I. Организационный момент

− Сегодня выдался славный денек. Свинцовые тучи рас­сеялись, ветер улегся. За окошком листья танцуют свой замыслова­тый танец. Все кругом радуется солнышку. Оно сегодня ярко светит и дарит нам свое тепло. Улыбнитесь солнышку, подарите улыбку друг другу, а теперь улыбнитесь мне.

Я улыбкой вас на уроке встречаю,

Успехов вам всем в учебе желаю!

II. Проверка домашнего задания.

− Какое задание вы выполняли дома?

− Проверим, правильно ли были решены примеры?

Задание № 11. с. 9.

1 ряд — назвать ответы примеров первого столбца в порядке возрастания.

2 ряд — назвать ответы второго столбца в порядке убывания.

3 ряд — назвать разрядный состав полученных в ответах чисел.

III. Целеполагание.

− Сегодня на уроке мы повторим алгоритм сложения чи­сел и величин. Понаблюдаем, как изменяется сумма в зависимости от изменения ее компонентов.

IV. Устный счет.

1) Посчитать «цепочку» примеров.

I. Организационный момент - student2.ru

− Полученные ответы находятся в таблице. Поставим чис­ла в порядке возрастания, какое слово у вас получилось? (Экология.)

− Как вы понимаете значение этого слова?

Экология — наука о доме, но не о том, который строи­тель выстроил из кирпича, а о природном доме, который есть у каждого растения, животного. Все то, что окружает нас в при­роде, — наш дом.

Экология — наука, которая исследует, как живые существа свя­заны со всем тем, что их окружает. Она изучает, например, как рас­тение связано с воздухом, водой, другими растениями и т. д.

Если вы заметили, экология очень тесно связана с математикой, ведь во всем нужны числовые подсчеты. Для того чтобы стать эколо­гами, мы сначала должны поупражняться в вычислениях.

2) Задание № 5*. с. 10.

В «окошки» можно записывать любые числа; неравенство будет выполняться всегда, кроме одного случая: если слева будет получать­ся в произведении ноль, например: (0 + 0) • 5 = (0 + 0) • 0.)

3) Игра «Лучший счетчик».

Вставить в пустые кружочки недостающие числа.

I. Организационный момент - student2.ru

4) Дифференцированная работа по группам.

1 группа — заполнить пустые «окошки».

3 сут = □ ч 4 г. = □ мес.

9ч=  мин 250 см = □ дм

600с =  мин 869кг = ц кг

2 группа — выразить в дециметрах.

760 = □ дм 5 200 мм = □ дм

2 800мм = дм 4м9дм = дм

5 км = □ дм

3 группа — вставить нужные числа.

6 кг больше 6 г в □ раз

7 кг меньше 8 ц в □ раз

4 т больше 4 кг в □ раз

2 ц меньше 2 т в □ раз

Решение задач.

а) Взрослый лось съедает за сутки 8 000 г веточного корма. Выразите эту величину в килограммах. На сколько суток ему хватит 64 кг корма?

б) В каких мерах удобнее выразить записанные на доске дан­ные: длина реки 40 620 м; масса арбуза 5 320 г; возраст девочки 62 месяца?

в) Задание № 9. с. 11.

30 минут — это половина часа. Акула проплывет 40 км за 1 ч. Тогда за 30мин она проплывет в 2 раза меньше — 40:2 = 20 (км).

г) За 6 дней зубр съедает 240 кг зеленой массы. Сколько кило­граммов зеленой массы зубр съест за 1 день? За 8 дней?

V. Повторение изученного материала.

1) Задание № 1. с. 10.

Учащиеся предлагают различные способы записи суммы 23 + 37 + 40. Например:

23 + 37 + 40 = (23 + 37) + 40 = 60 + 40 = 100 23 + 37 + 40 = 23 + (37 + 40) = 23 + 77 = 100 23 + 37 + 40 = 23 + 40 + 37 = (23 + 40) + 37 = 63 + 37 = 100

23+ 37 + 40 = (20 + 3) + (30 + 7) + 40 = (20 + 30 + 40) + (3 + 7) = 90+10 = 100

− Каким способом было удобнее всего считать?

2) Задание № 2. с. 10.

− Давайте рассмотрим несколько примеров, потом их обобщим и сформулируем закономерность.

а) Возьмем два произвольных числа и найдем их сумму, напри­мер: 12 + 5 = 17. Теперь одно слагаемое (например, первое) увели­чим на 7 и снова найдем сумму: (12 + 7) + 5 = 24.

— Замечаем, что сумма увеличилась. На сколько? (На 7; 24 -17 = 7.)

— Какой вывод можно сделать? (Ответы.)

— Что происходит с суммой, если одно из слагаемых увели­чивается?

Закономерность: если слагаемое увеличить на несколько еди­ниц, сумма увеличится на столько же единиц.

б) Сумма сначала увеличится на 15 единиц, потом еще на 7. Все­го сумма увеличится на 22 единицы.

в) Сумма увеличится на 20 единиц, затем уменьшится на 3 еди­ницы. Значит, она увеличится на 17 единиц.

