VI. Повторение изученного материала
2 раунд «Сумма разрядных слагаемых».
1) Задание № 2. с. 44.
По возрастанию: 83, 378, 387, 478, 642, 2 050, 2 705, 3 333.
1 050 = 2 000 + 50
1 705 = 2 000 + 700 + 5
2) Задание № 7. с. 45.
— Запишите сумму разрядных слагаемых в виде чисел.
Результаты выполненной работы заносятся в таблицу.
Физкультминутка.
— Закройте глазки. Вдохните глубоко. Задержите дыхание, выдохните. (Повторить 3 раза.)
Поднимите руки вверх, потянитесь. Опустите руки на парты. Зафиксируйте взгляд на тренажере и повторите упражнения для глаз. (Выполнить 3 раза.)
2 раунд «Решение неравенств».
3) Задание № 6. с. 45.
Задание решается путем подбора. Можно использовать числовой луч.
5 + х< 11 (х = 0,1, 2, 3, 4, 5).
х-6<8(х = 6, 7,8,9,10,11,12,13).
2х > 13 (х — любые числа больше 6).
4х + 1 < 20 (х = 0,1, 2, 3,4).
Проверка работы групп.
— Разгадав анаграмму, вы узнаете, что мы будем делать в следующем раунде.
ШЕРИЕТ ЧАДУЗА (Решите задачу.)
3 раунд «Решение задач».
4) Задание № 4. с. 44.
Было — 1 000 листов
Расходовали — по ? листов 3 дня
Осталось —190 листов
1) 1 000 - 190 = 810 (л.);
2) 810 : 3 = 270 (л.).
5) Задание № 9. с. 45.
р = (45 + 45 : 3) • 2 = 120 (мм)
Р = 120 мм = 12 см
— Чему мы учились, решая задачи? (Ответы учащихся.)
4 раунд «Логика и сообразительность» (блиц-опрос).
1. Один ослик вез 10 кг сахара, а другой ослик — 10 кг поп-корна. У кого поклажа была тяжелее? (У обоих она одинаковая.)
2. В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии
4 см один от другого, а во втором ряду — 8 солдатиков на расстоянии 3 см один от другого. Какой ряд длиннее? (Первый.)
3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и, наконец, вытянули репку. Сколько пар глаз увидели эту репку? (6 пар глаз.)
4. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный? (Красный.)
5. В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю — в 7 раз меньше. Сколько литров входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли? (с : 7; с - с : 7.)
Команда, давшая быстрее правильный ответ, зарабатывает 1 очко (за каждый вопрос).
5 раунд «Финальный».
Задания выполняются на индивидуальных карточках, каждый игрок приносит очки в копилку своей команды.
1. Сравнить.
16 289 □ 5 280 375 000 □ 400 000
4307 □ 4 370 29 800 □ 300 000
98 200 □ 9 800 7 296 □ 9 824
2. Вставить пропущенные числа, чтобы записи были верными.
489 *89 5 *34 < 5 340
213* <2 139 3 **5 >3 165
*237 >4 300 2 876 < * ***
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
— С какими способами сравнения натуральных чисел вы познакомились на уроке?
— Назовите алгоритмы сравнения чисел.
— Для успешного усвоения нового материала мы использовали игру «Что? Где? Когда?», подведем итоги игры. (Объявляется команда, набравшая больше всего баллов и занявшая 1-е место. Называются также команды, занявшие 2-е и 3-е места.)
VIII. Домашнее задание.
Задания № 10—11. с. 45.
Тема: ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
Цель: создать условия для обобщения знаний о длине и единицах ее измерения; способствовать отработке навыков решения простейших уравнений; содействовать воспитанию дружеских отношений в коллективе.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; сантиметровые ленты, метровые линейки, рулетки для измерения длины шагов.
Ход урока
I. Организационный момент.
— С каким настроением вы пришли на урок?
— Какие чувства сейчас посетили вас?
— Каким вы хотите видеть этот урок?
Сегодня на уроке нам, как всегда, понадобятся знания, сообразительность, внимание, взаимовыручка. Девиз урока «Дружба — в делах помощница». Как вы понимаете эту поговорку?
— Работать мы будем в группах. Вспомните правила групповой работы. (Уважать позицию товарища; не обижать и не обижаться; слушать и слышать друг друга; участвовать во всех обсуждениях; соблюдать тишину.)
II. Проверка домашнего задания.
Задания № 10—11. с. 45.
— Назовите способы сравнения натуральных чисел.
— Назовите пары чисел, в которых поставили знак «больше».
— Назовите пары чисел, в которых поставили знак «меньше».
— Назовите ответ задачи. (Автобусы встретятся через 2 часа, первый проедет расстояние 80 км, а второй — 60 км.)
III. Целеполагание.
— Прочитайте слова, записанные на доске. Найдите лишнее по смыслу. (Килограмм.)
