III. закрепление изученного материала

Ход урока

I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

– Отгадайте загадку:

Сели детки на карниз

И растут все время вниз.

(Сосульки.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, как «растут» сосульки, и повторим признаки весны.

II. Открытие нового знания.

1. Экологическая сказка «Волшебная березка».

«Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березы в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударил морозец.

Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя березка стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замерз – ожеледь. Сияет вся моя березка.

Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, теплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на березку, крутятся на ветках – чем бы позавтракать?

А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит березка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.

Улетели с жалобным писком синицы.

Солнце выше, выше, теплей – и растопило ожеледь.

Все ветки и ствол волшебной березы заструились, и она стала как ледяной фонтан.

Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.

Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая береза». (В. Бианки.)

– О каких признаках весны рассказывает сказка?

2. Работа по учебнику (с. 47).

– Рассмотрите рисунок. Что делает человек?

– Зачем сосульки сбивают с крыш?

– Отчего «растут» и падают сосульки?

– Почему они «растут» вниз «головой»?

– Сосулька образуется в оттепель, когда вода на крыше тает. Почему же она замерзает? А если сосулька появляется в мороз, откуда на крыше появляется вода? Есть над чем подумать!

– Оказывается, образуются сосульки только в морозную погоду. А причины этого образования могут быть разными. Слой снега на крыше может, например, подогреваться снизу, со стороны теплого чердака. Снег слегка подтаивает, и тонкие струйки воды стекают до карниза. А здесь они попадают на морозный воздух, замерзают и становятся сосульками.

Но бывает и иначе. На южном скате крыши снег подтаивает под прямыми солнечными лучами даже в легкий морозец. Но стоит струйкам воды попасть в тень, как они превращаются в лед. А поскольку происходит постоянная «подпитка», сосулька «растет».

В оттепель все начинает таять. В той точке сосульки, где она прикрепляется к крыше, ледяная игла подтаивает особенно сильно: к воздействию теплого воздуха добавляется тепло нагретой солнцем крыши.

Сосульки обламываются и падают вниз. Упав на человека, они подчас наносят очень тяжелые травмы. Поэтому их нужно сбивать с крыш. Всем прохожим весной надо соблюдать особую осторожность: не подходить близко к домам, чаще поглядывать вверх.

3. Работа по учебнику (с. 47).

Учащиеся читают текст в книге, придумывают ему заглавие, отвечают на вопросы в тексте.

4. Работа в печатной тетради (задание 32).

– С каким настроением дети встречают весну? Почему?

– Какие одежда и обувь наиболее удобны для весенней прогулки?

– Выберите одежду и обувь для экскурсии в весенний лес. Раскрасьте рисунок.

– Дорисуйте те предметы, которые могут пригодиться на уроке-экскурсии. («Учебные» предметы: лупа, пакетик для сбора плодов деревьев, карандаш, блокнот; «медицинские»: бинт, йод, бутылочка с водой.)

III. закрепление изученного материала.

Игра «Весенние братья-месяцы».

– Давайте вспомним пословицы и поговорки о весенних месяцах. (За каждый ответ учащиеся получают жетон в виде букетика цветов.)

Пословицы и поговорки о весенних месяцах.

· В марте день с ночью меряется, равняется.

· И в марте мороз на нос садится.

· Март – березень, протальник, капельник.

· Март – ветронос, водотек.

· Март – грачевник, грачей пригнал.

· Март – зимобор, с зимой борется.

· Март – не весна, а предвесенье.

· Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

· Март у матери-зимы шубу купил, а через три дня ее продал.

· Апрель-батюшка в поле зовет.

· Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

· Апрель – месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума.

· Апрельский скворец – весны гонец.

· Апрельский цветок ломает снежок.

· В апреле хоть семь раз дождь иди, а все платье сухо.

· Мокрый апрель – хорошая пашня.

· В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.

· Дождь в мае хлеба подымает.

· Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

· Май – пора сева.

· Май – под каждым кустиком рай.

· Майская травка и голодного кормит.

Учитель подводит итоги игры «Весенние братья-месяцы».

Наши рекомендации