Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Объектом изучения в курсе «Фонетика современного русского литературного языка» является текущая спонтанная речь носителей современной орфоэпической нормы, которая находится в постоянном движении, обновляется. Поэтому современное фонетическое описание должно ориентироваться на естественную спонтанную речь, характер описания которой сосредоточен на моделирование реальных процессов говорения и понимания.
В связи с этим методологическим фактором в преподавании данного курса становится вопрос об устройстве фонетического компонента в модели речевой деятельности человека. Такая постановка проблемы не только приблизит содержание курса к основным проблемам современной лингвистики, но и поможет студентам получить целостное представление о фонетической системе и ее связи с другими языковыми уровнями.
Основная концепция курса представлена в изучении двух модулей дисциплины: 1-й – Фонетика, фонология, орфоэпия и 2-ой – графика и орфография.
Во введении к курсу дается представление об языке как о сложной семиотической системе: включены вопросы о понятии знака, видах языковых знаков; затронут вопрос об основных свойствах языка (коммуникативная функция, кодовая природа, социальная природа, внутренняя упорядоченность и др.). Изложение общелингвистической проблематики занимает 1 лекцию.
На изучение первого раздела первого модуля отводится 3 лекции. Артикуляционный аспект фонетических описаний выявляет роль механизма речепроизводства в модели речевого поведения человека, выявляются: особенности артикуляционной базы русского языка (сосредоточенность консонантных артикуляций в ротовой полости, наличие ламино-дентальных согласных, наличие дополнительной артикуляции у согласных и др.). Акустический аспект фонетических описаний обучает студентов умению выделять полезные признаки в звуковом сигнале и соотносить их со звуковыми сегментами. Перцептивный аспект фонетических описаний направлен на выявление роли механизма речевосприятия в модели речевого поведения человека.
При изучении второго раздела «Характеристика суперсегментных единиц» необходимо разграничивать три типа сущностей: просодические средства или параметры, просодические признаки и просодические единицы. Основными темами раздела являются слог, ударение, интонация (отводится 3 лекции).
Основным содержанием функционального аспекта фонетических описаний является теория Московской фонологической школы. Изложение концепции СПб фонологической школы должно быть дополнено сведениями о развитии идей Л.В. Щербы в работах В.Б. Касевича, Л.В. Бондарко и др. Кроме того, достаточно подробно следует рассматривать вопрос о причинах различного понимания фонемы в разных фонологических концепциях (концепция Пражской лингвистической школы, в частности, теория Н.С. Трубецкого). Изложение фонологической проблематики в предлагаемом объеме составляет 5 лекций.
При изучении раздела «Орфоэпия» необходимо уделить внимание понятию норма и дать обзор остаточных диалектных явлений в современном русском языке. Рекомендуется основные орфоэпические нормы рассматривать с учетом позиции «нетрадиционного» направления в области орфоэпии: т.е. те нормы, которые допускают варьирование в пределах литературного русского языка. Кроме того, считаем возможным затронуть вопрос, связанный с понятием вариантность в современной акцентологической норме (2 лекции).
2 модуль традиционно включает два раздела «Графические средства языка» и «Орфография».
Раздел «Графика» связан с рассмотрением основных принципов русской графики: фонематического и слогового (позиционного). Кроме того, важно заострить внимание студентов на следующих вопросах: однозначные и многозначные буквы, основное и второстепенно значение буквы. Необходимо отработать навык школьного фонетического анализа слова (2 лекции).
При изучении раздела «Орфография» следует разграничивать принципы русской орфографии и разделы орфографии. Основным принципом орфографии следует считать фонематический, соответствующий позиции МФШ. Также следует остановится на рассмотрении существующих реформ орфографии (2 лекции).
Таким образом, фонетический материал излагается с учётом типологических свойств русского языка: как детерминантные характеристики русского языка проявляют себя на фонетическом и фонологическом уровнях. Кроме того, последовательно излагаются и сопоставляются основные положения ведущих фонологических школ: Московской, Санкт-Петербургской.
Особое внимание обращается на то, что современная фонетика обладает некоторыми чертами, отличающими её от фонетики полувековой давности: в современных фонетических исследованиях находят отражение взаимодействия различных языковых и социальных подсистем в пределах одного языка.
На практических занятиях закрепляются теоретические положения изучаемого предмета, выполняются задания учебно-аналитического характера. На основе анализа языкового материала студенты выявляют звуковые единицы, отмечают условия их функционирования в языке и речи.
Определенное место занимает самостоятельная работа. Студенты охотно выполняют задания творческого характера, поскольку здесь они в какой-то мере могут реализовать свою профессиональную ориентированность. Кроме того, выполнение творческого задания способствует развитию исследовательских навыков.
По данному курсу разработаны тестовые задания.
В ходе работы используются приёмы лингвистического анализа, направленные на совершенствование знаний: компонентный семантический анализ суперсегментных единиц и терминов, оценка вариативности фонетических единиц.
Указанные виды работы предполагают творческое мышление, возможность рассмотреть изучаемую проблему с различных точек зрения, установить связь между явлениями, сравнить имеющуюся у них информацию с новой, выработать свою позицию.
Форма оценки знаний – письменные и контрольные работы, терминологический и фонетический диктанты, тестирование, экзамен, состоящий из теоретической и практической части.