Теория и методика математического развития
ПОРТФОЛИО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
По МДК 03.04.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Костылевой Оксаны Валерьевны
Студентки 12 «Д» группы
специальность 44 02 01
«Дошкольное образование»
Очно-заочное отделение
Преподаватель:
Коробова Татьяна Владимировна
2 курс | 3 курс | |
3 семестр | 4 семестр | 5 семестр |
Санкт-Петербург
2016 – 2017
Уважаемые студенты!
Ваше Портфолио с выполненными самостоятельными работами по МДК 03.04 ТЕОРИЯ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ должно быть оформлено аккуратно, эстетично и методически грамотно, потому что в конце 5 семестра (3 курс) вы сможете им пользоваться при ответе на экзамене по профессиональному модулю ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
КСР по МДК 03.04 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ выполняются студентами в течение трёх семестров и собираются в пластиковой папке с файлами. Задания на каждый семестр и сроки их сдачи определяются преподавателем.
Критерии оценки КСР
Итоговая оценка КСР в каждом семестре выставляется, как средний балл оценок представленных видов самостоятельных работ. Работы проверяются преподавателем по указанным критериям и оцениваются по 5-ти балльной системе.
Оценка 5 (Отлично)
Содержание работы соответствует содержанию учебного курса МДК 03.04. Работа сдана в срок. Методические рекомендации к оформлению КСР выполнены полностью.
Оценка 4 (Хорошо)
Содержание работы соответствует содержанию учебного курса МДК 03.04. Нарушено одно из двух требований: сроки сдачи работы или выполнение методических рекомендаций к оформлению КСР.
Оценка 3 (Удовлетворительно)
Содержание работы не полностью соответствует содержанию учебного курса МДК 03. Нарушено одно из двух требований: сроки сдачи работы или выполнение методических рекомендаций к оформлению КСР.
Оценка 2 (Неудовлетворительно)
Содержание работы не полностью соответствует содержанию учебного курса МДК 03.04 и методическим рекомендациям к выполнению КСР. Нарушены оба требования: сроки сдачи работы и выполнение методических рекомендаций к оформлению КСР.
Методические указания к выполнению КСР
В 3 семестре (2 курс)
Структура Портфолио
1. Титульный лист – напечатать по образцу.
2. Содержание Портфолио – размещается после титульного листа отдельным листом. На этом же листе под текстом следует разместить фотографию Вашей деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста во время прохождения педагогической практики.
3. Результаты самостоятельной работы располагаются в Портфолио в последовательности, указанной в содержании.
4. В один файл допустимо помещать не более двух листов (наглядный доступ к каждому листу!)
Содержание Портфолио - 2 курс, 3 семестр
КСР №1. Конспект познавательной беседы с детьми ________ лет (возрастная группа по выбору студента) __________________ (название по теме «Интересные факты из истории математики»).
КСР №2. Картотека физкультурных минуток математического содержания.
КСР №3. Конспект непрерывной образовательной деятельности _____________ (название) по формированию элементарных математических представлений у детей _________ (лет) (возрастная группа по выбору студента). Пояснение используемых в конспекте НОД методов и приёмов.
КСР №4. Варианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке». Приёмы руководства совместной познавательно-исследовательской деятельностью по предложенным темам.
КСР Варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации.
КСР №1:
Конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста (возрастная группа – по выбору студента) на тему «Интересные факты из истории математики»
1. Составьте и вложите в Портфолио конспект познавательной беседы с детьми дошкольного возраста (возрастная группа практики) на тему «Интересные факты из истории математики оформленный в соответствии с требованиями:
Конспект познавательной беседы,
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»,
ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»,
Варианты познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке». Приёмы руководства совместной познавательно-исследовательской деятельностью по предложенным темам.
1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание теоретических основ проблемно-игровых технологий.
Главной задачей современной системы образования, согласно ФГОС ДО, является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Проблемно-игровая технология–это технология развития, при реализации которой ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата.
Особенности современной образовательной технологии «Проблемно-игровая технология»:
1. Взрослый создаёт мотивацию, предлагает проблему.
2. Исключаются показ и подробное объяснение достижения результатов.
3. Ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении.
4. Ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его, но может принять частичную подсказку взрослого.
Познавательно - исследовательская деятельность – один из видов проблемно-игровых технологий.Она направлена на самостоятельный поиск и приобретение детьми новой информации. Ей присущи все особенности проблемно-игровых технологий. Один из вариантов познавательно-исследовательской деятельности – это экспериментально-исследовательская деятельность.
