Сообщение темы и целей урока. Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Задание 1 (с. 44)

По образцу дети разбивают делимое на удобные слагаемые и выполняют деление.

36 009 : 9 = (36 000 + 9) : 9 = 4000 + 1 = 4001;

12 800 : 8 = (8000 + 4800) : 8 = 1000 + 600 = 1600 и т. д.

Закрепление изученного материала

Задание 2 (с. 44)

1) 270 : 10 = 27 (км/мин) — скорость от­даления самолетов;

2) 27-15 = 12 (км/мин) — скорость второго самолета.

Можно выразить скорости самолетов в км/ч.

15 км/мин: 15 • 60 = 900 км/ч;

12 км/мин: 12 • 60 = 720 км/ч.

Задание 3 (с. 44)

По рисунку ученики определяют размеры каждого из прямоугольников и вычисляют их площади:

I — 96 м2 (12•8);

II — 96 м2 (12•8);

III — 192 м2 (16 • 12);

IV — 112 м2 (16•7);

V — 80 м2 (16 • 5)

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: № 9, № 10, стр. 45

МАТЕМАТИКА

Тема: Письменное деление многозначного числа на однозначное

Цели: показать алгоритм деления мно­гозначного числа на однозначное; решать задачи на движение в одном направ­лении.

Организационный момент

2. Устный счёт

Преобразуйте величины:

75 т =...ц

6300 кг =...т...ц

54 ч = ... сут ... ч

8 км 900 м = ...м

320 см = ... м ... дм

56 м2 = ... (560000) см2

70000 мм = ... (70) м

60000 м 2 =...(6) га

5 т 3 ц = ...кг

800000 м2 = ... (80) га


Задание 8 (с. 47)

Задание 2 (с. 46)

Задание 4 (с. 47)

В выражениях сравниваются делите­ли и делимые: если делители одинаковые, то больше значение того выражения, где больше делимое; если делимые одинаковые, то больше значение того выра­жения, где меньше делитель.

83 200 : 8>80 032 : 8

62 400 : 6 > 60 240 : 6

85 000 : 2 > 85 000 : 5

Задание 7 (с. 47)

Решите задачи:

а) У портнихи 80 катушек ниток. 17 из них белые, а остальные раз­ных цветов. На сколько катушек с цветными нитками больше, чем с белыми?

б) В магазин привезли 40 ящи­ков винограда, по 8 кг в каждом. За день продали 130 кг. Сколько ки­лограммов винограда осталось продать?

в) На машине стояло 22 ящика с огурцами, а с помидорами — на 8 ящиков больше. Выгрузили 20 ящиков. Сколько ящиков оста­лось на машине?

Задание 5* (с. 47)

Масса грунта пропорциональна коли­честву экскаваторов, которые работают, и количеству затраченных минут.

Количество экскаваторов Количество минут Масса грунта
10 : 10 = 1 (т) = 1000 кг
1000 : 10 = 100 (кг)
100 • 25 = 2500 (кг)
? 25 т = 25 000 кг

1) 25 000 : 2500 = 10 (раз) — увеличилась масса грунта. Так как при этом количество экскаваторов оста­лось неизменным (25), то в 10 раз увеличилось время.

2) 1• 10 = 10 (мин).

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Задание 1 (с. 46)

Ученики выполняют деление с подроб­ным объяснением. Учитель следит за правильностью проговаривания алгоритма и оформления записи.

Закрепление изученного материала

Задание 3 (с. 47)

Если с места отправления (назовем его пунктом А) вышла вторая лодка, первая лодка за 1 ч уже прошла 15 км и оказалась в пункте Б.

На момент выхода второй лодки между ними об­разовалось расстояние 15 км. Это расстояние вторая лодка ликвидирует, поскольку ее скорость больше.

1) 20 - 15 = 5 (км/ч) — разность скоростей (ско­рость сближения);

2) 15 : 5 = 3 (ч) — время, за которое вторая лодка догонит первую.

Задание 6 (с. 47)

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:№ 9, № 10, стр. 47

МАТЕМАТИКА

Тема: Деление многозначного числа на од­нозначное

Цели: показать алгоритм деления, если не все разряды многозначного числа делятся на одно­значное число; решать составные задачи на нахождение доли от числа.

Организационный момент

2. Устный счёт

1. Найдите закономерность и определите вес последнего вагона:

?

2. Витя любит вычислять сумму цифр на своих электронных часах. Например, если часы показывают 21 : 37, то Витя получает 2 + 1 + 3 + 7 = 13. Какую максимальную сумму он может получить?

3. Кенгуру Джампи готовился к Олимпийским играм среди живот­ных. Его самый длинный прыжок был равен 50 дм + 50 см + 50 мм. Но на олимпиаде Джампи выиграл золо­тую медаль, увеличив свой прыжок на 123 см. Какова длина победного прыжка кенгуру?

Задание 3 (с. 49)

т 00 • k = 600, значит, т • k = 6. Находим пары чисел, произведение которых равно 6:

1) т = 1, k = 6; 100•6 = 600;

2) т = 2, k = 3; 200•3 = 600;

3) т = 3, k = 2; 300 • 2 = 600;

4) т = 6, k = 1; 600•1 = 600.

Задание 6 (с. 49)

Называются три любых числа мень­ше 207 986.

Задание 7 (с. 49)

*** < **** — потому что любое трех­значное число меньше любого четырехзначного; 45*** < 48*** — потому что 5 < 8;

**24* > 578;

**7* < *1*2*.

Задание 5* (с. 49)

По рисунку видно, что 10 орехов — это 5 равных частей.

10 : 5 = 2 (ор.) — одна часть (столько орехов было у Вани);

2 • 6 = 12 (ор.) или 2 + 10 = 12 (ор.) — было у Пети.

Ответ: у Вани было 2 ореха, а у Пети — 12 оре­хов.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Задание 1 (с. 48)

Деление выполняется с проговариванием алгоритма.

12179 4559 1843

9247 33396 23423

Наши рекомендации