Конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница

2) Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , то возможны два случая:

1. Общее решение имеет вид конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru – все точки являются точками покоя, т.е. все решения устойчивы.

2. Общее решение имеет вид

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ,

где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru – линейные комбинации постоянных конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . Точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru неустойчива.

Классификация точек покоя тесно связана с классификацией особых точек. Действительно, в рассматриваемом случае система (1), в которой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru путем исключения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru могла быть сведена к уравнению

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (2)

Интегральные кривые которого совпадают с траекториями движения системы (1). При этом точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы (1) является особой точкой уравнения (2).

Если оба корня характеристического уравнения имеют отрицательную действительную часть (случаи а)1); б)1); в)1)), то точка покоя асимптотически устойчива.

Если же хотя бы один корень характеристического уравнения имеет положительную действительную часть (случаи а)2); а)3); б)2); в)2)), то точка покоя неустойчива.

1.3. Однородная система конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru линейных уравнений с постоянными коэффициентами.

Для системы n линейных однородных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (3)

проведенный в предыдущей лекции анализ переносится почти без изменений.

Если действительные части всех корней характеристического уравнения системы (3) отрицательны, то тривиальное решение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru асимптотически устойчиво.

В самом деле, частные решения, соответствующие некоторому корню конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru характеристического уравнения, имеют вид

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , и

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , и, наконец, в случае кратных корней – решения того же вида, но ещё умноженные на некоторые многочлены конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . Очевидно, что все решения такого вида при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru или конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ) стремятся к нулю при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru не медленнее, чем конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru – постоянный множитель, а конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и больше наибольшей действительной части корней характеристического уравнения. Следовательно, при достаточно большом конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru точки траекторий, начальные значения которых находятся в любой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестности начала координат, попадают в сколь угодно малую конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестность начала координат, а при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru – неограниченно приближаются к началу координат, т.е. точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru асимптотически устойчива.

Если же хотя бы для одного корня характеристического уравнения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , то соответствующее этому корню решение вида конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru или в случае комплексного конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru – его действительная (или мнимая) часть конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru при сколь угодно малых по модулю конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru неограниченно возрастает по модулю при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , т.е. точки, расположенные в начальный момент в конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестности начала координат при возрастании конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru покидают любую заданную конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестность начала координат, т.е. в этом случае точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы (3) неустойчива.

2. Теоремы Ляпунова об устойчивости.

Рассмотрим систему дифференциальных уравнений вида

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (4)

Теорема 1. Если существует дифференцируемая функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , называемая функцией Ляпунова, удовлетворяющая в окрестности начала координат условиям:

1) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , причем конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru лишь при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , т.е. функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru имеет строгий минимум в начале координат (положительно определенная функция).

2) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , то точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru устойчива.

Производная в условии 2) взята вдоль интегральной кривой, т.е. в предположении, что аргументы конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru функции конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru заменены решением конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы (4).

При этом

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

Доказательство. В окрестности начала координат как в окрестности точки строгого минимума поверхности уровня конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru являются замкнутыми поверхностями, внутри которых находится точка минимума – конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru начало координат. Зададим конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . При достаточно малом конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru поверхность уровня конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru целиком лежит в конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru – окрестности начала координат (точнее, по крайней мере одна замкнутая компонента поверхности конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru лежит в конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестности начала координат), но не проходит через него, следовательно, можно выбрать такое конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , что конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестность начала координат целиком лежит внутри поверхности конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , причем в этой окрестности конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . Если начальная точка с координатами конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru выбрана в конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестности начала координат, т.е. конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , то при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru точка траектории, определяемой этими начальными условиями, не может выйти за пределы поверхности уровня конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , т.к. в силу условия 2) теоремы, функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru вдоль траектории не возрастает и, следовательно, при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

Что и требовалось доказать.

Теорема 2 (об асимптотической устойчивости). Если существует дифференцируемая функция Ляпунова конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , удовлетворяющая в некоторой окрестности начала координат условиям:

1) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и имеет строгий минимум в начале координат: конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ;

2) производная функции конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , вычисленная вдоль интегральной кривой системы (4)

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

причем вне сколь угодно малой окрестности начала координат, т.е. при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , производная конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , то точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы (4) асимптотически устойчива.

Доказательство. Так как условия теоремы 1 выполнены, то для любого конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru можно подобрать такое конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , что траектория, начальная точка которой находится в конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестности начала координат при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru не выходит за пределы конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестности начала координат. Следовательно, вдоль такой траектории при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru выполнено условие 2), поэтому вдоль траектории функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru монотонно убывает с возрастанием конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и ограничена снизу, и вдоль траектории существует предел функции конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru :

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

Если конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , то из условия 1) будет следовать, что конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , т.е. точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru асимптотически устойчива.

Допустим, что конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , тогда траектория при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru находится в области конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , следовательно, вне некоторой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru – окрестности начала координат, т.е. там, где по условию 2) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . Умножая неравенство конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru на конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и, интегрируя вдоль траектории в пределах от конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru до конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , получим

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

или

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

При достаточно большом конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru правая часть становится отрицательной, т.е. конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , что противоречит условию 1). Ч.т.д.

