Требования к профессиональным компетенциям выпускника специальности Радиотехника
Основные принципы радиотехники.
Принципы передачи радиосигналов:
– Первый принцип передачи электрических сигналов без проводов заключается в использовании свободных электромагнитных волн.
– Второй принцип передачи электрических, сигналов без проводов заключается в использовании высокочастотных колебаний.
– Модуляция высокочастотных колебаний является третьим принципом передачи электрических сигналов без проводов.
Принципы приема радиосигналов:
– Первый принцип приема радиосигналов заключается в получении электрических колебаний за счет энергии свободных электромагнитных волн. Попова первый принцип радиоприема был реализован с помощью приемной.
– Второй принцип радиоприема заключается в детектировании радиосигналов. Таким образом, детектирование является процессом, обратным модуляции, и обязательность этого принципа радиоприема обусловлена самим принципом радиопередачи сигналов.
– Третий принцип радиоприема заключается в покаскадном усилении сигналов. Принцип покаскадного усиления заключается в том, что усиление осуществляют последовательно в несколько этапов или ступеней.
– Четвертым принципом радиоприема является селекция сигналов. Поэтому селекция сигналов является одним из важнейших принципов радиоприема.
Квалификационная характеристика специалиста Радиотехники. Сфера, виды и задачи профессиональной деятельности.
Сфера профессиональной деятельности:
– проектирование электронных систем, приборов и устройств промышленного и бытового назначения;
– проектирование, эксплуатация и обслуживание информационно-измерительных и управляющих систем производственных процессов;
– монтаж, наладка, обслуживание и метрологический контроль электронных систем, установок и приборов;
– подготовка профессиональных кадров в области промышленной электроники.
Виды профессиональной деятельности:
– производственно-технологическая;
– ремонтно-эксплуатационная;
– монтажно-наладочная;
– проектно-конструкторская;
– научно (экспериментально) - исследовательская;
– организационно-управленческая;
– инновационная
Задачи профессиональной деятельности:
– проектирование отдельных элементов и радиоэлектронных систем в целом;
– внедрение новых технологий;
– монтаж, наладка, аттестация и ремонт устройств промышленной электроники;
– разработка контрольно-измерительных приборов и информационно-управляющих систем;
– повышение эффективности технологических процессов и производственной деятельности;
– обеспечение работоспособности обслуживаемого радиоэлектронного оборудования;
– обучение и повышение квалификации персонала.
Требования к академическим компетенциям выпускника специальности Радиотехника.
Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:
– уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;
– применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий;
– иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;
– осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;
– разрабатывать бизнес-планы технологических задач;
– использовать технические и программные средства вычислительной техники;
– уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;
– применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;
– уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;
– формулировать и выдвигать новые идеи.
Требования к социально-личностным компетенциям выпускника специальности Радиотехника.
Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:
– иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;
– иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;
– знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
– иметь способность к критике и самокритике;
– уметь работать в коллективе;
– использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;
– иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Требования к профессиональным компетенциям выпускника специальности Радиотехника.
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:
в проектной (проектно-конструкторской) и научно (экспериментально)-исследовательской:
– в составе группы специалистов или самостоятельно разрабатывать план проектирования или модернизации радиоэлектронных систем и комплексов;
– анализировать состояния научно-технической проблемы на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
– определять цели и ставить задачи проектирования;
– проводить проектные расчеты и технико-экономическое обоснование принимаемых решений;
– разрабатывать структурные и функциональные схемы радиоэлектронных систем и комплексов и принципиальные схемы устройств с использованием средств компьютерного проектирования;
– составлять техническую документацию, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия;
– участвовать в наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов радиоэлектронных устройств и систем;
– разрабатывать модели объектов и процессов с целью анализа и оптимизации их параметров с использованием имеющихся средств исследований, включая стандартные пакеты прикладных программ;
– разрабатывать программы экспериментальных исследований, их реализация, включая выбор технических средств и обработку результатов;
– составлять обзоры и отчеты по результатам проводимых исследований;
– выявлять патентную чистоту технических решений;
– намечать основные этапы научных исследований;
– участвовать в работе по подготовке научных статей, сообщений, рефератов и заявок на изобретения;
– подготавливать техническую документацию к тендерам, проводить экспертизу тендерных материалов и консультаций заказчиков проектов по этим материалам.
в производственно-технологической:
– разрабатывать и внедрять технологические процессы настройки, испытаний и контроля качества изделий;
– обеспечивать сопровождение разрабатываемых устройств и систем на этапах проектирования и выпуска их опытных образцов;
– участвовать в работах по технологической подготовке производства.
в ремонтно-эксплуатационной:
– осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание радиоэлектронных систем и комплексов;
- осуществлять ремонт и настройку радиоэлектронных устройств различного назначения.
в образовательной:
- повышение квалификации, стажировка и профессиональная переподготовка;
- преподавание спецкурсов и циклов дисциплин;
- обучение по дополнительным образовательным программам.
в организационно-управленческой:
– организовывать собственный труд и работу других исполнителей в соответствии с поставленными задачами, условиями и сроками их выполнения, планировать фонды оплаты труда;
– контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;
– эффективно взаимодействовать со специалистами других подразделений и предприятий, разрабатывать и оформлять соответствующую документацию;
– оценивать затраты труда, результаты и качество работы исполнителей;
– анализировать работу по установленному заданию, оформлять отчеты, готовить материалы и информацию для руководства;
– пользоваться глобальными информационными ресурсами;
– владеть современными средствами телекоммуникаций.
– работать с юридической литературой и трудовым законодательством;
в инновационной:
- разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области радиотехники;
- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;
- проводить опытно-технологические работы при освоении новых технологий, их опытно-промышленную проверку и испытания;
- составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;
- готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.