Закрепление изученного материала.
ТЕМА
Учимся чертить. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок.
Цели урока:
- Познакомить детей с начальными геометрическими понятиями «точка», «кривая линия», « прямая», «отрезок». Подготовить к пониманию необходимости специальных приёмов действий для проведения прямой линии. Учить распознавать их.
- Развивать математическую речь, пространственное мышление, восприятие, зрительно- моторную координацию, умение строить рассуждения.
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, положительное отношение к знаниям, добросовестное отношение к учебному труду.
Оборудование:учебник «Математика» 1 класс Моро М. И., С. И. Волкова,
С. В. Степанова; рабочая тетрадь, линейки, простые карандаши.
Вдохновение нужно в геометрии
не меньше, чем в поэзии.
/А.С. ПУШКИН/
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Повторение изученного материала.
Разминка.
*Сколько шей у пяти журавлей?
*Какой первый день недели?
*Назовите осенние месяца.
*Назовите три математических знака( «+», «-», «=» )
Игра «Заселяем домики»
Дети показывают нужную карточку. Ученик у доски работает вслух.
Работа над новой темой урока.
Создание проблемной ситуации.
На доске написаны математические знаки, изученные цифры, точки и линии.
5 ___________ + 1 = 3
. … 4 _ 2
Детям предлагается объяснить что лишнее. Вместе делаем вывод, что цифры и знаки мы изучали, а линии и точки нет.
Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. А, отгадав загадку, вы узнаете, кто будет нам помогать в путешествии. (рисунок)
Я чёрный, красный, желтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине,
Я с острым ножиком дружу
И что хочу – изображу. (Карандаш)
Правильно, вместе с нами будет путешествовать Карандаш. Это не простой Карандаш, а волшебный. Он знает много нового и интересного и познакомит нас с жителями страны Геометрии.
- Точка. Прямая линия. Кривая.
Итак, наш волшебный Карандаш ткнул «носом» в лист бумаги.
- Что же получилось? (Точка)
- Поставьте и вы в тетрадях несколько точек. Дети выполняют.
- А теперь соедините две любые точки.
- Что у вас получилось? (Линия).
- А как вы думаете, можно ли нарисовать линию без точек? (Можно).
- Начертите и вы линию и отметьте на ней, сколько хотите, точек.
Дети выполняют.
- Сколько у вас получилось точек? (Множество).
- Какие линии у вас получились? (Кривые).
- Почему они называются кривыми? (Они неровные, проводятся от руки).
- Ровную линию провести очень трудно. Чтобы провести ровно, нужен инструмент. А как он называется, вы узнаете, отгадав загадку:
Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я ?... (Линейка)
- Как пользоваться линейкой? ( Надо прижать её к бумаге и вести карандаш вдоль линейки.)
- Попробуйте сами начертить такую линию. (Дети чертят прямую линию)
- Как бы вы назвали эту линию? (Прямая)
Прямая линия у нас нарисовалась в первый раз!
- Почему вы назвали эту линию прямой? Чем она отличается от кривой линии?
- Отметьте на своей прямой какую-нибудь точку.
Дети выполняют.
- А вот задание трудное. Поставьте точку на листе бумаги и попробуйте провести через неё прямую линию.
Дети выполняют.
- Попробуйте провести ещё линию, ещё одну линию.
- Сколько у вас получилось линий? (Много)
- А теперь поставьте две точки и соедините их прямой линией. Сколько таких линий можно провести? (Одну).
- Какое важное открытие мы для себя сделали при помощи волшебного карандаша? (Через одну точку можно провести много линий, через две точки – только одну).
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
- Отрезок.
– А теперь я расскажу вам сказку, - сказал Карандаш.
– Жила-была точка. Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит любую линию и непременно спросит:
– Какая это линия, длинная или короткая?
– Подумала однажды точка: «Как же я всё смогу узнать, если всегда буду жить в одном месте?» И отправилась точка путешествовать по прямой линии.
Шла она шла. Долго шла. Устала и говорит:
– Скоро ли будет конец у прямой линии?
Засмеялась прямая линия:
– Эх ты, точка, разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?
– Тогда я пойду назад, - сказала точка.
– И в другую сторону не будет конца. У прямой вообще не бывает концов.
– Что же мне делать, - задумалась точка, - Не могу же я вечно гулять по прямой.
– А ты позови на помощь ножницы, - подсказала прямая.
Тут, откуда ни возьмись появились ножницы, щёлкнули раз, щёлкнули два, и разрезали прямую.
– Как интересно, что же получилось из моей прямой?
– Это отрезок, - сказали ножницы, теперь ты на отрезке прямой.
– Отрезок прямой, отрезок прямой. – повторила точка.
– И вы, ребята, повторите, что получилось из прямой.
Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунок вверху на с. слева (с. 36).
– Кто изображён на этом рисунке?
– Какая линия у зайца?
– Какая линия у волка?
– Рассмотри чертёж под рисунком.
– Какого цвета на рисунке прямые линии? Кривые линии? Назови отрезки.
– Рассмотрите рисунки 1 и 2 внизу страницы.
– Сколько кривых линий можно провести через одну точку?
– Сколько прямых можно провести через одну точку?
– Рассмотрите рисунок 3.
– Сколько кривых можно провести через две точки?
– Сколько прямых можно провести через две точки?
– Рассмотрите рисунок на странице справа (с. 37).
– Покажите на рисунке кривые линии; отрезки.
- Что мы узнали на уроке?
- Что научились делать с помощью чертёжного инструмента?
- Приведите пример кривых линий вокруг нас.
- А прямых линий?
- Ребята, карандаш решил открыть вам тайну: идеальных прямых в природе нет.
Рефлексия.
«Красный карандаш» Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.
«Зеленый карандаш» Вы считаете, что знаете отличие линий друг от друга, но вам ещё нужна помощь.
«Синий карандаш» Вы считаете, что было трудно на уроке.