V. Повторение изученного материала
− Следующая станция — «Вычислительная».
1) Задание № 2. с. 12.
Сначала выполняется первый столбец примеров. Уменьшаемое каждый раз уменьшается на 50 единиц, вычитаемое не изменяется. Нужно увидеть уменьшение разности на 50 единиц.
Закономерность: при уменьшении уменьшаемого на несколько единиц, разность также уменьшается на столько же единиц.
После выполнения другого столбца формулируется следующая закономерность: при увеличении уменьшаемого на несколько единиц, разность также увеличивается на столько же единиц.
2) Задание № 3. с. 12 — коллективно, с комментированием.
3) Индивидуальная работа.
Перед выполнением задания повторяется алгоритм вычитания трехзначных чисел.
569 - 283 = 526 - 329 = 550 - 346 =
474-228= 728-155= 746-346 =
Взаимопроверка.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Работа в парах.
Задание № 5. с. 12.
2) Задание № 8. с. 13 — на доске, с комментированием.
− Наша следующая станция — «Спортивная».
Физкультминутка.
Упражнения выполняются согласно тексту.
. * * *
Пора теперь нам отдохнуть,
Встать аккуратно, глубоко вдохнуть,
Согнуться, разогнуться
И смело отправляться в путь.
Мы будем весело шагать по тропе волшебной,
На двух ногах и на одной скакать,
Руками весело махать.
Смотреть по сторонам кругом.
С друзьями пробежим бегом И отдохнем потом.
− А мы отправляемся на станцию «Задачкино».
3) Задание № 1. с. 12 — устно.
4) Задание № 7. с. 13 — устно.
5) Задание № 4. с. 12.
1 способ.
1) 475 - 80 = 395 (кн.) — осталось в первом магазине;
2) 395 - 380 = 15 (кн.) — на столько больше книг осталось в первом магазине, чем во втором.
2 способ.
1) 475 - 380 = 95 (кн.) — на столько больше было книг в первом магазине;
2) 95 - 80 = 15 (кн.) — на столько больше осталось книг в первом магазине.
− А теперь приглашаю вас посетить станцию «Внимательность». Здесь вы сможете проверить свои математические знания, умения и навыки, выполнив самостоятельную работу.
6) Задание № 11. с. 13.
7) Заполнить пустые «окошки».
4г. = □ мес. 3 кг = □ г
24м 8 дм = дм □ ч = 5 сут 12 ч
□ мин = 180 с 1m12cm = cm
□ с=5 мин 50с □дм = 3м50см
8) Решить задачу (по аналогии с задачей № 10, с. 13, предназначенной для домашнего задания).
Из двух городов, расстояние между которыми 800 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Скорость первого поезда — 90 км/ч, второго — на 20 км/ч больше. Через сколько часов поезда встретятся?
− Нас ждет следующая станция — «Смекалка». (Можно организовать команды и провести соревнования.)
— Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа.)
— Банан разрезали на четыре части. Сколько сделали разрезов? (Три разреза.)
— Два сына и два отца съели три яблока. По сколько яблок съел каждый? (По одному, так как это дед, отец и внук.)
— Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Три разреза.)
— У лестницы 9 ступенек. Какая ступенька будет средняя? (Пятая.)
— Улитка решила забраться на дерево, высота которого равна 15 м. Каждый день она поднималась на 5 м, а каждую ночь спускалась вниз на 4 метра. Через сколько суток после начала своего путешествия она достигнет вершины дерева? (Через 10 суток и 1 день.)
— У Насти дома живут разные животные; все, кроме двух, попугаи; все, кроме двух, котята; все, кроме двух, кролики. Сколько домашних животных у Насти? (У Насти дома живет один попугай, один котенок и один кролик.)
— Доктор прописал человеку три таблетки, сказав, что он должен их принимать по одной через каждые полчаса. Через какое время после начала лечения человек выпьет самую последнюю — третью — таблетку? (Человек выпьет последнюю таблетку через час после начала лечения.)
VII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
− Наше математическое путешествие заканчивается, осталась лишь последняя станция — «Итоговая». Итак, подведем итог работы во время путешествия.
-- Что мы сегодня делали на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— С какими трудностями столкнулись?
— Что из сегодняшнего урока хотели бы повторить? Почему?
VIII. Домашнее задание.
Задания № 9—10. с. 13.
