Сущность и система стратегического управления. Преимущества и ограничения стратегического управления.

Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживатъ в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.Система стратегического управления предусматривает:· выделение ресурсов предприятия под стратегические цели независимо от действующей структуры управления производственно – хозяйственной деятельностью;· создание центров руководства каждой стратегической целью;· контроль, оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.Преимущества стратегического подхода к управлению организацией:- Стратегический менеджмент обеспечивает общее понимание того, для чего функционирует организация;- Стратегический менеджмент призван обеспечить не текущий успех организации, а ее постоянное развитие в условиях не стабильности внешней среды и жесткой конкуренции;- Стратегический менеджмент позволяет объединить решение руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;- Стратегический менеджмент обеспечивает возможность оценивать альтернативные варианты использования ресурсов;- В стратегическом менеджменте используются самые новые и прогрессивные разработки.Ограничения стратегического управления:-стратегический менеджмент в силу своей сущности не может дать точной и детальной картины будущего, что затрудняет разработку стратегических планов и их реализацию;-стратегический менеджмент не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач и в конкретных ситуациях. -в настоящее время резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения.

Внешняя и внутренняя среда предприятия в системе стратегического управления, их анализ.

Любой объект управления действует во внешней среде. Внутренняя среда обеспечивает его функционирование. Внешняя и внутренняя среда, формируя стратегическую управленческую ситуацию, определяют условия реализации управления. Результаты функционирования организации в любой сфере деятельности определяются во внешней среде. Из нее поступают технологии и ресурсы, необходимые для деятельности.

Если это производство продукции, то результат деятельности предприятия определяет потребительский спрос на произведенную продукцию. Основные функциональные ресурсы: сырье, комплектующие, оборудование, производственные технологии, капитал, финансовые потоки оно также получает из внешней среды. Внутренняя среда закладывает предпосылки деятельности объекта управления во внешней среде. Внутри организации осуществляется производственный процесс, определяются его технологии и маркетинговая политика, принимаются решения о закупке сырья или комплектующих, формируется и действует система управления, разрабатывается стратегия, проводятся реорганизация и реструктуризация, организуется внутренняя культура. Внешняя среда — это внешнее окружение организации, способное оказать влияние на ее деятельность. Внутренняя среда — это внутренние составляющие организации, определяющие ее деятельность. Внешняя и внутренняя среда объекта управления образуют среду принятия управленческого решения для субъекта управления.

SWOT-анализ.

SWOT-анализ–это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). Сильные стороны - преимущества организации; Слабые стороны - недостатки организации; Возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке; Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке. Результатом SWOT-анализа является итоговая матрица, которая служит основой для принятия стратегических решений. Сильные стороны служат той базой, на которую организация должна опираться в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться укреплять и расширять. Слабые стороны – это предмет самого пристального внимания со стороны руководства организации, которое должно делать все возможное для тог, чтобы избавиться от них. Угрозы представляют собой отрицательные тенденции и явления во внешней среде,которые при отсутствии соответствующей реакции со стороны организации могут привести к значительному снижению эффективности ее функционирования. Возможности – это положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых может привести к значительному увеличению объема продаж и размеров получаемой прибыли. Задача SWOT-анализа — дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое-либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов.Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.



Наши рекомендации