I. Организационный момент. 1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства:

II. Устный счет.

1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства:

7 … 5 … 9 … 15 = 18 8 … 7 … 6 = 9

30 … 20 … 9 … 1 = 18 4 … 8 … 3 = 9

14 … 7 … 8 … 3 = 18 12 … 5 … 2 = 9

2. Задача.

На первой стройке работало всего 20 подъемных кранов, затем на вторую стройку перевели 4 больших и 6 малых кранов. Сколько кранов осталось на первой стройке?

3. Выберите фигуры, которые нужно нарисовать.

I. Организационный момент. 1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства: - student2.ru

I. Организационный момент. 1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства: - student2.ru

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

I. Организационный момент. 1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства: - student2.ru

– На сколько всего частей разделен каждый круг?

– Сколько всего частей получилось? (9 + 9 + 9 + 9 = 36.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, как быстро ответить на этот вопрос, составим таблицу умножения на 9.

IV. Изучение нового материала.

Задание № 1 (с. 42).

– Рассмотрите рисунок в учебнике.

– Сколько растет елочек в каждом ряду? (9.)

– Сколько всего рядов елочек? (3.)

– Как узнать, сколько елочек в трех рядах?

– Как решил задачу Волк? (Сложил: 9 + 9 + 9 = 27.)

– Как решил задачу Заяц? (Умножил: 9 · 3 = 27.)

– Кто из них быстрее справился с заданием? Почему?

– Рассмотрите таблицу умножения числа 9.

– Какие примеры из нее вам уже знакомы?

– О каком примере вы только что узнали? (9 · 9 = 81.)

Задание № 2 (с. 42).

Используя таблицу умножения числа 9, учащиеся составляют и записывают таблицу умножения на число 9.

Далее учащиеся выполняют вычисления предложенных примеров.

Задание № 3 (с. 43).

– Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему?

– Что известно в задаче? Что требуется узнать?

– При необходимости можете выполнить рисунок.

I. Организационный момент. 1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства: - student2.ru

Задание № 4 (с. 43).

– Какие фигуры изображены на рисунке? (Многоугольники.)

– Как называются данные многоугольники? (Четырехугольники.)

– На сколько квадратов разделен зеленый четырехугольник?

Запись: 9 + 9 + 9 = 27 (кв.).

9 · 3 = 27 (кв.).

– Какой способ вам понравился больше? Почему?

– На сколько квадратов разделен желтый четырехугольник?

Запись: 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 81 (кв.).

9 · 9 = 81 (кв.).

– Какой способ более удобный?

Задание № 5 (с. 43).

– Сколько кирпичей в каждом ряду? (9 кирпичей.)

– Сколько рядов в этой кладке? (5 рядов.)

– Из скольких кирпичей состоит кладка?

Запись: 9 · 5 = 45 (к.).

I. Организационный момент. 1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства: - student2.ru

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа по учебнику.

Задание № 26 (с. 46).

Учитель должен обратить внимание учащихся на то, что сравнение в каждом случае можно проводить и без выполнения вычислений.

Запись: 7 · 8 больше 5 · 8; 6 · 0 меньше 6 · 1;

12 ׃ 3 больше 12 ׃ 4; 2 + 2 равно2 · 2. И т. д.

2. Работа в печатной тетради № 2.

Задание № 81.

Это задание предваряет введение правила нахождения площади прямоугольника.

Задание состоит из двух частей:

а) разбить четырехугольник на квадраты с длиной стороны 1 см;

б) найти площадь четырехугольника.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в первой части задания для откладывания на сторонах четырехугольника отрезков длиной 1 см удобнее использовать циркуль.

I. Организационный момент. 1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства: - student2.ru

Затем учащиеся по линейке проводят отрезки:

I. Организационный момент. 1. Вставьте знаки действий, чтобы получились верные равенства: - student2.ru

В итоге четырехугольник получился разбитым на квадраты площадью 1 смІ. Теперь переходим к выполнению второй части задания. При этом дети могут рассуждать двумя способами.

1-й способ.

В четырехугольнике 2 ряда квадратов по 8 в каждом. Следовательно, его площадь: 8 · 2 = 16 (смІ).

2-й способ.

В четырехугольнике 8 столбцов квадратов по 2 в каждом. Значит, его площадь: 2 · 8 = 16 (смІ).

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что такое площадь?

– Какую фигуру называют четырехугольником?

Домашнее задание:№ 27, 28 (учебник); задание № 73 (рабочая тетрадь).

Урок 78

Наши рекомендации