Теорема 3 (Четаева) о неустойчивости.

Если существует дифференцируемая функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , удовлетворяющая в замкнутой конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестности начала координат следующим условиям:

1) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и в любой окрестности начала координат имеются точки, в которых конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ;

2) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru причем конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru лишь при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , то точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы (4) неустойчива.

Доказательство. Начальную точку конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru возьмем на том конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru множестве, где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . Т.к. вдоль траектории конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , то функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru вдоль траектории возрастает. Допустим, что траектория не покидает конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестность начала координат. Тогда умножая неравенство конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru на конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и интегрируя, имеем

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

т.е. при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru вдоль траектории неограниченно возрастает, что невозможно, т.к. дифференцируемая в замкнутой области функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ограничена. Таким образом, траектория покидает конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - окрестность точки покоя, т.е. точка покоя неустойчива. Ч.т.д.

Общего метода построения функции Ляпунова не существует. Часто её можно построить в виде квадратичной формы конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru .

Пример 1.

Исследовать на устойчивость тривиальное решение системы

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

Рассмотрим функцию конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru она удовлетворяет условиям теоремы Ляпунова:

1) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

2) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

Решение устойчиво.

Вне окрестности начала координат

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

Следовательно, решение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru асимптотически устойчиво.

Пример 2.

Исследовать на устойчивость точку покоя системы.

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

Функция конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru удовлетворяет условиям теоремы Четаева:

1) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ; 2) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , причем при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . Следовательно, точка покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru неустойчива.

3. Исследование на устойчивость по первому приближению.

Рассмотрим нелинейную нормальную систему дифференциальных уравнений

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (1)

где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru – дифференцируемые в окрестности начала координат конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru функции.

Напомним, что исследование на устойчивость точки покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы (1) эквивалентно исследованию на устойчивость некоторого решения конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы дифференциальных уравнений

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (2)

т.к. система (1) может быть получена из (2) после замены

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

в результате, которой из (2) имеем

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (3)

Обозначив правую часть в (3) через конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru получим систему (1). Из (3) и (2) видно, что в точке покоя, т.е. при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru правые части системы (1) обращаются в нуль: конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , т.е. конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - это точка покоя.

Теперь, с учетом этого обстоятельства и пользуясь дифференцируемостью функций конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , представим систему (1) в окрестности начала координат конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru в следующем виде

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (4)

где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru имеют порядок выше первого относительно конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru .

Будем исследовать на устойчивость точку покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru линейной системы

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (5)

называемой системой уравнений первого приближения для системы (4).

Если все коэффициенты конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , т.е. система (1) стационарна в первом приближении, то исследование на устойчивость линейной системы (5) не представляет принципиальных затруднений (см.раздел 1.3). В отношении системы (4) имеют место следующие теоремы.

Теорема 1. Если система уравнений (4) стационарна в первом приближении, все члены конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru в достаточно малой окрестности начала координат (при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ) удовлетворяет неравенствам конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - постоянные, причем конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru и все корни характеристического уравнения

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (6)

имеют отрицательные действительные части, то тривиальное решение конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы (4) и системы уравнений (5) асимптотически устойчивы, следовательно, в этом случае возможно исследование на устойчивость по первому приближению.

Теорема 2. Если система уравнений (4) стационарна в I приближении, все функции конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru удовлетворяют условиям предыдущей теоремы, и хотя бы один корень характеристического уравнения (6) имеет положительную действительную часть, то точки покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы (4) и системы (5) неустойчивы, следовательно, и в этом случае возможно исследование на устойчивость по I приближению

В так называемом критическом случае, когда все действительные части корней характеристического уравнения неположительны, причем действительная часть хотя бы одного корня равна нулю, на устойчивость тривиального решения системы (4) начинают влиять нелинейные члены конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , и исследование на устойчивость по первому приближению, вообще говоря, невозможно.

Докажем теорему 1 в предположении, что все корни конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru характеристического уравнения (6) действительны и различны

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru при конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru .

В векторных обозначениях системы (4) и (5) примут соответственно следующий вид

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (4а)

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , (5а)

где

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

С помощью невырожденного линейного преобразования с постоянными коэффициентами конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , где

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

преобразуем систему (5а) к виду

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru или конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

в котором матрица конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru диагональна

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ,

т.е. система (5) примет вид

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

а система (4) при том же преобразовании переходит в

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (7)

где конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru - постоянная величина, конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (т.к. конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru ).

Для системы (7) функцией Ляпунова, удовлетворяющей условиям теоремы об асимптотической устойчивости, является

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

Действительно,

1) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

2) конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru

при достаточно малых конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , т.к. все конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , а величина конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru при достаточно малых конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru может быть сделана по модулю меньше суммы конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru .

Наконец, вне некоторой окрестности начала координат конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . Таким образом, система (7), а, следовательно, и (4), как и система (5), асимптотически устойчива. Ч.т.д.

Пример 1.

Исследовать на устойчивость точку покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы

конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru (8)

Здесь конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru , т.е. конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru . Удовлетворяются условию теорем 1 и 2. Поэтому исследуем на устойчивость точку покоя конспект лекций по обыкновенным дифференциальным уравнениям. ч.3. 2 страница - student2.ru системы первого приближения.

Наши рекомендации