Информационное и коммуникационное обеспечение менеджмента
Для разработки и принятия управленческих решений, а также для организации их исполнения необходима информация.
Информация— любое сообщение об объектах, явлениях, процессах, событиях окружающего мира, выраженное на определенном языке (знаки, символы, в том числе записанные на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи разными способами (устно, письменно, с помощью технических средств и т. д.)
Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой.
Информационное обеспечение менеджмента представляет собой совокупность сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия и реализации управленческих решений.
Управленческая информация— это совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений.
Информация состоит из сведений, почерпнутых из внутренних и внешних источников — документов (общих, служебных или специальных, например анкет), устных контактов (выступлений, интервью, бесед) и проч.
К внутренним источникам информации относятся бухгалтерская и статистическая отчетность, счета клиентов, текущие наблюдения, специальные обследования лак плановые, так и проводимые по особому решению руководства), результаты предыдущих исследований.
Внешние источники информации: партнеры (покупатели, продавцы, работники финансовых, кредитных, страховых учреждений), а также государственные чиновники, бывшие служащие конкурентов, профсоюзные активисты и представители предпринимательских объединений; публикации в книгах, справочниках, журналах, газетах (особенно местных и многотиражках предприятий), рекламных проспектах, бюллетенях и др.
Основные требования к качеству управленческой информации: своевременность; достоверность; достаточность; надежность;(гарантия правильности, отсутствие синтаксических и технических ошибок); комплектность системы информации; экономичность; адресность; правовая корректность информации; степень секретности; высокая скорость сбора, обработки и передачи; актуальность информации; гибкость (приспособленность к различным способам передачи).
Информация, используемая в процессе управления, может быть классифицирована по различным признакам.
По содержаниюразличают экономическую, организационную, социальную и научно-техническую информацию.
Экономическая информация содержит сведения о хозяйственной деятельности.
Организационная информация отражает данные, необходимые для организации управления предприятием: правила внутреннего распорядка, начало и окончание работы, перерывы в работе и др.
Социальная информация образуется в процессе социологических исследований, а также в оперативной кадровой работе. Она включает данные, содержащие социальную характеристику трудового коллектива организации.
Научно-техническая информация представляет собой совокупность данных, необходимых для осуществления технического руководства. Это схемы, чертежи и технические характеристики оборудования, планировки производственных цехов и складских площадей, и т.п.
По месту образования и направлению информационных потоковпринято различать входящую, исходящую и внутреннюю информацию.
Входящая информация охватывает сведения, поступающие в организацию. Например, документы, сопровождающие грузы, поступающие в организацию, инструкции и приказы вышестоящих звеньев управления, законодательные акты.
Исходящая информация — это информация, поступающая от организации. Например, реклама, заявки на поставку материалов товаров, оборудования.
Внутренняя информация формируется в данной организации и используется в основном внутри данной системы управления. Это журналы регистрации, карточки учета материалов, комплектующих изделий, товаров и др.
По степени преобразования различают первичную и производную информацию.
Первичная информация используется в том виде, в котором была получена.
Производная информация — это информация, полученная путем переработки первичной информации.
По времени храненияинформацию подразделяют на хранящуюся определенный срок и хранящуюся постоянно.
По степени использованиявыделяют информацию однократного и многократного использования.
Основным носителем информации является документ, т.е. материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Поток документов, последовательно проходящих в организации с момента их создания или получения до исполнения или отправки, называется документооборотом.
Документы, участвующие в документообороте, могут быть классифицированы по различным признакам.
В зависимости от авторства различают служебные и личные документы.
Служебные документы составляются от имени различных предприятий, организаций и органов управления. Примером служебных документов могут быть заявки и письма торговых организаций предприятиям промышленности.
Авторами личных документов являются отдельные граждане. Например, к такого рода документам можно отнести заявление о приеме на работу, расписку, доверенность и т.п.
По сложности различают простые и сложные документы.
Простые документы затрагивают, как правило, один вопрос, а сложные содержат вопросы, касающиеся различных служб, должностных лиц и подразделений.
По степени типизации документы могут быть типовыми и индивидуальными.
Типовые документы обычно составляются по определенной схеме (например, договоры, уставы, протоколы и т.п.).
Индивидуальные документы составляют по произвольной форме, они отражают исключительные ситуации (или явления).
В зависимости от подлинности выделяют подлинные документы и копии (дубликаты, выписки и т.п.).
