна в должной мере стимулировать сотрудников на получение стратегических результатов. Получение обратной связи в процессе выполнения стратегии обеспечивается контролем, с помощью которого выявляются отклонения от заданного пути, возникающие опасности и ошибки в действиях. Осуществление функций стратегического управления происходит путём принятия стратегических решений. Стратегические управленческие решения являются основой для оперативных решений. Они принимаются на уровне высшего руководства организации, затрагивают привлечение и перераспределение ресурсов и связаны с большой долей неопределённости, т.к. учитывают неконтролируемые внешние факторы. Примером стратегических решений может быть внедрение каких-либо новшеств на предприятии, реконструкция предприятия, слияние и т.д.