I. Организационный момент. Поставьте скобки так, чтобы равенства стали верными:
II. Устный счет.
1. Продолжите:
99 : 9 = ÿ
126 : 9 = ÿ
153 : 9 = ÿ
180 : 9 = ÿ
…
…
2. Задание 351, с. 68 (можно вынести на доску).
Поставьте скобки так, чтобы равенства стали верными:
75 : 5 + 10 · 2 = 50 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 225
75 : 5 + 10 · 2 = 3 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 0
75 : 5 + 10 · 2 = 10 15 · 40 – 40 : 4 : 2 = 580
III. Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров.
Задание 345 учащиеся выполняют с комментированием у доски и в тетрадях. Ко всем примерам дети выполняют проверку.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Решение задач.
Задачи 346 (1, 2) учащиеся решают по вариантам самостоятельно: I вариант – 346 (1), II вариант – 346 (2).
Можно вызвать решать эти задачи двоих учащихся на закрытую доску, а потом выполнить проверку. После решения этих задач дети должны сравнить их решения.
3. Решение уравнений.
Задание 348 дети могут выполнить самостоятельно. Учащиеся сначала составляют уравнения по заданию, а потом решают их.
4. Работа с величинами.
Задание 352 учащимся можно предложить выполнить самостоятельно (с последующей проверкой). Выполняя это задание, дети переводят единицы длины, массы, времени в заданные единицы измерения.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что закрепляли на уроке?
Дети. Мы повторяли умножение на трехзначное число, решение задач изученных видов, вспомнили решение уравнений и перевод единиц длины, массы, времени.
Домашнее задание:задания 347, 349; тетрадь № 2, с. 57, № 47–50.
У р о к 153
Действия с многозначными числами
Цели: повторить прием деления с остатком; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, уравнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Решите. Найдите лишнее уравнение.
х : 16 = 6
х : 24 = 4
х : 36 = 2
х : 48 = 2
х – 52 = 44
2. Задание 359, с. 69 (вынести на доску).
Заполните таблицу.
а | ||||||
400 – а · 3 |
III. Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров.
Задание 354 учащиеся решают с объяснением, записывая решение на доске и в тетрадях.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Решение задач.
Задачу 355 (1) дети разбирают под руководством учителя. После чтения задачи учащиеся записывают краткое условие в таблицу.
На 1 м2 | S участков | Всего клубней | |
1-й уч. 2-й уч. | одинак. | 960 к. 640 к. | |
После этого учитель проводит разбор задачи, совместно составляется план решения. Решение задачи ученики записывают в виде отдельных действий с пояснениями.
Аналогично провести разбор задачи 355 (2) и сравнить решения этих задач.
3. Решение уравнений.
Задание 357 предложить учащимся решить самостоятельно.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что повторяли на уроке?
Дети.Мы повторили деление с остатком, решали задачи и уравнения.
Домашнее задание:задания 356, 360; тетрадь № 2, с. 58, № 51–53.
У р о к и 154–158
Повторение и закрепление пройденного
Уроки отводятся на повторение и закрепление пройденного материала. Учитель строит их по своему усмотрению. Материал для этих уроков берется со с. 70.
Домашнее задание:тетрадь № 2, с. 59–64
У р о к 159
Итоговая контрольная работа
Цели: проверить умения:
1) записывать числа в пределах миллиона;
2) применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, умножения на двузначное и трехзначное число, деления на двузначное и трехзначное число;
3) вычислять значение числового выражения, содержащего три-четыре действия (со скобками и без них), на основе правил о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
4) вычислять площадь и периметр прямоугольника и квадрата;
5) решать задачи в три-четыре действия различных видов;
6) сравнивать единицы длины, массы, времени, площади.
Вниманию учителя мы предлагаем два вида годовой контрольной работы. Учитель выбирает один из них по своему усмотрению.
Первый вид
I в а р и а н т
1. Запишите числа:
18 млн 50 тыс. 7 ед.
209 млн 25 ед.
2. Решите задачу.
Два поезда шли с одинаковой скоростью. Один прошел 600 км, а другой – 360 км. Первый был в пути на 2 часа больше, чем второй. Сколько часов был в пути каждый поезд?
3. Решите примеры, записывая действия столбиком.
425 · 706 – (150 612 : 489 + 243 647)
4. Решите задачу.
Ширина сада 20 м, это в 3 раза меньше, чем длина. Узнайте площадь и периметр сада.
5. Сравните:
5 т 3 ц … 503 кг
705 мм … 7 дм 5 см
317 мин … 3 ч 17 мин
3 000 мм2… 3 см2
6. Решите задачу на логическое мышление.
Груша со сливой весят 180 г. А груша с четырьмя такими же сливами – 300 г. Узнайте массу груши и сливы.
II в а р и а н т
1. Запишите числа:
43 млн 3 тыс. 52 ед.
302 млн 74 ед.
2. Решите задачу.
В первый день катер прошел 700 км, а во второй, двигаясь с той же скоростью, 420 км. Во второй день он был в пути на 2 часа меньше, чем в первый. Сколько часов был в пути катер каждый день?
3. Решите примеры, записывая действия столбиком.
300 020 – 287 · (581 915 : 643) + 7 915
4. Решите задачу.
Длина поля прямоугольной формы 60 м, это в 2 раза больше, чем ширина. Узнайте площадь и периметр поля.