Этапы (приёмы) руководства экспериментально - исследовательской деятельностью:
1. Совместная с педагогом экспериментально - исследовательская деятельность:
- создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели
- выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование
- проведение эксперимента
- фиксация результатов, их обсуждение (с помощью педагога: что делали? что получили? почему?)
- общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей)
2. Самостоятельная экспериментально - исследовательская деятельность:
Одним из условий является наличие специально созданной развивающей предметно - пространственной среды, дающей детям возможность самостоятельно подтвердить вывод, сделанный в совместной с педагогом деятельности.
2. После скопированного текста опишите варианты познавательно-исследовательской (экспериментально-исследовательской) деятельностидля детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке» и раскройте приёмы руководства совместной деятельностью по предложенным темам.
Этапы (приёмы) | Математика на кухне | Математика на прогулке |
Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели | ||
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование | ||
Проведение эксперимента | ||
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога | ||
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей) | ||
Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность |
3. В качестве приложения к приёмам руководства совместной познавательно-исследовательской деятельностью по предложенным темам возможно использовать наглядный дидактический материал, что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.
4. Краткое описание теоретических основ проблемно-игровых технологий, варианты познавательно-исследовательской деятельностии приёмы руководства оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №1 нумеруются внизу справа. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок.
КСР
Варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации.
1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание логических блоков Дьенеша, их значение для всестороннего развития дошкольников и описание вариантов использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации:
- классификация по одному признаку
- классификация по двум признакам
- классификация по трём признакам
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, психолог, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.
Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – свободно развиваться в игре. При этом он подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема.
Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются тремя свойствами (признаками):
1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
2. Цветом - красные, желтые, синие.
3. Величиной - большие и маленькие, толстые и тонкие.
Таким образом, в наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические блоки представляют собой эталоны геометрических фигур, и каждая геометрическая фигура характеризуется тремя свойствами: формой, цветом, величиной.
Кроме фигур (блоков Дьенеша) в набор входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина) и символами отрицаний этих свойств. В набор также входит комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы различных свойств блоков Дьенеша и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств путём подбрасывания кубика, а это всегда нравится детям.
Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:
1. Знакомят с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.
2. Помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
3. Способствуют развитию логического мышления, помогают овладеть основными логическими приёмами - сравнение, анализ, синтез, классификация и т.д.
4. Развивают умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их и удерживать в памяти одновременно несколько свойств объекта.
5. Учат обозначать словами отсутствие свойств (учат понятию отрицания)
6. Способствуют развитию речи – учат построению фраз с союзами "и", "или", с частицей "не" и т.д.
7. Развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.
Варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации:
Классификация - распределение предметов по группам на основании общих признаков. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака (основание классификации) и деление на группы по основанию классификации.
1.Классификация по одному признаку.
1. ПОДАРКИ
К нам в гости пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли нам свои игрушки. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Давайте подарим им фигуры!
Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет (классификация по цвету).
- Какого цвета у Мишки фигуры?
- Красные!
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по величине, по форме.
2. ПАРОВОЗИК
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разной формы -классификация по одному признаку, по форме, и отрицание.
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по цвету, по величине.
3. ОБРУЧИ
Игрушки рассказывают, что они принесли для игры обруч. Положим в обруч любой символ, например – «Большой» - классификация по одному признаку, по величине, и отрицание.
- Какие фигуры мы положим в обруч?
- Только все большие!
- Какие фигуры мы положим вне обруча?
- Все не большие!
Символы свойств возможно поместить не только в обруч, но и вне обруча.
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по форме, по цвету.
2. Классификация по двум признакам.
1. ПОДАРКИ
Игрушки говорят, что хотят еще поиграть! Около каждой игрушки ставим 2 символа (классификация по двум признакам – по цвету и форме). Дети дарят фигуры игрушкам поочередно до тех пор, пока корзинка не опустеет.
- Какие игрушки у мишки?
- Красные круглые!
- Какие игрушки у котенка?
- Желтые квадратные! И т.д.
2. ПАРОВОЗИК
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной величины. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик - классификация по двум признакам, по цвету и по величине, и отрицание.
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по двум другим признаками.
3. ОБРУЧИ
Мишка предлагает поиграть с двумя обручами (положить их таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). В обручи помещаем символы. Например: в синий обруч «Большой», а в красный – «Круг» - классификация по двум признакам, по величине и по форме, и отрицание.
- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного?
