I. Организационный момент. 2. Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными:

II. Устный счет.

1. Сравните:

19 кг 50 г … 19 500 г

14 ц 20 кг … 142 кг

4 т 8 ц … 48 ц

8 кг 354 г … 8 354 г

16 т 8 ц … 16 т 80 кг

35 ц … 5 т 3 ц

2. Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными:

2 · 30 + 20 · 9 = 720

2 · 30 + 20 · 9 = 240

2 · 30 + 20 · 9 = 420

III. Работа над новым материалом.

Подготовкой к введению новых случаев деления будут упражнения вида:

а) Найдите частное: 0 : 5, 0 дес. : 58, 0 сот. : 9.

б) Найдите частное и остаток: 2 : 6, 3 : 7, 6 : 9.

в) Сколько единиц в 8 дес.? 86 дес.? 9 862 дес.? 6 сот.? 68 сот.? 681 сот.?

Объяснение нового вычислительного приема можно провести по записям, данным в задании 420. При этом ученики сами дают объяснение, руководствуясь планом, а учитель помогает им.

План объяснения:

Первое неполное делимое … .

Разделю … .

Умножу … .

Вычту … .

Сравню остаток с делителем … .

Второе неполное делимое … .

Вызванный ученик читает первый пример (1 850 : 5) и выделяет первое неполное делимое – 18 сотен, устанавливает, что в частном будет три цифры, находит цифру сотен частного – 3, узнает сколько сотен разделили – 15, сколько сотен не разделили – 3. Второе неполное делимое – 35 десятков … и т. д. Третье неполное делимое – нуль единиц, делит 0 на 5, получает 0 единиц. Читает ответ: 370.

При решении второго примера (5 648 : 8) объяснение будет такое: «Первое неполное делимое – 56 сотен, значит, в частном будут три цифры. Разделим 56 на 8, получится 7. Умножим 7 на 8, получится 56 – столько сотен разделили. Вычтем 56 из 56, получится 0 – все сотни разделили. Второе неполное делимое – 4 десятка. Разделим 4 на 8, получится 0 – столько десятков будет в частном. Умножим 0 на 8, получится 0 – столько десятков разделили. Вычтем 0 из 4, получится 4 – столько десятков осталось разделить. Остаток 4 меньше, чем 8. Третье неполное делимое – 48. Разделим 48 на 8, получится 6. Умножим 6 на 8, получится 48 – столько единиц разделили. Вычтем 48 из 48, получится 0. Деление окончено. Читаю ответ: 706».

Для закрепления полученных знаний учащиеся решают с комментированием примеры из заданий 421, 422.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.

После чтения задачи 423 учащиеся под руководством учителя записывают условия в таблицу, затем составляют план решения и далее работают самостоятельно.

I. Организационный момент. 2. Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными: - student2.ru

1) 200 + 600 = 800 (г) – масса 8 мотков

2) 800 : 8 = 100 (г) – масса 1 мотка

3) 200 : 100 = 2 (м.) – белой шерсти

4) 600 : 100 = 6 (м.) – синей шерсти

О т в е т: 2 мотка белой шерсти, 6 мотков синей шерсти.

Задачу 424 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).

I. Организационный момент. 2. Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными: - student2.ru

1) 4 · 3 = 12 (км) – велосипедист

2) 12 – 4 = 8 (км)

О т в е т: на 8 км больше.

2. Решение примеров.

Задание 426 учащиеся оформляют как выражение с переменной и решают самостоятельно.

V. Итоги урока.

Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?

Дети.Мы познакомились с новым приемом деления.

Учитель. Что повторяли на уроке?

Дети. Мы решали задачи, находили значение выражения с переменной.

Домашнее задание:задания 425, 427; тетрадь № 1, с. 60, № 33–35.

У р о к 67
деление многозначных чисел
на однозначное

Цели:закрепить умение выполнять письменно деление многозначных чисел на однозначное; закрепить также умение решать задачи на пропорциональное деление; совершенствовать умение решать уравнения и выполнять действия с именованными числами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Задание 431 (вынести на доску).

23 м 6 см = … см 2 355 кг = … т … кг

9 ч 6 с = … с 62 335 кг = … т … кг

2 ч 45 мин = … мин 584 мм = … см … мм

2. Задание 433.

Решите те уравнения, в которых неизвестное число должно быть найдено делением:

х : 9 = 900 100 · х = 6 800 101 : х = 1

х · 5 = 4 500 7 000 : х = 100 х : 1 = 999

3. Задание «Головоломка».

I. Организационный момент. 2. Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными: - student2.ru

Какое число означает каждая буква в квадрате, если известно, что:

1) А – в 2 раза меньше, чем С;

2) С равно сумме К и D;

3) К равно разности D и В;

4) D в 3 раза больше, чем В;

5) В в 4 раза меньше, чем 944?

Проверьте: сумма всех чисел равна 3 186.

Наши рекомендации