Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы научимся писать строчную букву м. Вы научитесь писать слова с этой буквой.
1. | Подготовительные упражнения Откройте прописи на странице 6. Какую букву вы видите в левом верхнем углу страницы? Д: Букву Мм Почему их 2? Д: Одна заглавная, вторая строчная. Какую букву будем учиться писать сейчас? Как догадались? Д: мы будем учиться писать букву строчную, потому что она напечатана жирным шрифтом. Для начала разомнём пальчики. Раскрасим костюм мальчика. Он в матросской форме. У: Кто знает, каким цветом надо раскрашивать его форму? Д: Воротник нужно раскрашивать синим цветом, а саму форму оставить белой. |
2. | Анализ написания буквы Найдите письменную букву м вверху страницы, справа от мальчика. Похожа ли она на печатную? Д: Да, похожа. У: Чем они похожи? Д: И у печатной, и у письменной буквы 3 элемента. У: А чем они отличаются? Д: Печатная пишется прямо, а письменная под наклоном; в печатной букве линии прямые, а в письменной с закруглениями; У: Обведите элементы письменной буквы по теневым линиям. Откуда начинаем писать 1-ый элемент? Д: снизу вверх У: 2-ой? Д: сверху вниз, потом опять наверх У: 3-й? Д: сверху вниз У: Посмотрите, как я напишу первый элемент. 1.Начинаю обводить слева, веду вправо с закруглением внизу, веду вверх. 2. Начинаю сверху обводить 2-й элемент, веду вниз, закругляю и веду вверх, довожу до верхней линии. 3. Начинаю сверху обводить, веду вниз, закругляю вправо. У: Обведём по теневымлиниям бордюр. Что общего в рисунке бордюра и букве, которую мы учимся писать? Д: В бордюре есть линии, похожие на 1и 3 элементы буквы М . У: А на что похож рисунок бордюра? Д: На волны в море. У: Обведите бордюр. Старайтесь обводить, не отрывая руки. У: А теперь напишем эти элементы на первой рабочей строке, каждый отдельно. Сначала по теневым линиям. А теперь самостоятельно, чередуя их так, как в прописях, до конца строки. |
3. | Показ написания учителем У: Теперь посмотрите, как я напишу букву м. 1)Начинаю чуть выше нижней линии рабочей строки, делаю нижнее закругление, веду плавную линию вверх, . довожу до верхней линии рабочей строки. пишу нижнюю дугу, 2) пишу прямую наклонную линию с закруглением внизу вправо на нижней линии рабочей строки, веду наверх, довожу до верхней линии рабочей строки. 3) пишу прямуюнаклонную линию с закруглением внизу, заканчиваю в середине рабочей строки. А теперь я напишу букву М под счёт: и раз и, два и. |
4. | Обведение буквы по воздуху У: Возьмите ручку. Поставьте руку на локоть. Обведите букву, которую я написала, по воздуху: и раз и, два и. Какую букву мы обводили? Д: букву м. |
5. | Письмо буквы в прописях У: Теперь обведём всю букву целиком в прописях. Найдите её на следующей строчке. Сначала обведём её. Откуда начнём обводить? Д: чуть выше нижней линии рабочей строки А теперь напишите самостоятельно букву м столько раз, сколько на доске треугольничков (они даны вперемешку с квадратиками: 3 квадратика и 3 треугольника). Сколько раз надо написать букву м? Д: 3 раза. У: Пишите, а я посмотрю, у кого лучше получается. Очень хорошо получается у А, Б, В, … . но я заметила и ошибки (неправильное написание буквы изображается на доске). Кто скажет, какая тут ошибка? Д: Например: без наклона, лишний элемент, не хватает элемента и т.д. Посмотрите ещё раз, как я напишу эту букву (У. пишет под счёт): А теперь допишите до конца строки. У: Какую букву вы писали? Д: букву м У: Какие звуки она обозначает? Д: звуки [м] и [м’] Найдите букву, которая получилась у вас лучше всего. Подчеркните её. Молодцы! |
6. | Анализ и написание соединений букв, слогов У: Давайте прочитаем, что написано на следующей строчке. Сначала про себя. Что же написано? Д: Слоги. У: Прочитаем их вслух по цепочке. Начнёт А. Д: ма, ме, мы. У: Из каких букв состоит 1-й слог? Назовите их по порядку. Д: из м и а У: Как соединены буква м и буква а? Д: нижним соединением. У: Запишите слог ма в прописи рядом один раз. У: А буква м и буква е? Д: средним соединением У: Запишите слог ме в прописи рядом один раз. У: А буква м и ы? Д: верхним соединением У: Запишите слог мы в прописи рядом один раз. У: А, Прочитай, что ты написал. А: ма, ме, мы У: В, а теперь ты прочитай, что ты написал. В: ма, ме, мы У: Теперь прочитаем хором слоги с мягким согласным. Д: ме У: Как вы догадались, что буква м обозначает мягкий согласный? Д: После неё стоит буква е. У: А теперь хором прочитаем слоги с твёрдым согласным. Д: ма, мы Молодцы. |