Тема: УМНОЖЕНИЕ. ПРИЕМЫ УМНОЖЕНИЯ. СВОЙСТВА УМНОЖЕНИЯ
Цель: повторить конкретный смысл умножения, названия компонентов действия умножения и связи между ними; способствовать закреплению приемов умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное; содействовать воспитанию любви к поэтическому слову на примере произведений А. С. Пушкина.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; портрет А. С. Пушкина; фрагмент видеозаписи произведения «Сказка о попе и о работнике его Балде»; карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
I. . Организационный момент.
Психологический прием «Комплименты».
Дети в парах друг другу говорят комплименты, например: «Ты мне нравишься за то, что ты...».
− А вы мне нравитесь за то, что очень любите математику, за то, что вы прилежные ученики и всегда готовы прийти на помощь друг другу.
II. Проверка домашнего задания.
Задания № 9—10. с. 13.
− Объясните, как вы выполнили вычитание.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте решение задачи.
III. Целеполагание.
− Сегодня на уроке мы будем работать по теме «Умножение. Приемы умножения. Свойства умножения», а также вспомним некоторые сказки. Для этого давайте расставим данные числа в порядке возрастания, чтобы узнать, в мир сказок какого писателя мы отправимся.
Таблица 2
Ученики определяют фамилию автора сказок — Пушкин, учитель вывешивает на доску его портрет.
− А. С. Пушкин — великий русский писатель, произведения которого интересны и любимы и взрослыми, и детьми. Наш урок математики будет посвящен сказкам А. С. Пушкина, которые он написал для детей, заложив в основу народные сказки, рассказанные ему любимой няней.
— Каким образом может быть связана математика и сказки? Об этом вы узнаете дальше. Итак, начинаем!
IV. Устный счет.
− Сколько стихотворных сказок было написано Александром Сергеевичем? (5.)
—- Из какой сказки Пушкина эти строки?
*
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
(«Сказка о царе Салтане...»)
Уверена, что вы справитесь со следующими заданиями и «расщелкаете» их, как белка — золотые орешки.
1) Продолжить «цепочку» выражений.
2) Задание № 2. с. 14.
− Как называются компоненты действия умножения?
(Ответы.)
— Сравните выражения. Какой вывод можете сделать? Закономерность: каждая пара произведений имеет по одному
одинаковому множителю, в таком случае большим будет то произведение, у которого больше второй множитель.
3) Задание № 3. с. 14.
− При увеличении (уменьшении) одного множителя в несколько раз произведение увеличивается (уменьшается) во столько же раз.
Можно рассмотреть конкретный пример,
2 * 10 = 30. Увеличим первый множитель в 2 раза, получим (3*2)*10 = 60. Произведение стало в 2 раза больше. (60: 30 = 2.)
6*5 = 30, Уменьшим первый множитель в 2 раза, получим (6 :2.) • 5 = 15. Произведение стало в 2 раза меньше. (30 :15 = 2.)
4) Вычисление длин ломаных.
− А теперь помогите мне закончить следующие пушкинские строчки:
* *
Ветер по морю гуляет На раздутых парусах.
И кораблик подгоняет; По морю, по океану
Он бежит себе в волнах В царство славного... (Салтана).
− Молодцы! А нам необходимо определить, по какому пути купцы быстрее доберутся до царства Салтана,
На доске — планшет с изображением корабля, находящегося в противоположной стороне от дворца царя Салтана. Между ними начерчены три разноцветных ломаных линии, состоящие из четырех звеньев, каждому звену соответствует именованная величина — километр.
45км 19 км 32 км 59 км — красный цвет.
27 км 41 км 49 км 58 км — зеленый цвет.
68 км 44 км 32 км 37 км — синий цвет.
Задание выполняется по рядам. Каждый ряд находит длину ломаной линии определенного цвета.
− Итак, самый бысгрый маршрут первый, так как он короче.
5) Решение задач.
а) Царица и ее сын Гвидон плыли по морю в бочке 3 дня и 3 ночи. Сколько часов царица и ее сын находились в бочке?
б) Дядька Черномор и 33 богатыря парами вышли из моря. Сколько всего было пар? (17 пар.)
V. Повторение изученного материала.
− А теперь послушайте такую загадку.
Я круглое и гладкое.
Но не румяное и не сладкое.
