Информационное обеспечение финансового менеджмента

Информационное обеспечение - совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности предприятия.

Информационная база:

1. сведения регулятивно-правового характера - документы носят обязательный исполнительный характер

a. ГК РФ

b. НК РФ

c. ФЗ "о бухучете"

d. ФЗ "о рынке ценных бумаг"

e. постановления и распоряжения Правительства РФ

2. финансовые сведения нормативно-справочного характера

a. нормативные документы гос. органов (Минфина, ЦБ) - содержат требования, рекомендации участникам рынка и количественные нормативы в области финансов (сообщения Минфина о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее предоставления)

b. нормативные документы международных организаций и различных финансовых институтов - МСФО, которые не обязательны для исполнения, однако им вынуждены следовать все компании, ведущие операции на международном рынке товаров и услуг

3. бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

a. бухгалтерский баланс

b. отчет о прибылях и убытках

c. пояснения к бухгалтерскому балансу, отчету о прибылях и убытках

d. отчетность об использовании бюджетных ассигнований

e. итоговая часть аудиторского заключения

4. данные управленческого учета и отчетности - законодательно не регламентирована. Состав и формы определяются предприятием самостоятельно в соответствии с характером его деятельности и потребностями управления

a. отчет "О движении основных средств"

b. "О движении денежных средств"

c. "О движении собственного капитала"

d. "О продаже акций и выплате дивидендов"

e. "Расчеты по налогам"

5. несистемные данные - сведения общеэкономической направленности, официальная статистика, публикации в СМИ


14. Внешние и внутренние пользователи финансовой отчетности

ВНУТРЕННИЕ

Состав внутренних пользователей:

1. руководство компании

2. менеджеры соответствующих уровней и работники - по данным отчетности определяют потребности в финансовых ресурсах, оценивают правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют основные направления

политики дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей, оценивают возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурой реорганизации компании;

3. все структурные подразделения (филиалы и т.д.)

Задачи внутренних пользователей:

1. Своевременное определение факторов, обусловивших успех или неудачу в прошедший период

2. Выявление резервов увеличения стоимости компании

3. Обработка информации для текущего планирования и стратегических прогнозов

4. Разработка системы мотивирования и стимулирования сотрудников

ВНЕШНИЕ

Состав внешних пользователей:

1. акционеры компании, учредители, вкладчики - определение увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;

2. кредиторы - оценивают целесообразность предоставления или продления кредита, определения условий кредитования

3. законодательные органы

4. юристы - для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при определении прибыли и выплате дивидендов, также для определения условий пенсионного обеспечения

5. СМИ - для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета общих показателей финансовой деятельности;

6. профсоюзы - для определения своих требований в отношении з/п и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли

7. поставщики и покупатели, определяющие деловые связи с данным клиентом;

8. государство - в лице органов, которые проверяют правильность составления документов, расчета налогов, определяют налоговую политику

Задачи внешних пользователей:

1. Получение информации контролирующими органами и партнерами в стандартной, удобной и понятной форме

2. Интерпретация информации для принятия решений о целесообразности инвестирования, кредитования, слияний и /или поглощений, других способах вложения капитала


15. Финансовая отчетность в системе финансового менеджмента

Финансовая отчетность - система обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные финансовой отчетности служат основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам

Состав финансовой отчетности:

1. Промежуточная финансовая отчетность:

a. форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

b. форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

2. Годовая бухгалтерская отчетность:

a. бухгалтерский баланс — форма № 1;

b. отчет о прибылях и убытках - форма № 2;

c. отчет об изменениях капитала — форма № 3;

d. отчет о движении денежных средств — форма № 4;

e. приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;

f. специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ

g. итоговую часть аудиторского заключения.

Принципы составления финансовой отчетности:

1. Принцип автономности - каждое предприятие представляет собой самостоятельную хозяйственную единицу. Оно независимо по отношению к другим предприятиям, к учредителю или собственникам. Банковские счета предприятия и его учредителей, а так же их ответственность по обязательствам, должны быть разделены.

2. Принцип непрерывности - финансовая отчетность составляется исходя из предложения, что предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или существенно сократить свою деятельность.

3. Принцип соизмеримости (денежной оценки) - объект бухгалтерского учета должен иметь денежное выражение, т.к. обобщать, анализировать, сопоставлять результаты отдельных операций можно только с помощью общего измерителя.

4. Принцип периодичности - для подведения итогов, проведения анализа и сопоставления результатов, хозяйственная деятельность должна быть искусственно поделена на периоды.

5. Принцип себестоимости - оценка активов исходя из расходов на их производство и приобретение, т.е. по их фактической себестоимости.

6. Принцип начисления - результаты операций и других событий следует отражать в учетных регистрах и финансовых отчетах тогда, когда они имели место, а не тогда, когда предприятие получает доход или расход.

7. Принцип соответствия - обеспечивает определения финансового результата отчетного периода, сопоставляя доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов.

8. Принцип осмотрительности - соблюдение определенной осторожности при оценке таким образом, чтобы активы или доход не были завышены, а обязательства или расходы – занижены.

9. Принцип последовательности - избрав единожды учетную политику, бухгалтер будет ее применять из года в год. Изменение учетной политики должно иметь веские основания.

10. Принцип полного освещения - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях операций и событий, которая может повлиять на принимаемые на ее основе решения.

Наши рекомендации