5. Сравните:
9 000 см2… 9 дм2
412 с … 6 мин 30 с
6 м 2 дм … 62 см
8 т 5 ц … 805 кг
6. Решите задачу на логическое мышление.
Банан с яблоком весит 240 г. А банан с тремя такими же яблоками – 400 г. Узнайте массу банана и яблока.
Второй вид
I в а р и а н т
1. Для библиотеки в первый день купили 12 книжных полок, а во второй – 16 таких же полок по той же цене. За все полки заплатили 840 000 р. Сколько денег истратили в первый день и сколько денег истратили во второй день?
2. Выполните вычисления столбиком:
810 032 – 94 568 258 602 : 86
329 678 + 459 328 7 804 · 56
36 285 : (392 – 27 · 13)
3. Сравните:
430 дм … 43 м
3 ч 2 мин … 180 мин
2 т 917 кг … 2 719 кг
4. Начертите квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см. Найдите площадь прямоугольника и квадрата.
5. Решите задачу на логическое мышление.
В корзину с красными яблоками положили 15 зеленых яблок. После того как из корзины взяли половину всех яблок, в корзине осталось 18 яблок. Сколько красных яблок было в корзине сначала?
II в а р и а н т
1. Одна фабрика сшила за день 120 одинаковых спортивных костюмов, а другая – 130 таких же костюмов. На все эти костюмы было израсходовано 750 м ткани. Сколько метров ткани израсходовала на эти костюмы каждая фабрика за один день?
2. Выполните вычисления столбиком:
297 658 + 587 349 19 152 : 63
901 056 – 118 967 8 409 · 49
200 100 – 18 534 : 6 · 57
3. Сравните:
71 т … 710 ц
150 мин … 3 ч
3 км 614 м … 3 641 м
4. Начертите квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 9 см и 3 см. Найдите площадь прямоугольника и квадрата.
5. Решите задачу на логическое мышление.
В вазе лежали яблоки. В эту вазу положили 11 груш. После того как из вазы взяли половину всех фруктов, в ней осталось 16 фруктов. Сколько яблок было в вазе сначала?
У р о к 160
Работа над ошибками.
Закрепление пройденного
Цели: дать анализ контрольной работы; провести работу над ошибками; закрепить пройденный материал.
Ход урока
На этом уроке учитель вместе с детьми анализирует результаты прошедшей контрольной работы, помогает учащимся выполнить работу над ошибками в тех заданиях, где они были допущены, подбирает похожие задания, чтобы отработать необходимые навыки и умения.
Задания можно предложить такого вида:
1. Решите примеры столбиком.
650 000 – 84 674 5 098 · 27 200 131 – 25 942 : 7 · 42
500 050 – 76 375 6 095 · 47 13 568 : (960 – 56 · 16)
546 387 + 458 917 19 712 : 64
459 349 + 19 858 35 958 : 78
2. Сравните.
26 м … 260 дм 320 ц … 32 кг
121 мин … 2 ч 241 ч … 10 сут.
9 т 516 кг … 9 156 кг 6 км 815 м … 6 518 м
3. Начертите квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см. Найдите площадь прямоугольника и квадрата.
4. В вазу с красными розами поставили 14 желтых роз. Потом взяли половину всех роз, после чего в вазе осталось 17 роз. Сколько красных роз было в вазе сначала?
У р о к и 161–170
Повторение изученного
Цели: систематизировать и уточнить полученные детьми знания; закрепить и совершенствовать формируемые умения; отработать предусмотренные программой навыки.
Существенным критерием развития ребенка, необходимым для дальнейшего обучения, является умение применять приобретенные знания, умения и навыки не только в аналогичных, но и в измененных условиях.
Серьезное внимание при итоговом повторении пройденного должно быть уделено формированию у детей умения выражать свои мысли точным и лаконичным языком с использованием математических терминов. Отметим, что при этом вовсе не обязательно требовать дословного воспроизведения именно тех формулировок, которые даны в учебнике.
Выскажем некоторые общие положения по планированию и отбору содержания для уроков итогового повторения и приведем в помощь учителю образцы типовых упражнений по каждому из основных вопросов курса, а также образцы кратковременных самостоятельных проверочных работ, необходимых для получения обратной информации.
Основные задачи итогового повторения – систематизация и обобщение знаний по нижеследующим вопросам:
1. Нумерация и величины.
2. Арифметические действия и порядок их выполнения. Сложение и вычитание. Умножение и деление.
3. Решение задач изученных видов.
Следует отметить, что помимо включения этих основных вопросов на каждом уроке итогового повторения должна продолжаться работа над закреплением, совершенствованием навыков письменного умножения и деления, особенно – на двузначное число, а также на более трудные случаи умножения и деления на однозначное число (с нулями во множимом, множителе, в конце записи делимого и в середине записи частного). Отработка этих умений требует повседневных упражнений и должна осуществляться независимо от того, какой теме посвящен данный урок. Должны также включаться упражнения, задания, вопросы, направленные на закрепление знания нумерации (3–4 упражнения), совершенствование умений выполнять устные и письменные вычисления в выражениях, содержащих 2–4 действия (в том числе 2–3 примера на порядок действий с устными вычислениями и 1–2 – с письменными), решать как простые, так и составные задачи (на уроке и в ходе выполнения домашней работы должно быть решено не менее 2–3 задач).