Конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница

Федеральное АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский технический университет связи и информатики

А.Г. Кюркчан, Н.И. Смирнова

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЫКНОВЕННЫМ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ УРАВНЕНИЯМ. Ч.3.

Учебное пособие

Москва 2011

УДК 517.9

Кюркчан А.Г., Смирнова Н.И. Конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. Ч. 3.: Учебное пособие/МТУСИ. – М., 2011 – с.

Предлагаемое учебное пособие предназначено, главным образом, для студентов, обучающихся по специальности «Прикладная математика», но может быть рекомендовано и студентам других специальностей. Оно составлено на основе существующей литературы по обыкновенным дифференциальным уравнениям, а также - методических разработок авторов. Курс дифференциальных уравнений входит в базовую часть перечня фундаментальных дисциплин образовательного стандарта по специальности «Прикладная математика». Для изучения этой дисциплины необходимы знания математического анализа и линейной алгебры, необходимо также уметь выполнять действия с комплексными числами.

Библиогр. 8 назв.

Рецензенты: д.ф.-м.н., профессор П.К.Суетин, МТУСИ,

д.ф.-м.н., профессор А.П.Анютин, РосНОУ.

Содержание

1. Понятие об устойчивости решений дифференциальных уравнений 4

1.1. Простейшие типы точек покоя 6

1.2. Замечания по поводу классификации точек покоя 10

1.3. Однородная система конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru линейных уравнений с постоянными коэффициентами 11

2. Теоремы Ляпунова об устойчивости 12

3. Исследование на устойчивость по первому приближению. 15

4. Дифференциальные уравнения с частными производными первого порядка 21

4.1. Первые интегралы систем дифференциальных уравнений 24

4.2. Характеристики 26

5. Линейные однородные дифференциальные уравнения в частных производных первого порядка с конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru независимыми переменными 28

6. Дифференциальные уравнения, допускающие понижение порядка 31

Список литературы 39

1. Понятие об устойчивости решений дифференциальных уравнений.

Исследование реальных явлений или систем обычно проводится при помощи математических модулей, при разработке которых исследование явления упрощается, идеализируется и т.п. При этом весьма важно, как влияют неучтенные факторы на решение.

Пусть некоторое явление или система может быть описана системой дифференциальных уравнений

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (1)

с начальными условиями конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , которые обычно задаются с некоторой погрешностью, т.к. полученное на основе эксперимента.

Если окажется, что сколь угодно малые изменения начальных данных могут сильно изменить решение, то такое решение не имеет никакой ценности, т.к. оно не может описывать изучаемое явление.

Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru изменяется на конечном отрезке конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то в условиях справедливости теоремы существования и единственности решение непрерывно зависит от начальных значений и, следовательно, при малом изменении начальных значений решение изменится также мало.

Если же конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru может быть сколь угодно большим, то на соответствующие вопросы ответ дает теория устойчивости.

Решение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru системы (1) называется устойчивым по Ляпунову, если для конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru можно подобрать такое конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , что для всякого решения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , той же системы, начальные значения которого удовлетворяют неравенствам

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

для всех конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru справедливы неравенства

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (2)

т.е. близкие по начальным значениям решения остаются близкими при всех конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Если при сколь угодно малом конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru хотя бы для одного решения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru неравенства (2) не выполняются, то решение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru называется неустойчивым.

Если решение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru не только устойчиво, но также удовлетворяет условию

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (3)

когда конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то решение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru называется асимптотически устойчивым.

Заметим, что из одного условия (3) ещё не следует устойчивости решения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Пример.

Исследовать на устойчивость решение дифференциального уравнения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , определенного начальным условием конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Решение

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

асимптотически устойчиво, т.к.

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Исследование на устойчивость некоторого решения

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

системы уравнений

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (1)

Может быть сведено к исследованию на устойчивость тривиального решения – точки покоя, расположенной в начале координат.

Действительно, преобразуем систему уравнений (1) к новым переменным

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (4)

где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – решение системы (1) с начальным условием конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Новыми неизвестными функциями конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru являются отклонения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru “возмущенных” известных функций конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru от функций конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , определяющих исследуемое на устойчивость решение.

При этом система (1) преобразуется к виду

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (5)

или

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (5а)

Очевидно, что исследуемому на устойчивость решению конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru системы (1), в силу зависимости конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru соответствует тривиальное решение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , системы (5), удовлетворяющее нулевым начальным условиям конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , причем исследование на устойчивость решения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru системы (1) может быть заменено исследованием на устойчивость тривиального решения системы (5), т.е. расположенной в начале координат точки покоя системы уравнений.

Сформулируем условия устойчивости в применении к точке покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru системы (5) устойчива в смысле Ляпунова, если для каждого конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru можно подобрать конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru такое, что из неравенства

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

следует

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Иначе: точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru устойчива в смысле Ляпунова, если для любого конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru существует конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , такое, что из неравенства

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

следует

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , т.е. траектория, начальная точка которой находится в конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru окрестности начала координат, при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru не выходит за пределы конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – окрестности начала координат.

1.1. Простейшие типы точек покоя.

Исследуем расположение траекторий в окрестности точки покоя x=0, y=0 системы двух линейных однородных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами.

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (6)

где

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

Решение ищем в виде конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Тогда имеем характеристическое уравнение

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

т.е.

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

а конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru с точностью до постоянного множителя определяются из одного из уравнений

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (7)

Рассмотрим следующие случаи.

а) Корни характеристического уравнения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru действительны и различны.

Общее решение имеет вид

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – постоянные, определяемые из уравнений (7) соответственно при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , а конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – произвольные постоянные.

При этом возможны следующие случаи.

1) Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru асимптотически устойчива, т.к. из-за множителей конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru в (8) все точки, находящиеся в начальный момент конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru в любой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru - окрестности начала координат при достаточно большом конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru переходят в точки, конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru достаточно большом переходят в точки, лежащие в сколь угодно малой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – окрестности начала координат, а при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru стремятся к началу координат. Точка покоя рассматриваемого типа называется устойчивым узлом.

2) Пусть конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Этот случай переходит в предыдущий при замене конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru на конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Следовательно, траектории имеют такой же вид, как и в предыдущем случае, но только точки по траекториям движутся в противоположном направлении. Очевидно, что с возрастанием конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru точки, сколь угодно близкие к началу координат, удаляются из конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru –окрестности начала координат – точка покоя неустойчива в смысле Ляпунова. Такая точка покоя называется неустойчивым узлом.

3. Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то точка покоя тоже неустойчива, т.к. движущаяся по траектории

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (9)

точка при сколь угодно малых значениях конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru с возрастанием конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru выходит из конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – окрестности начала координат.

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru В рассматриваемом случае существуют движения, приближающиеся к началу координат, а именно

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

При различных значениях конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru получаем различные движения по одной и той же прямой

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . При возрастании конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru точки на этой прямой движутся по направлению к началу координат. Точки траектории (9) движутся с возрастанием конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru по прямой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , удаляясь от начала координат. Если же конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то как при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , так и при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru траектория покидает окрестность точки покоя. Точка покоя рассматриваемого типа называется седлом, т.к. траектория в окрестности такой точки напоминают линии уровня в окрестности седловой точки поверхности конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

б) Корни характеристического уравнения комплексные.

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

Общее решение системы (6) в этом случае можно представить в виде

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (10)

где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – произвольные постоянные, а конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – некоторые линейные комбинации конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . При этом возможны 3 случая:

1) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

Множитель конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , а второй - периодический множитель в соотношении (10) – ограничен. При конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru траектории в силу периодичности вторых множителей в (10) были бы замкнутыми кривыми, окружающими точку покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Из-за наличия множителя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru замкнутые кривые превра конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru щаются в спирали (направление закручивания траекторий определяется по вектору скорости конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru в какой-либо точке конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru ), асимптотически приближающиеся при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru к началу координат, причем при достаточно большом конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru точки, находившиеся при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru в любой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru - окрестности начала координат, попадают в заданную конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – окрестность точки покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , а при дальнейшем увеличении конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru стремится к точке покоя. Следовательно, точка покоя асимптотически устойчива – это устойчивый фокус. Фокус отличается от узла тем, что касательная к траектории не стремится к определенному пределу при приближении точки касания к точке покоя.

2) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

Этот случай переходит в предыдущий при замене конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru на конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Следовательно, траектории имеют тот же вид, что и в предыдущем случае, но движение по ним при возрастании конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru происходит в противоположном направлении (стрелки - от центра). Из-за наличия возрастающего множителя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru точки, находившиеся в начальный момент сколь угодно близко к началу координат, с возрастанием конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru удаляются из окрестности начала координат. Точка покоя неустойчива – это неустойчивый фокус.

3) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

В этом случае траекториями являются, как отмечалось в пункте б)1), замкнутые кривые, содержащие внутри себя точку покоя, называемую в этом случае центром. Центр является устойчивой точкой покоя. Т.к. для данной конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru можно подобрать конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru такое, что замкнутые траектории, начальные точки которых лежат в конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – окрестности начала координат, не выходят за пределы конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – окрестности начала координат или, что то же самое, можно подобрать столь малые конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , что решения

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (11)

будут удовлетворять неравенству

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Однако асимптотической устойчивости в рассматриваемом случае нет, т.к. конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru в (11) не стремятся к нулю при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

в) Корни кратные конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

1) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Общее решение имеет вид

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

причем может быть конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , но тогда конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru будут произвольными постоянными, чтобы удовлетворить произвольным начальным условиям.

Из-за наличия множителя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru произведение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru стремятся к нулю при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru ,

причем при достаточно большом конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru все точки любой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – окрестности начала координат попадают в заданную конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru – окрестность начала

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru координат и, следовательно, точка покоя, асимптотически устойчива. Точка покоя рассматриваемого типа так же, как и в случае а)1) называется вырожденным устойчивым узлом. Этот узел занимает промежуточное положение между узлом а)1) и фокусом б)1), т.к. при сколь угодно малом изменении действительных коэффициентов конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru он может превратится как в устойчивый фокус, так и в устойчивый узел типа а)1), ибо при сколь угодно малом изменении коэффициентов кратный корень может перейти как в пару комплексно сопряженных корней, так и в пару действительных различных корней. Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то тоже получается устойчивый узел - дикритический узел.

2) Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то замена конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru на конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru приводит к предыдущему cлучаю, т.е. вид траекторий тот же, но движение происходит в противоположном направлении. В этом случае точка покоя, так же, как и в случае а)2) – неустойчивый узел.

Таким образом, исчерпаны все возможности, возникающие в случае конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , т.к. при этом характеристическое уравнение

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

не имеет корней конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

1.2. Замечания по поводу классификации точек покоя.

1) Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

то характеристическое уравнение

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

имеет нулевой корень конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

Предположим, что конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , а конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Тогда общее решение системы

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru (1)

Имеет вид

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru

Исключая конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , получим семейство параллельных прямых

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru .

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru При конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru получаем однопараметрическое семейство точек покоя, расположенных на прямой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru на каждой траектории точки приближаются к лежащей на этой траектории точке покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru . Точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru устойчива, но асимптотической устойчивости нет. Если же конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru , то траектории – те же, но движение по ним происходит в противоположном направлении – точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 1 страница - student2.ru неустойчива.

Наши рекомендации