III. Повторение изученного материала
– Ребята, Мышонок Мыша пришел поучиться с нами и принес с собой «золотой» мешочек с орешками. Посмотрите, сколько орешек лежит в мешочке? Но орешки не простые (орешки с буквами), они все перепутались. Давайте поможем Мышонку разложить орешки в сундучки.
А С М О Х У
- Какие орешки мы положим в красный сундучок?
- Почему? (эти буквы обозначают гласные звуки)
- Какие орешки мы положим в синий сундучок?
- Почему? (эти буквы обозначают согласные звуки)
- Молодцы! Вы помогли Мышонку. Вы настоящие друзья.
IV . Формирование новых знаний.
Однажды Мышонок отправился на прогулку, при этом тихонечко шуршал: ш-ш-ш. Повторите, какой звук произносит Мышонок Мыша? Но что – то наш Мыша заблудился, никак не может найти дорожку. Давайте поможем ему. Произносят звук [ш] по цепочки.
«Разноцветные дорожки»
«Иди» (веди пальчиком) с Мышонком Мышей поочерёдно по каждой дорожке и шурши: Ш-Ш-Ш. «Идти» и шуршать надо непрерывно, чтобы звук звучал долго. Для этого сделай посильнее вдох и на выдохе произноси. Куда привела красная дорожка?
Теперь иди по другим дорожкам и шурши: Ш-Ш-Ш.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… . В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.
Характеристика звука
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно,звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.
Связь звука с буквой.
–Как-то раз Мышонок Мыша шалил дома и нечаянно перевернул табуретку. На шум прибежали мама и папа, а мышонок, чтобы его не ругали, быстро сочинил стишок:
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш.
На что мама и папа только улыбнулись.
– Ребята, звук [ш] обозначается – буквой Ш.
– А на что похожа еще буква Ш? (На доску вывешивается рисунок с изображением буквы).
- Из каких элементов состоит эта буква? (из 4-х палочек)
Давайте посмотрим, как будем писать эту букву. (Учитель объясняет и показывает написание печатной буквы Ш)
Закрепление связи между звуком и буквой /Ш/
- Покажи букву /Ш/.
- Сложите из палочек букву (или вкладывание буквы Ш из фасоли).