Все виды работ по оформлению, написанию и обработке документов охватывает делопроизводство — специальный раздел управления.
Документооборот в организации осуществляется обычно по определенной схеме.
Поступающую документацию регистрируют в специальных журналах или на карточках. Часть почты не регистрируют, а направляют в соответствующие подразделения организации.
Наиболее важные документы представляют для ознакомления руководителю организации или его заместителям, которым делегированы полномочия, необходимые для решения соответствующих вопросов.
Результаты рассмотрения руководством документов отражаются в резолюциях, которые должны содержать четкие указания о порядке исполнения документов. При этом ответственным за исполнение документа считается лицо, указанное в резолюции первым.
Документ с резолюцией руководителя направляется для исполнения в соответствующее подразделение организации для подготовки ответа или внутреннего документа.
Для особо важных документов по указанию руководителя вводятся особый учет и контроль. Такой контроль осуществляется обычно секретарем (референтом) или канцелярией в специальных картотеках (на особых карточках).
Оборот исходящей информации осуществляется обычно по следующей схеме. Составляется проект документа, который последовательно согласовывают, визируют, подписывают, регистрируют и отправляют. При этом важно проверить отправляемый документ с точки зрения внешнего оформления (адрес, номер, дата и т.п.), наличия указанных в документе приложений, виз, подписи руководителя, печати. А на остающихся в организации копиях отправляемых документов должны быть подписи лиц, удостоверяющих подлинность подписи.
Подписанные и оформленные соответствующим образом исходящие документы передают в секретариат (или экспедицию) для отправки по почте (или с курьером), а копии документов хранятся в специальных делах в секретариате (или в подразделениях фирмы, которые готовили этот документ). Дела для хранения документов формируются по определенной системе, которая зависит от содержания документов, сроков их хранения и объема документооборота.
Под коммуникациями понимают обмен информацией между двумя людьми и более. На коммуникации руководители тратят от 50 до 90% времени. И это становится понятным, если учесть, что руководителю необходимо реализовать свою роль в межличностных отношениях, участвовать в принятии решений и выполнять управленческие функции планирования, организации, мотивации, координации, регулирования и контроля. Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации и называют связующими процессами.
Коммуникации — контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий; – процесс передачи и приема информации в общении
Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Основными элементами коммуникационного процесса являются: отправитель, сообщение, канал передачи, получатель.
Коммуникационный процесс состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Каждый из этапов необходим для того, чтобы мысли и идеи одного индивида стали понятны другому и восприняты им как руководство к действию.
Обратная связь — присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию и сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.
Когда адресат, получивший сообщение, отвечает отправителю, роли сторон изменяются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение. В этом случае устанавливается двусторонний коммуникативный процесс.
Процесс коммуникации
Элементы и этапы коммуникации | |||
Элемент | Сущность | Этап | Содержание |
Отправитель | Лицо, передающее информацию | Выбор информации для передачи | Отправитель решает, какое значимое сообщение следует передать. Информация должна быть конкретной. Расплывчатая информация будет понята неправильно или не произведет должного эффекта |
Сообщение | Информация, закодированная с помощью символов | Кодирование и выбор канала передачи | Отправитель кодирует информацию, используя для этого вербальные или иные знаковые системы. Он также выбирает канал, совместимый с типом символов, использованных доя кодирования |
Канал передачи | Средство, с помощью которого осуществляется передача закодированной информации | Передача | Физический процесс переноса закодированной информации от отправителя к получателю |
Получатель | Лицо, которое получает информацию и пытается понять ее смысл | Декодирование | Процесс расшифровки символов отправителя и перевода их в мысли получателя |
Каналы коммуникации – способы передачи информации. Выбор канала зависит от содержания и объема информации. Классифицировать каналы можно по их пропускной способности. Пропускная способность канала – это объем информации, который может быть передан через него за один коммуникационный акт.
Ранжирование каналов по их пропускной способности:
- разговор лицом к лицу.
- телефон.
- электронная почте, локальные информационные сети.
- письма, записки.
- формальные отчеты, информационные стенды.
Зависимость канала от содержания сообщения выражается в том, является ли информация стандартным или нет. Нестандартные сообщения связаны с новыми событиями и поэтому могут быть неоднозначно поняты. Такие сообщения передаются через наиболее емкие каналы. Рутинные сообщения прямые и простые, содержат в себе различные данные или же просто закрепляют то, о чем менеджеры ранее договорились. Данные сообщения идут через менее емкие каналы.