Сообщение темы и целей урока. Объяснение нового материала
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 108)
Выполняется по образцу, приведенному в учебнике, с оформлением таблиц,
а) в = 0, 1, 2, 3, 4; б) в = 0, 1.
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 108)
Способ I. Задача решается с помощью чертежа.
________________________________
____________________
35 + 8 = 43 (м)
Способ II. Можно рассуждать так. Длина первого куска — уменьшаемое, длина второго куска — вычитаемое. Тогда 35 м — разность. Вопрос задачи можно сформулировать так: «Какой будет разность, если вычитаемое (длину второго куска) уменьшить на 8?».
Если вычитаемое уменьшить на 8, разность увеличится на 8. (35 + 8 = 43.)
Задание 3 (с. 108)
20 т 290 кг
22 м 42 см
8 ч 41 мин
Задание 7 (с. 109)
5004; 7015; 52047; 200 000; 420 002.
Задание 8 (с. 109)
107; 0; 3250; 3527.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 9, № 10, стр. 109
МАТЕМАТИКА
Тема: Вычитание многозначных чисел без перехода через разряд
Цели: повторение алгоритма поразрядного вычитания трёхзначных и четырёхзначных чисел; перенести алгоритм вычитания трёхзначных чисел на многозначные в простых случаях.
Организационный момент
2. Устный счёт
Игра "Круговые примеры"
50·8
720 - 80
200 + 40
160:8
400:2
100-50
80·9
640:4
240:3
20·5
Задание 6 (с.111)
Неравенства решаются подбором. Получаются решения:
х < 9 (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8);
806-х > 804 (0, 1).
Задание 3 (с. 111)
а) Сумма не изменится.
б) Сумма увеличится на 150.
в) Сумма увеличится на 199.
Задание 5* (с. 111)
Если из 9 гирь брать по 2 гири и взвешивать их, то взвешиваний может быть и больше двух. Потому нужно сначала взять 6 гирь и положить по 3 гири на весы. Если они в равновесии, то бракованная гиря будет среди трех оставленных, а если нет, то среди трех, которые легче. Определив группу из трех гирь, в которой находится бракованная, положим по одной гире из этой группы на весы. Если они будут в равновесии, то третья гиря этой группы — бракованная, если нет, то бракованная гиря та, которая легче.
Решите задачи
ü У продавца было 40 кг лимонов, это составляет 1/6 часть от количества апельсинов. Сколько всего фруктов было у продавца?
ü В доме 11 этажей, на каждом этаже 40 квартир. Сколько квартир в 5 таких домах?
ü Периметр прямоугольника 32 см, ширина 3 см. Найдите площадь.
Задание 7 (с. 111)
9 • 4 = 36 (см) — периметр квадрата и прямоугольника;
36 : 2 = 18 (см) — полупериметр прямоугольника (длина и ширина);
18 - 4 = 14 (см) — длина прямоугольника.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 110)
Решение примеров сопровождается проговариванием алгоритма вычитания. Например:
1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками и т. д.
2. Вычитаю единицы: 7 ед. - 5 ед. = 2 ед. Пишу под единицами.
3. Вычитаю десятки: 2 дес. - 1 дес. - 1 дес. Пишу под десятками.
4. Вычитаю сотни: 5 с.-4 с. = 1 с. Пишу под сотнями.
5. Вычитаю тысячи: 6 тыс. - 3 тыс. = 3 тыс. Пишу под единицами тысяч.
6. Вычитаю десятки тысяч: 4 дес. тыс. - 2 дес. тыс. = = 2 дес. тыс. Пишу под десятками тысяч.
Задание 2 (с. 110)
Примерная задача. Всего посажено 8758 деревьев: из них елей — 2230, а сосен и елей — 5434 дерева. Сколько посажено сосен и сколько лип?
1) 5434 - 2230 = 3204 (д.) — сосен.
2) 8758 - 5434 = 3324 (д.) — лип.
Закрепление изученного материала
Задание 4 (с. 111)
1) 20 • 20 = 400 (м2);
2) 400 : 4 = 100 (м2);
3) 400 - 100 = 300 (м2).
Задание 9 (ст. 1) (с. 111) - самостоятельно
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:№ 9 (ст. 2), № 8, стр. 111
МАТЕМАТИКА
Тема: Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд
Цели: повторить алгоритм вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд; перенести алгоритм вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд на многозначные числа.
Организационный момент
2. Устный счёт
Устно решите записанные на доске уравнения. Объясните решения.
х + 160 = 380
200 : х = 50
х · 60 = 360
х - 160 = 360
Решите задачи:
а) В маленькой бочке помещается 30 кг меда, это на 25 кг меньше, чем помещается в большой. На сколько больше килограммов меда помещается в двух больших бочках, чем в трех маленьких?
б) Автомобиль за 4 ч прошел 240 км. Сколько километров он пройдет за 7 часов, если его скорость увеличится на 6 км/ч?
в*) Через какое время бамбук высотой 20 см достигнет 3 м, если за сутки он вырастает на 40 сантиметров?
Задание 5* (с. 113)
___________
________________________ 20
________________________
1) 20:5 = 4 (ябл.)
2) 4 • 2 = 8 (ябл.)
Ответ: в одном пакете 4 яблока, а в двух других по 8 яблок.
Задание 7 (с. 113)
Числа, при которых неравенства будут верными, дети находят перебором. Например, в задании а):
60 : 1 > 4 (да) 60 : 20 > 4 (нет)
60 : 5 > 4 (да) 60 : 30 > 4 (нет)
Задание 8 (с. 113)
а) 18 прямоугольников, из них 8 квадратов; 10 прямоугольников не являются квадратами. Прямоугольников (не квадратов) на 2 большее, чем квадратов (10 -8 = 2).
б) Прямоугольников — 11, квадратов — 6, не квадратов — 5; 6-5 = 1.