3) Работа в группах (в группы учащиеся объединяются по жела­нию, кто с кем хочет работать).

Задание N9 3. с. 10.

Каждой группе предлагается выполнить по одному пункту из за­дания, после этого проводится проверка работы групп.

Физкультминутка.

4) Индивидуальная работа.

Задание № 4. с. 10.

Самопроверка. (Ответ: сумма равна 65.)

5) Повторение алгоритма сложения трехзначных чисел и величин.

а) Задание № 6. с. 10.

б) Задание № 8. с. 11.

Первый пример из каждого столбца решается на доске с ком­ментированием, остальные — самостоятельно в тетрадях.

По окончании выполняется взаимопроверка.

VI. Закрепление изученного материала.

1) Задание № 7. с. 11.

По условию задачи можно выполнить рисунок, в котором коли­чество станков можно показать в виде одинаковых отрезков.

I. Организационный момент - student2.ru

I. Организационный момент - student2.ru

По рисунку видно, что в первом цеху станков стало больше.

− На сколько? (На 7; 15 - 8 = 7.)

2) Задание № 11. с. 11 — самостоятельно.

3) Работа в парах.

Задание № 10. с. 11.

Проверка выполненной работы.

VII.Дополнительный материал для устного счета.

1) Выполнить сложение.

537 + 248= 62 кг + 18 кг =

629 + 287 = 81 см + 17 см =

629 + 317 = 560 м + 125 м =

152 + 347 = 500 кг + 650 кг =

2) Решить задачу.

1 ц собранной макулатуры поможет сберечь от вырубки 8 со­сен. Сколько сосен сберегли школьники, если они сначала собрали 282 кг макулатуры, а потом еще 218 кг?

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

− Над чем мы работали сегодня на уроке?

— Что вам особенно понравилось?

— Довольны ли вы результатом своей работы? (Ответы.) Молод­цы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

— Кроме знаний по математике, мы говорили с вами о том, что человек неотделим от природы. Он учится у природы. Уважайте ее законы. Только так мы сохраним наш общий дом под названием планета Земля.

IX. Домашнее задание.

Задание № 12. с. 11.

Тема: ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ И ВЕЛИЧИН. ИЗМЕНЕНИЕ РАЗНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

Цель: повторить алгоритм вычитания трехзначных чисел и величин; помочь установить и сформулировать закономер­ность изменения разности в зависимости от изменения ее ком­понентов; способствовать развитию логического мышления, отработке вычислительных навыков; содействовать воспита­нию интереса к математике.

Оборудование: учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревсиая и др.) [13]; карта путешествия; флажки.

Ход урока

I. Организационный момент.

− Ребята, давайте вспомним правила работы на уроке.

* * *

Понапрасну не болтай, Ты решай задачи сам.

Рассуждай и убеждай. Если же не сможешь вдруг,

Здесь не нужен шум и гам, Пусть придет на помощь друг!

II. Проверка домашнего задания.

Задание № 12. с. 11 (фронтальный опрос).

III. Целеполагание.

− Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем по городу Математика. На своем пути нам нужно будет пройти следующие станции: «Логика», «Вычислительная», «Спортивная», «Задачкино», «Внимательность», «Смекалка», «Итоговая» (названия станций отражены на карте).

В нашем путешествии мы будем опираться на тему нашего се­годняшнего урока: «Вычитание чисел и величин. Изменение разно­сти в зависимости от изменения ее компонентов».

— Какие цели перед собой поставим? (Ответы.)

— Путешествовать мы будем на городском автобусе. По мере прохождения станции мы будем отмечать ее флажком.

IV. Устный счет.

− Ребята, а что нужно купить, чтобы проехать в обще­ственном транспорте? (Ответы.) Правильно, билетик. Но поскольку наше путешествие сказочное, купить билеты нельзя; для того чтобы их получить, вам нужно ответить на мои вопросы. (Учитель читает вопросы, каждый ученик, отвечая на них, получает «билетик».)

— Назовите разность чисел 860 и 60.

— Назовите сумму чисел 300 и 240.

— Увеличьте 560 на 30.

— Уменьшите 980 на 70.

— Увеличьте 80 в 4 раза.

— Уменьшите 720 в 90 раз.

— Найдите частное чисел 630 и 7.

— Найдите произведение чисел 90 и 6.

— На сколько 360 больше 30?

— На сколько 40 меньше 720?

— Во сколько раз 100 меньше 900?

— Во сколько раз 640 больше 80?

— «Билеты» все приобрели. Теперь можно отправляться в мате­матическое путешествие.

Первая станция, которую мы посетим, называется «Логина». Здесь вам необходимо выполнить следующие задания.

1) Задание № 6*. с. 13.

− Каких чисел не хватает? (Ответ: 81,1.)

2) Игра «Занимательные рамки».

Вставить пропущенные числа, чтобы их сумма была равна 900.

I. Организационный момент - student2.ru

3) I. Организационный момент - student2.ru Определить количество треугольников и четырехугольников на рисунке.

− Молодцы! Все задания выполнили. Можно отправлять­ся дальше.

Наши рекомендации