Метр.
Дециметр.
Килограмм.
Сантиметр.
Миллиметр.
Километр.
— Как одним выражением можно заменить оставшиеся слова? (Единицы измерения длины.)
— Итак, сегодня на уроке мы будем обобщать знания о длине и единицах ее измерения.
IV. Устный счет.
1) Сравнить.
3м □ 320 см 100 мм □ 8 см
5см □ 30 мм 5 см □ 400 см
1дм 8 см □ 26 см 4 м □ 6 дм
2) Найти ошибки.
7дм 5 см = 75 см 1 650 см = 1 м 65 см
4км 35 м + 13 м = 5 км 48 м 5 м < 500 см
3м = 300 дм 2 530 м = 2 км 53 м
3) Дополнить единицами измерения длины.
8... = 800... 60 ... = 600 ...
5... = 50... 1000 ... = 10...
4) Назвать уравнения, ответ которых равен 40.
160 : х = 4 х + 230 = 270 х • 3 = 150
200-х =150 80:х = 2 88:х = 8
2 • х = 240 840-х = 800 300-х=270
5) Решить задачи.
а) Сторона квадрата 30 см. Чему равен его периметр?
б)Длина прямоугольника — 5 дм, а ширина — 4 дм. Чему равен периметр?
в) Огород прямоугольной формы имеет границу 1 000 м. Какие размеры могут иметь длина и ширина огорода?
V. Закрепление изученного материала.
1) Устная работа.
Задание № 1. с. 46.
Из личного опыта ученики подбирают те меры длины, которые могут быть использованы во время путешествия.
— Какую единицу измерения длины удобно использовать для измерения маленьких расстояний? (Миллиметр.)
— А для измерения больших расстояний? (Километр.)
2) Практическая работа.
а) Задание № 2. с. 46.
— Обратите внимание, результаты измерений у каждого разные. Как вы думаете, с чем это связано? (Ответы.)
б) Задание № 3. с. 47.
При построении отрезков в тетради обращается внимание учеников на то, как правильно прикладывать линейку. Физкультминутка.
Раз — подняться, потянуться, На четыре — руки шире,
Два — согнуться, разогнуться. Пять — руками помахать,
Три — в ладоши три хлопка, Шесть — за парту тихо сесть.
Головою три кивка. Семь и восемь—лень отбросим.
3) Решение уравнений.
Задание № 8. с. 47 — коллективно, с комментированием.
4) Работа в парах.
Задание № 7. с. 47.
5) Решение задач.
а) Задание № 4. с. 47 — письменно.
С помощью рисунка на с. 47 задача решается разными способами, которые записываются в виде выражений.
1 способ. 350 + (350 + 180) = 350 + 530 = 880 (шт).
2 способ. 350 • 2 + 180 = 700 + 180 = 880 (шт).
6) Задание № 5 *, с. 47 — устно.
Катя ____________ Наташа
7 откр.
Вася____ Петя
9 откр.
Суммы двух слагаемых равные, а слагаемые — разные. На сколько отличаются первые слагаемые, на столько будут отличаться и вторые слагаемые.
Если у Васи больше открыток, чем у Кати, тогда у Пети будет на столько же меньше открыток, чем у Наташи. Это хорошо видно на схеме-опоре.
в) Задание № 6. с. 47 (работа в группах, формируемых по желанию учащихся),
1 способ.
Р1 = (5 + 9) • 2 = 28 (см);
Р2 = (5 + 11) • 2 = 32 (см);
32-28 = 4 (см),
2 способ.
При нахождении периметра длина прямоугольника как слагаемое учитывается 2 раза. Если увеличиваем слагаемое, сумма также увеличится. Значит, периметр увеличится на 4 см (2 + 2 = 4).
6) Самостоятельная работа.
а) Решить уравнения.
6000 * х = 250 х: 100 = 2
х-284 = 576 740-х = 300
б) Вставить нужные числа.
2дм = □ см 36 мм = □ см □ мм
5м = □ дм 84 см = □ дм □ см
92 дм = □ м □ дм 670 см = □ м □ см
в) Решить задачу.
Узнать периметр хоккейной коробки, если ее длина — 15 м, а ширина — 90 дм.
Проверка выполненной работы.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Что узнали нового на этом уроке?
— Какие задания запомнились? Какие показались трудными?
— Оцените свою работу на уроке с помощью «лестницы успеха».
VII.Домашнее задание.
Задания № 9—10. с. 47.
Тема: ТАБЛИЦА МЕР ДЛИНЫ
Цель: создать условия для составления таблицы мер длины; способствовать отработке навыков преобразования мер длины; содействовать формированию взаимопомощи, воспитанию трудолюбия, активности на уроке.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; набор карточек с величинами для работы в группе; карточки для самостоятельной работы; символы «хорошего» и «плохого» настроения.
Ход урока