7. | Анализ и написание слов У: Прочитаем слово, написанное на следующей строчке. Д: мир У: Сколько в нём слогов? Д: 1 слог У: Какое в этом слоге слияние? Д: Слияние ми У:Есть ли в этом слоге звук вне слияния? Произнесите его. Д: Р У: Каким соединением соединены в этом слоге буквы м и и, и и с р? Д: верхним соединением У: Прочитаем следующее слово. Д: мама У: Какой слог в нём ударный? Д: 1-ый слог У: А какая гласная буква пишется во 2-ом, безударном слоге? Д: буква а У: Прочитайте предложение на следующей строчке. Д: Рома записал слова. У: Известно ли нам, какие он записал слова? Д: нет У: А что нам поможет отгадать эти слова? Д: схемы этих слов. У: присмотритесь внимательно, можем ли мы назвать слова по этим схемам. Д: да, это слова: мама и мир. У: Как вы догадались? Д: В первом слове 2 слога-слияния, первый слог ударный. Рядом со схемой 4 точки, столько в слове букв. Во втором слове один слог, он состоит из слияния и звука вне слияния. Рядом со схемой 3 точки, столько в этом слове букв. У: запишите эти слова рядом со схемами. У: Весь первый вариант хором прочитает первое слово, которое они написали. Д: мама У: Весь второй вариант хором прочитает второе слово, которое они написали. Д: мир Молодцы! |
8. | Анализ и написание предложений У: Кто скажет, что написано на следующей строчке? Д: Предложение. У: Как вы догадались? Д: Несколько слов, первое с заглавной буквы, в конце точка. У: Давайте его прочитаем. Сначала прочитайте про себя. А теперь все вместе хором, три-четыре: Д: Рома написал слова: мама, мир. У: Сколько в этом предложении слов? Д: 5 слов У: Как они пишутся? Д: Отдельно. У: Как пишется первое слово? Д: С заглавной буквы. У: Почему? Д: Потому что это начало предложения и имя. У: Какой знак препинания стоит в конце предложения? Д: точка У: Посмотрите, как пишется второе слово. У: Какой слог в нём ударный? Д: 3-ий слог У: А какая гласная буква пишется в 1-ом, безударном слоге? Д: буква а. У: Правильно, на – это приставка. Она во всех словах пишется одинаково. У: А какая гласная буква пишется во 2ом, безударном слоге? Д: буква и У: Кто догадался, как её можно проверить? Подберите проверочное слово. Д: Пишет (если смогут) У: Посмотрите, как пишется третье слово. У: какой слог в нем ударный? Д: 2-ой слог. У: А какая гласная буква пишется в 1-ом, безударном слоге? Д: буква о. У: Это проверяемая гласная или нет? Д: Да. Слово – проверочное. У: Теперь запишите это предложение. У: Весь первый вариант хором прочитает предложение, которое они написали. Д: Рома написал слова: мама, мир. У: Весь второй вариант хором прочитает все предложение, которое они написали. Д: Рома написал слова: мама, мир. Молодцы! |
IV.Закрепление.
У: Найдите предложение, напечатанное печатными буквами. Прочитайте его вслух
Д: Клава мыла руки с мылом.
У: Сколько в этом предложении слов?
Д: в этом предложении 5 слов.
У: Как они пишутся?
Д: Отдельно.
У: Как пишется первое слово?
Д: С заглавной буквы.
У: Почему?
Д: Потому что это начало предложения и имя.
У: Какой знак препинания стоит в конце предложения?
Д: точка
У: найдите маленькое слово в предложении.
Д: с.
У: Здесь есть сложные соединения букв: К и л образуют внизу уголок.(В это время все соединения фиксируются на доске)
У: л и а нижнее
У: в и а (верхнее).
У: Обратите внимание, что буква к пишется с отрывом.
У: Буквы л и о, о и м нижним.
Спишите это предложение письменными буквами на следующую строчку.
Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте про себя, что написали ваши соседи.
У: А., прочитай, что написал К.
Д: Клава мыла руки с мылом
У: М., прочитай, что написал Н.
Д: Клава мыла руки с мылом
Молодцы.
V. Итог урока
У: Какую букву мы учились писать на этом уроке?
Д: строчную букву м
У: Какие звуки она обозначает?
Д: звуки [м], [м’]
Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились!
VI..Организованный конец урока: сдайте на проверку прописи. Приготовьтесь к следующему уроку – уроку математики. Достаньте учебники. Тетради учительница выдаст вам в начале урока (смотря по обстоятельствам: надо до своего урока спросить у учителя, какой урок следующий и как к нему приготовить детей в конце своего урока, брала ли она тетради по математике на прошлом уроке на проверку).
Урок окончен