- Все большие, но не круги!
- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего?
- Все круги, но не большие!
- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно?
- Все большие круги!
- Какие фигуры вне обручей?
- Все не большие и не круги!
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по двум другим признаками.
3. Классификация по трем признакам.
1. ПОДАРКИ
Зайчик просит найти его самую любимую фигуру – желтую, прямоугольную, большую!Около Зайчика выставляются 3 символа. Дети выбирают нужную фигуру (классификация по трем признакам: по цвету, форме и величине).
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по трём другим признаками.
2. ПАРОВОЗИК
Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура – вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета, разной формы и разной величины. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик - классификация по трём признакам и отрицание.
Аналогично можно провести игру, используя классификацию по трём другим признаками.
3. ОБРУЧИ
Котенок предлагает детям снова поиграть с тремя обручами и с фигурами. Расположить обручи необходимо таким образом, чтобы обручи частично перекрывали друг друга. Положим в каждый обруч по одному символу. Например, в синий обруч - «Красный», в красный - «Треугольник», а в желтый – «Большой»(классификация по трём признакам и отрицание).
Нельзя в обручи положить два символа одного признака.
- Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне синего и красного?
- Все большие, но не треугольные и не красные!
- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего и желтого?
- Все треугольные, но не большие и не красные!
- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного и желтого?
- Все красные, но не большие и не треугольные!
- Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно, но вне синего?
- Все большие треугольные, но не красные!
- Какие фигуры внутри желтого и синего обруча одновременно, но вне красного?
- Все большие красные фигуры, но не треугольные!
- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно, но вне желтого?
- Все красные треугольные, но не большие!
- Какая фигура находится внутри синего, красного и желтого обруча одновременно?
- Большая, красная, треугольная!
4. ИГРУШКИ
Игрушки снова предлагают поиграть (классификация по двум и по трём признакам). Зайчик говорит, что любит только треугольные фигуры (ставим символ формы). Котенок играет только в большие фигуры (ставим символ величины). Но им очень хочется поиграть вместе (положить между ними обруч). Медвежонок тоже любит играть, но он играет только в красные фигуры (ставим символ цвета). И ему одному играть скучно (положить обруч между мишкой и зайчиком, между мишкой и котенком).
- В какие игрушки могут играть вместе зайчик и котенок?
- В большие треугольные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и котенком).
- В какие фигуры могут играть вместе зайчик и мишка?
- В красные треугольные (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и мишкой).
- В какие фигуры могут играть вместе котенок и мишка?
- В большие красные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между котенком и мишкой).
Поросенок говорит, что тоже хочет поиграть. Он приглашает в свою игру всех: мишку, зайчика и котенка (в середине между тремя обручами располагается четвертый, в него ставим поросенка).
- В какую игрушку могут играть все игрушки вместе с поросёнком?
- В большую красную треугольную! (Дети находят такую фигуру и располагают ее в центральный обруч вместе со всеми игрушками).
2. При желании Вы можете добавить свои игры с блоками Дьенешадля освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации. В качестве приложения возможно использовать наглядный дидактический материал, что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.
4. Краткое описание логических блоков Дьенеша, их значение для всестороннего развития дошкольников и описание вариантов использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификации в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №5 нумеруются внизу справа.
В 4 семестре (2 курс)
Структура Портфолио
1. Результаты самостоятельной работы 4 семестра (2 курс) являются продолжением Портфолио 3 семестра (2 курс), другой титульный лист не нужен.
2. Содержание Портфолио – размещается после КСР 3 семестра отдельным листом. На этом же листе под текстом следует разместить фотографию Вашей деятельности по математическому развитию детей дошкольного возраста.
3. Результаты самостоятельной работы располагаются в Портфолио в последовательности, указанной в содержании.
4. В один файл допустимо помещать не более двух листов (наглядный доступ к каждому листу!)
Содержание Портфолио - 2 курс, 3 семестр
КСР №5. Варианты использования интеграции образовательных областей ФГОС ДО с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности.
КСР №6. Варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.
КСР №7. Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.
КСР №8. Задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.
КСР №9. Варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
КСР №5:
Варианты использования интеграции образовательных областей ФГОС ДО с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности.
1. Скопируйте и вставьте в Портфолио схему образовательных областей ФГОС ДО и основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
КСР № 7:
Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.
1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание теоретических основ понятия величины предметов и необходимости использования сериационных рядов в математическом развитии дошкольников для понимания детьми относительности величины.
