Система стратегического управления организации (цели, задачи, функции, методы, принципы, организационная структура стратегического управления).

Стратегическое управление – такое управление орг-цией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует произв деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Основными элементами системы стратегического управления являются:

определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений её развития;

анализ внешней среды организации;

внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;

определение миссии и целей («дерева целей») организации;

разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;

разработка и развернутое опр-е корпоративной стратегии как программы конкретных действий для достижения поставленных целей;

реализация стратегии;

оценка результатов деятельности, анализ ситуации на рынке,

обратная связь, т.е. внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в её осуществление в свете приобретённого опыта, изменившихся условий, новых целей или новых возможностей.

Система стратегического управления организации (цели, задачи, функции, методы, принципы, организационная структура стратегического управления). - student2.ru

Рис. 1.Модель стратегического менеджмента

Стратегическое управление представляет собой элемент, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии.

Система стратегического управления предусматривает:

· выделение ресурсов организации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно хозяйственной деятельностью;

· создание центров руководства каждой стратегической целью;

· оценку и стимулирование произв подразделений и их рук-лей по степени достижения страт целей.

Это в совокупности позволяет организации выживать и развиваться, достигая своей цели в долгосрочной перспективе.

Ансофф так определил содержание понятия: «деятельность по страт управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям».

Для понимания сущности стратегического управления следует отметить, что стратегическое управление - это управление в социально-экономических системах, в котором можно выделить следующие стороны:

- функциональную, при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов;

- процессную, при которой управление рассматривается как действие по выяв­лению и разрешению проблем, т.е. как процесс подготовки и принятие решений;

-элементную, при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов.

Главная задача стратегического управлениясостоит в том, чтобы создать такое взаимодействие организации с внешней средой, которое позволило бы поддерживать потенциал на уровне необходимом для достижения ее целей и тем самым давало бы возможность выжить в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление исходит из следующих предпосылок:

- наличие представления о том, что организация желает достичь в будущем;

- основной источник проблем находится вне организации;

-организация должна обладать возм-тью своевременного распознавания проблем и механизмом их реш-я;

- управленческая реакция на опасности и угрозы должна следовать не после того как они уже осуществились, используя принцип «тушения пожаров»;

- центр тяжести управления должен сместиться в сторону действий по их недопущению и минимизации потерь, если избежать их невозможно;

- потенциал организации дб «подстроен» под открывающиеся возможности и стратегические задачи с тем, чтобы на основе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить необходимые позиции на рынке;

- текущее управление есть продолжение, конкретизация стратегического управления и должно осуществляться в рамках действующей стратегии.

Функции стратегического управления

Стратегическое управление предполагает реализацию следующих функций:

а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

б) определение средств достижение этих целей;

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;

г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.

Стратегический менеджмент - основа управления предприятием.

Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:

Планирование стратегии.

Организация выполнения стратегических планов.

Координация действий по реализации стратегических задач.

Мотивация на достижение стратегических результатов.

Контроль за процессом выполнения стратегии.

Реализация функций страт управления осущ-ся посредством разработки и принятия стратегических решений. Стратегическими решениями называют управленческие решения, которые ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных решений, сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы и связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

К числу стратегических решений, например, можно отнести:

· реконструкцию предприятия;

· внедрение новшеств (изменение орг-правовой формы, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

· выход на новые рынки сбыта;

· приобретение, слияние предприятий.

Стратегические решения имеют ряд отличительных особенностей:

- инновационный характер;

- направленность на перспективные цели и возможности;

- сложность формирования при условии, что множество стратегических альтернатив неопределенно;

- субъективность оценки;

- необратимость и высокая степень риска.

Методы стратегического управления

Управление путем ранжирования стратегических задач

Принятие и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуаций (меры правительства, действия конкурентов и т.п.) требуют применения в управлении системы, так называемого, ранжирования стратег, задач. Эта система предусматривает следующее:

1. Наблюдение и анализ внешних факторов;

2. Результаты доводятся до высш рук-ва фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:

а) самыесрочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;

б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода;

в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;

г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия решения по ним.

Управление по слабым сигналам

Ожидая получения достаточной инфо для решительных ответных мер, фирма страдает от внезапных изменений, а получив неясную информацию, фирма также не может предпринять продуманных мер с целью разрешения возникшей проблемы.

Т.о. необходимо изменить подход к использованию страт инфо: вместо того, чтобы ожидать полной информации, фирме следует определить, какие последовательные шаги в планировании и на практике могут быть предприняты при разном развитии событий, создающие угрозы и возможности.

Заблаговременное наращивание запаса гибкости позволит устранить опасность на ранней стадии и сделать это организованно. Такой подход можно назвать «постепенным усилением ответных мер» и «реагирование на слабые сигналы».

Первой задачей является исследование степени распространения слабых сигналов, учитывая спонтанность событий. Когда на горизонте появляются первые признаки изменений, нужно быть готовым к тому, что инфо о них будет первоначально туманной и лишь с течением времени станет проясняться и пополняться.

Выявление слабых сигналов требует чуткости, высокой избирательности и квалификации.

Принципы стратегического управления

1.Обоснованность и сознательный выбор целей и стратегий развития организации

2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности организации

3. Обесп-е вз-действия и вз-влияния м/у орг-цией и внеш средой, упр-щей и упр-мой подсистемами и ее эл-тами

4. Индивидуализация стратегий

5. Четкое организационное отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления

Наши рекомендации