Этапы стратегического управления.

Процесс стратегического управления состоит из нескольких этапов:

1. анализ среды;

2. определение миссии и целей организации;

3. выбор стратегии;

4. выполнение стратегии;

5. оценка и контроль выполнения.

Анализ среды необходим для выбора миссии компании, определения её целей, разработки стратегии поведения компании для их достижения. Анализ среды проводится по изучению трёх её составляющих.

1. Анализ макроокружения включает в себя изучение политических, правовых, экономических, социально – культурных, технологических факторов, состояние природной среды, инфраструктуры и т.д. Такой анализ направлен на то чтобы выяснить, какой положительный эффект может получить компания при успешном проведении работы с учётом возможных изменений и какие негативные последствия возможны при невыполнении такой работы.

2. Анализ непосредственного окружения включает в себя изучение таких составляющих как: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

3. Анализ внутренней среды проводится по следующим направлениям: кадры организации, их потенциал, квалификация, интересы и т. п.; научные исследования и разработки; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики; финансы организации; маркетинг; организационная культура. Такой анализ способствует определению творческого потенциала необходимого в конкурентной борьбе, уточнению основных целей организации и её миссии, обеспечению выполнения социальных целей и создания организационной сплочённости коллектива.

Определение целей и миссии организации как этап стратегического управления состоит из трёх процессов – это определение миссии организации; определение долгосрочных целей; определение краткосрочных целей.

Определение миссии организации выражает смысл существования фирмы, ее предназначение, выработанные на ее основе цели, служат в качестве критериев для всего последующего управленческого процесса. Благодаря выработанной миссии, организация выбирает совместимые цели, устанавливает долгосрочные и краткосрочные цели, обеспечивает информацией о целях организации всех сотрудников, сплачивая их и побуждая к совместной работе по достижению этих целей. В своих работах по менеджменту Питер Друкер предлагает для понимания миссии организации ответить на пять вопросов:

· Каковы цели нашей организации?

· Для кого она создана (кому предназначаются ее услуги)?

· Чем уникальны наши программы (проекты)?

· Каковы будут наши результаты?

· Каков ваш план действия?

Процесс стратегического управления будет успешным, если высшее руководство организации будет способно ответить на эти вопросы и сформулировать миссию своей организации, включающей в себя особенности предпринимательской деятельности, определение рабочих принципов и особенности культуры организации.

Разделение целей организации на долгосрочные и краткосрочные цели связано с продолжительностью производственного цикла. Долгосрочные цели предполагается достичь к концу производственного цикла, обычно этот временной период составляет от трёх до пяти лет. Краткосрочные цели вытекают из долгосрочных целей и характеризуются большей конкретизацией и детализацией в таких вопросах, как кто, что и когда должен выполнять, временной период их достижения обычно составляет один год. Для каждой организации характерны свои особенные цели, связанные с её спецификой, миссией, особенностями внутренней и внешней среды. Можно выделить четыре сферы по отношению, к которым организация устанавливает цели, связанные с её интересами – это доходы организации; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников; социальная ответственность.

Выбор стратегии связан с выбором стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Выбор стратегии основывается на следующих факторах:

· На анализе целей организации;

· На определении интересов и отношений высшего руководящего состава;

· На выявлении финансовых ресурсов организации;

· На определении квалификации работников;

· На уточнении обязательств организации;

· На выявлении степени зависимости от внешней среды;

· На определении временного фактора;

· На выяснении сильных и слабых сторон организации.

Оценка выбранной стратегии определяется достижением организации поставленных целей.

А. Тoмпcoн и А. Стpиклaнд составили матрицу выбора стратегии в зависимости от роста рынка (динамики изменения рынка на продукцию) и конкурентоспособности выбранной организации (см. рис. 17).

Этапы стратегического управления. - student2.ru

Рисунок 17. Матрица выбора управленческой стратегии

В матрице представлены классические виды стратегии:

1. Стратегии концентрированного роста. Эти стратегии связаны с изменением продукта или рынка, т.е. происходит качественное улучшение характеристик продукта и (или) завоёвывается лучшее положение на рынке.

2. Стратегии интегрированного роста связаны с расширением организации путем добавления новых структур. Расширение организации происходит путём приобретения собственности или путем расширения изнутри.

3. Стратегии диверсификации. Такие стратегии применяются, когда организация перестаёт развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли и происходит вложение свободных ресурсов в другие виды бизнеса. Выделяют:

· стратегию центрированной диверсификации (поиск дополнительных возможностей производства новых продуктов при использовании существующего бизнеса);

· стратегию горизонтальной диверсификации (производство новой продукции по новой технологии, не применяемой ранее);

· стратегию конгломератной диверсификации (организация расширяется за счет производства новых продуктов, производящихся по новым технологиям, которые реализуются на новых рынках).

4. Стратегии сокращения используются при необходимости перегруппировки сил после длительного периода роста или для повышения эффективности деятельности организации, при изменениях во внешней среде. Для этого используются стратегии ликвидации бизнеса; стратегии максимального получения доходов в краткосрочной перспективе при определённых сокращениях затрат; стратегии сокращения, т.е. закрытие или продажа одного из своих подразделений; стратегии, связанные с сокращением расходов.

В реальности организация способна использовать несколько видов стратегии в зависимости от существующей ситуации.

Этап выполнения стратегии связан с подготовкой реализации стратегического решения в жизнь. Для этого проводятся соответствующие подготовительные изменения в организации. Не способность организации реализовать выбранную стратегию связана с такими ошибками как:

· ошибки в проведении анализа или интерпретации результатов;

· непредвиденные изменения во внешней среде;

· некачественное использование ресурсов для осуществления стратегических мероприятий.

Поэтому для успешного проведения стратегического управления необходимо иметь чёткий план реализации стратегии, наличие необходимых ресурсов. Но главным здесь является наличие чёткой политики работы с персоналом, которая на основе системы развитой коммуникации и доступной информации способна воодушевлять, сплачивать и направлять сотрудников для достижения поставленных стратегических целей.

Оценка результатов и контроль над выполнением - являются завершающим этапом в стратегическом управлении. Он необходим для обратной связи между тем, как идет процесс достижения целей, и существующими целями организации. Стратегический контроль позволяет оценить выбранную стратегию и возможность её использования в дальнейшей деятельности.

Стратегическое управление включает в себя стратегическое планирование и управление на основе гибких экстренных решений. Управление на основе гибких экстренных решений используется при необходимости принятии срочных управленческих решений, когда на планирование нет времени, а ситуация требует разрешения. При этом такой вид управления не заменяет планирование, а лишь дополняет его.

Стратегическое планирование является запланированной реакцией организация на возможные изменения во внутренней и внешней среде. По мнению специалистов в области управления М.Х. Мескона, М.А. Альберта и Ф. Хедоури «стратегическое планирование является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции»[45].

Стратегическое планирование направлено на разработку стратегии организации для достижения её основных целей. В отличие от долгосрочных и краткосрочных планов организации, которые включают в себя разработку направлений развития организации, стратегическое планирование определяет, какие направления в организации подлежат развитию, а какие ликвидации. Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности организации к изменяющимся условиям внешней среды и получению различных выгод из складывающихся ситуаций.

К основным задачам стратегического планирования можно отнести распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и регулирование, проведение необходимых организационных изменений.

Контрольные вопросы

1. Что такое стратегическое управление?

2. В чём заключаются функции стратегического управления?

3. Каковы этапы стратегического управления?

4. На каких факторах основывается выбор стратегии?

5. Какие существуют основные виды стратегий?

6. В чём сущность стратегического планирования?

Наши рекомендации