ВЕЛИЧИНА - это особое свойство объектов, которое можно измерить.
Свойства величины:
1. Сравнимость. Величина может быть осмыслена лишь на основе сравнения, сопоставления двух предметов.
2. Изменчивость. Возьмем две ленточки красную и зеленую. Одну разрезали, она стала короче. Это свойство называется изменчивостью.
3. Измеряемость. Любую величину можно измерить.
4. Относительность. Признаки величины могут меняться при сравнении с другими предметами, обладающими теми же признаками
Сериационный ряд - последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением (полоски, шарфики, набор матрешек, набор слоников). Различия между соседними элементами ряда постоянны на всём его протяжении.
Цель сериационных рядов – учить детей сравнивать предметы по нескольким параметрам величины одновременно, понимать относительность величины.
Обучая детей построению сериационных рядов, мы постепенно усложняем используемый дидактический материал:
1. Увеличение объектов в ряду. Сначала используем сериационный ряд из 3-х объектов (3 – 4 года), далее возможно увеличивать количество объектов до 10 (6 – 7 лет). В 5 - 6 лет возможно использовать 7 – 8 объектов при построении сериационного ряда.
Объекты в сериацианном ряду обязательно отличаются по одному из признаков величины (например, длина) и по цвету! Дети, сравнивая, называют цвет объекта. ЭТО - ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
2. Постепенное уменьшение величинных различий между соседними элементами ряда. ЭТО - ВТОРОЙ ВАРИАНТ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
3. Увеличение числа различительных признаков до двух (высота и ширина, или длина и ширина, или высота и толщина и т.д.). Должна существовать возможность выкладывания сериационного ряда по каждому из двух признаков, при этом они не совпадают! ЭТО - ТРЕТИЙ ВАРИАНТ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
4. Увеличение числа различительных признаков до трёх (возможно добавить количество). Должна существовать возможность выкладывания сериационного ряда по каждому из трёх признаков, при этом они не совпадают! ЭТО - ЧЕТВЁРТЫЙ ВАРИАНТ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
5. Построение сериационного ряда по образцу (например, шапки и шарфики). Объекты дополнительного сериационного ряда при этом должны быть одного цвета, они могут иметь от 1 до 3 признаков различий. ЭТО - ПЯТЫЙ ВАРИАНТ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
2. Разработайте, создайте и вложите в Портфолио варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины.
3. Разработайте варианты заданий и вопросов для представленных дидактических материалов с целью понимания детьми старшего дошкольного возраста относительности величины.
4. Краткое описание теоретических основ понятия величины предметов и необходимости использования сериационных рядов в математическом развитии дошкольников для понимания детьми относительности величины, варианты заданий для созданных дидактических материалов оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №7 нумеруются внизу справа. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок.
КСР № 8:
Задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.
1.Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание теоретических основ понятия величины предметов, измерения величины, прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.
ВЕЛИЧИНА - это особое свойство объектов, которое можно измерить.
Свойства величины:
1. Сравнимость. Величина может быть осмыслена лишь на основе сравнения, сопоставления двух предметов.
2. Изменчивость. Возьмем две ленточки красную и зеленую. Одну разрезали, она стала короче. Это свойство называется изменчивостью.
3. Измеряемость. Любую величину можно измерить.
4. Относительность. Признаки величины могут меняться при сравнении с другими предметами, обладающими теми же признаками
Измерение величины – это нахождение числа (РЕЗУЛЬТАТА), которое выражает отношение рассматриваемой величины (ОБЪЕКТА) к величине, принятой за единицу измерения (УСЛОВНАЯ МЕРКА).
Объект – измеряемая величина.
Средство – условная мерка.
Результат – количество условных мерок.
Познакомив дошкольников с понятием величины, мы начинаем знакомить их с понятием измерения величин.
На первом этапе, в 4 - 5 лет, мы создаём проблемные ситуации, когда непосредственное сравнение размеров предметов (способами приложения, наложения) невозможно и необходим помощник - УМ (условная мерка).
На этом этапе мы используем термин «Померить» = сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета с помощью УМ, равной одному из сравниваемых предметов.
В старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) мы вводим термин «Измерить» = дать численную характеристику величине.
C этой целью мы также используем УМ – предметы определённой величины, меньшей, чем измеряемый объект.
УМ можно использовать в работе с дошкольниками при измерении следующих величин:
1. Протяжённость линейных величин (длина, ширина, высота), УМ = полоски, палочки, веревочки, шаги.
2. Объем жидких и сыпучих веществ (крупа, песок, вода). УМ = стаканы, ложки, банки.