Глядят в меня,
А видят себя. (Зеркало.)
— Кто из героев сказок А. С. Пушкина очень часто смотрелся в зеркало? (Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
— Сейчас мы решим задачу об этой царице.
1) Решение задачи.
До обеда царица смотрелась в зеркало 23 раза, а после обеда — в 3 раза больше. Сколько раз смотрелась в зеркало царица после обеда?
− Замените умножение вида «23 • 3» сложением.
2) Работа в парах.
Задание № 1. с. 14.
Проверка выполненной работы.
− Назовите ответ, в котором количество единиц совпадает с количеством десятков. (411.)
Назовите выражение, в ответе которого 2 сотни 5 десятков б единиц. (64 • 4.)
Назовите ответ, который является наименьшим числом среди ответов. (104.)
3) Задание № 4. с. 14.
Ученики е тетрадях рисуют при помощи линейки друг под другом три отрезка. Длина первого отрезка — 2 см, второго — б см (2 см • 3 = = б см), третьего — 12 см (6 см • 2 = 12 см).
− Во сколько раз длина третьего отрезка больше длины первого отрезка? (12 : 2 - 6 раз.)
Вывод: увеличение одной и той же величины сначала в 3 раза, а потом в 2 раза вызывает ее увеличение в 6 раз (3*2 = 6).
Физкультминутка.
− А сейчас мы с вами отдохнем вместе с самым находчивым героем сказок А. С. Пушкина. Догадались, о ком идет речь? (Ответы.)
Во время просмотра фрагмента видеозаписи произведения «Сказка о попе и о работнике его Балде» дети выполняют произвольные танцевальные движения.
4) Решение примеров (с комментированием).
Повторить алгоритм умножения двузначных и трехзначных чисел на однозначное.
Задание Ns 7 (1—3-й столбцы), с. 15.
VІ. Закрепление изученного материала.
1) Практическая работа в группах.
Задание № 8. с. 15.
Вывод: через одну точку можно провести много разных прямых; через две или три общие точки можно провести только одну прямую.
2) Дифференцированная работа по группам.
Задание объясняется для каждой группы. После этого ребята самостоятельно выбирают группу, в которой они желают работать.
1 группа — задания № 7 {4-й столбец), № 11 (1-й столбец), с, 15 (найти значения выражений).
2 группа — задание № 9. с. 15 (решить уравнения).
3 группа — задание № 6. с. 15 (решить задачу).
4 группа — задание № 5*. с. 14 (решить задачу повышенного уровня сложности).
Проверка работы групп.
3) Самостоятельная работа.
а) Выполнить умножение.
226 • 3 = 143 • 7 =
107 • 5 = 216-4 =
188 * 2 = 126 • 6 =
б) Решение задачи.
За три дня белка разгрызла 635 золотых орешков. В первый день — 139, во второй —в 2 раза больше, чем в первый. Сколько золотых орешков белка разгрызла в третий день?
Самопроверка.
VII,Подведение итогов урока. Рефлексия.
− Над какой математической темой мы работали?
— Сказки какого писателя вспомнили?
— Какая сказка вам больше всего нравится?
Сказки А. С. Пушкина ~ наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще и еще перечитывать произведения этого великого русского писателя, быть похожими на положительных героев и каждый раз отыскивать для себя что-то новое. В нашей школьной библиотеке есть прекрасные издания произведений А. С. Пушкина. В любой день вы можете взять их и прочитать, (Учитель организует небольшую выставку книг с произведениями А. С. Пушкина.)
* * *
Сказки Пушкина в сердце живут,
Радость и свет всем детям несут!
Вновь помогут они нам с тобой
Восхититься волшебной страной!
VIIІ. Домашнее задание.
Задания № 10.11 (2—3-й столбцы), с. 15.
Тема: ДЕЛЕНИЕ. ПРИЕМЫ ДЕЛЕНИЯ СВЯЗЬМЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ ДЕЙСТВИЯ ДЕЛЕНИЯ
Цель: повторить конкретный смысл действия деления, названия компонентов действия деления и связи между ними; способствовать отработке навыков умножения и деления трехзначных чисел; содействовать развитию интереса, воспитанию трудолюбия, старательности.
Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.) [13]; карточки для игры «Да — нет»; геометрические фигуры желтого, синего и красного цветов для дифференцированной работы.
Ход урока