3. Площадь фигуры, УМ = клетки, квадраты.
4. Масса предметов, УМ = желуди, камешки.
Использование УМ позволяет детям сделать выводы:
1. Любое измерение дает точную количественную характеристику величине. Для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками.
2. Чем больше величина, тем больше результат измерения. Это - прямая функциональная зависимость между объектом и результатом измерения.
3. Чем больше условная мерка, тем меньше результат измерения и наоборот. Это - обратная функциональная зависимость между средством и результатом измерения.
2. Разработайте и представьте задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности и прямой функциональной зависимости между объектом и результатом измерения:
- измерение линейных величин
- измерение жидких веществ
- измерение сыпучих веществ
3. Разработайте и представьте задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности и обратной функциональной зависимости между средством и результатом измерения:
- измерение линейных величин
- измерение жидких веществ
- измерение сыпучих веществ
4. Краткое описание теоретических прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения и разработанные задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №9 нумеруются внизу справа. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок.
5. Скопируйте и вставьте в Портфолио:
Способы организации совместной деятельности с детьми на основе сказки Генриха Остера «38 попугаев» с целью формирования представления об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки.
Используем проблемно – игровую технологию, создадим экспериментально – исследовательскую ситуацию.
Цель: учить практическим приемам измерения длины с помощью условной мерки. Формировать представления об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки.
Оборудование:
- игрушки (или иллюстрации) = Удав, Мартышка, Слоненок, Попугай.
- демонстрационный материал: цветные полоски, УМ (оранжевая – Удав, серая – Слоненок, коричневая - Мартышка, красная – Попугай)
- раздаточный материал по количеству детей: цветные полоски, УМ (оранжевая – Удав, серая – Слоненок, коричневая - Мартышка, красная – Попугай)
-простой карандаш
- набор счётных палочек.
Создание проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели:
-Посмотрите, а кто же нас здесь дожидается? (Показ игрушек или иллюстрации – персонажи мультфильма «38 попугаев»). Мартышка, Слоненок и Попугай хотят помочь своему лучшему другу Удаву, ведь он не знает, какой он длины, не понимает, как ему измерить свою длину.
- Ребята, мы им поможем? (дети соглашаются)
- Посмотрите, как Удав обрадовался! Он наконец-то узнает свою длину!
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование:
- Вспомним мультфильм про Удава! Кем или чем герои мультфильма измеряли Удава? (Попугаем, Мартышкой, Слонёнком).
- Какой длины был Удав, когда его измерял Слонёнок? (2 Слонёнка!)
- Какой длины был Удав, когда его измеряла Мартышка? (5 мартышек!)
- А в Попугаях длина удава? (38 Попугаев!)
- Совсем запутался бедный Удав, ничего не понимает! Почему же так получилось, почему результат измерения его длины всегда разный? Дети высказывают предположения!
Проведение эксперимента:
- Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длины и цвета. Что мы можем сказать об их длине? ( Они все разные по длине!)
- Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой по правилу (сериационный ряд!)
- Какая полоска самая длинная? (Оранжевая!) А какая самая короткая? (Красная!)
- Представьте, что оранжевая полоска - это Удав, серая – это Слоненок, коричневая - это Мартышка, а красная - это Попугай.
- Мы будем измерять Удава в Слонах, в Мартышках и в Попугаях. Как же мы будем это делать?
Дети рассказывают:
- Берем серую условную мерку (Слонёнка) и накладываем ее на край коричневой полоски (Удав), делаем метку карандашом, откладываем одну счётную палочку. Теперь от того места, где отметили, снова кладём край условной мерки и снова отмечаем карандашом, откладываем счётную палочку, и так до конца.
Далее дети самостоятельно измеряют длину удава в «Слонах», «Мартышках» и «Попугаях».
Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога:
- Что делали?
- Что получили?
- Почему?
Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей):
Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к выводу об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки.
- Чем длиннее мерка, тем меньше результат измерения!
- Чем короче мерка, тем больше результат измерения!
-Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он очень рад, что вы ему помогли, объяснили, что его длина зависит от того, кто из друзей помогает её измерять.
Самостоятельная экспериментально - исследовательская деятельность:
В развивающую среду группы вносятся различные линейные величины (шарфики, коврики, дощечки и т.д.) и УМ для их измерения разной длины
6. Желательно представить в качестве приложения наглядный дидактический материал к разработанным заданиям и к сказке «38 попугаев», что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Нагл