Упражнения для выполнения

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ

Упражнения для выполнения - student2.ru

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ

Упражнения для выполнения - student2.ru

Упражнения для выполнения - student2.ru Множество – основное математическое понятие. В обычной жизни его смысл заложен в словах: «совокупность», «класс», «стая», «табун», «стадо» и т.п. Теория множеств как математическая дисциплина создана немецким математиком Г. Кантором, которая получила признание в качестве самостоятельного раздела математики к 1890 году, когда были получены ее приложения в анализе и геометрии. Главная заслуга Георга Кантора заключается в установлении того факта, что понятие бесконечность является не абстракцией, придуманной философами, а реальностью; бесконечные совокупности предметов существуют наравне с конечными.

Множество относится к математическим объектам, для которых нет строго определения. Мы можем лишь в какой-то мере дать описание основных его свойств.

Кантор описывает множество следующим образом:

Определение. Множество S есть любое собрание определенных и различимых между собой объектов нашей интуиции и интеллекта, мыслимое как единое целое.

¢ Понятие множества. Способы задания множества

Мы под множеством будем понимать следующее:

Определение. Множество – набор (совокупность) определенных, различимых между собой объектов, рассматриваемых как единое целое, и обладающий некоторым общим свойством. Упражнения для выполнения - student2.ru . Объекты, составляющие данное множество, называют его элементами. Упражнения для выполнения - student2.ru .

Для того, чтобы указать, что х – элемент множества А, записывают Упражнения для выполнения - student2.ru и читают «х принадлежит А». Чтобы указать, что х не является элементом множества А, записывают Упражнения для выполнения - student2.ru и читают «х не принадлежит множеству А».

Для ряда числовых множеств в математике приняты стандартные обозначения:

Обозначения числовых множеств: 1) N – множество натуральных чисел. 2) Z – множество целых чисел. 3) Q – множество рациональных чисел (дроби). 4) R – множество действительных чисел  

Существует два способа задания множества:

Упражнения для выполнения - student2.ru

Рисунок 1. Способы задания множеств

Множества можно разделить на конечные и бесконечные.

Определение. Конечным множеством называется множество, состоящее из конечного числа элементов. Множество называется бесконечным, если оно состоит из бесконечного числа элементов

Пример 1.

· Конечные множества: множество букв алфавита, множество студентов 2 курса специальности «Юриспруденция» и т.д.

· Бесконечные множества: множество натуральных чисел, множество точек прямой и т.д.

К конечным множествам относится и множество, не содержащее элементов вообще. Такое множество называют пустым и обозначают Ø.

Пример 2.

Ø = Упражнения для выполнения - student2.ru , поскольку среди действительных чисел нет решения данного уравнения.

Определение.   Если каждый элемент множества В является также и элементом множества А, то говорят, что множество В называется подмножеством множества А. Упражнения для выполнения - student2.ru (В включено в А).

Пример 3.

Множество Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru , тогда Упражнения для выполнения - student2.ru , т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru .

Основные свойства включений: 1) Каждое множество есть подмножество самого себя: Упражнения для выполнения - student2.ru . 2) Если Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru , то Упражнения для выполнения - student2.ru . 3) Пустое множество есть подмножество любого множества: Ø Упражнения для выполнения - student2.ru . 4) Каждое не пустое множество Упражнения для выполнения - student2.ru Ø имеет по крайней мере два различных подмножества: само А и пустое множество Ø. 5) Каждый элемент множества А определяет некоторое подмножество множества А: если Упражнения для выполнения - student2.ru , то Упражнения для выполнения - student2.ru .

Определение.   Множества А и В называются равными (или совпадающими), если они состоят из одних и тех же элементов, т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru и Упражнения для выполнения - student2.ru . Упражнения для выполнения - student2.ru

Если множества не равны, то пишут Упражнения для выполнения - student2.ru .

Пример 4.

Множества Упражнения для выполнения - student2.ru и Упражнения для выполнения - student2.ru , где Упражнения для выполнения - student2.ru и Упражнения для выполнения - student2.ru удовлетворяют уравнению Упражнения для выполнения - student2.ru , т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru , значит Упражнения для выполнения - student2.ru .

Определение.   Множество всех подмножеств множества А называется множеством-степенью множества А. Упражнения для выполнения - student2.ru

Пример 5.

Пусть Упражнения для выполнения - student2.ru , тогда Упражнения для выполнения - student2.ru { Упражнения для выполнения - student2.ru Ø}, т.е. если множество состоит из двух элементов, то множество-степень состоит из четырех подмножеств.

Пусть Упражнения для выполнения - student2.ru , тогда Упражнения для выполнения - student2.ru { Упражнения для выполнения - student2.ru {4}, {2,3}, {3,4}, {2,4}, Ø}, т.е. если множество состоит из трех элементов, то множество-степень состоит из восьми подмножеств.

Таким образом, если конечное множество А состоит из n элементов, то число всех его подмножеств равно Упражнения для выполнения - student2.ru .

Определение.   Множество U называется универсальным для системы множеств А, B, C, …, если каждое множество системы является подмножеством U, т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru , …. . Упражнения для выполнения - student2.ru

Упражнения для выполнения - student2.ru ¢ Операции над множествами

Упражнения для выполнения - student2.ru Если имеются два (или более) множества, то на основе их можно получить новые множества при помощи операций (отношений) над ними. Геометрически, для наглядного представления, данные отношения можно представить при помощи кругов, которые один из первых использовал для решения задач Г.Лейбниц, затем развил их применение Леонард Эйлер и особенного расцвета достигшие в сочинениях английского логика Джона Венна, поэтому такие схемы иногда называют Диаграммы Эйлера-Венна.

Диаграммы используются в математике, логике, менеджменте, особое применение они нашли в современной логико-математической теории «формальных нейронных сетей».

Упражнения для выполнения - student2.ru На Диаграммах Эйлера-Венна универсальное множество U изображается в виде прямоугольника, его подмножества – в виде кругов (реже прямоугольников), а элементы принадлежащие данным подмножествам в виде точек (см. Рисунок 2).

Упражнения для выполнения - student2.ru

Рисунок 2. Пример диаграммы Эйлера-Венна

Рассмотрим операции над множествами, некоторые из которых (объединение и пересечение) аналогичны операциям сложения и умножения целых чисел.

Операции пересечение и объединение множеств выполняются для любой пары множеств. Операция дополнение имеет смысл для тех множеств, когда второе является подмножеством первого.

Следует провести аналогию между логическими операциями и операциями над множествами.

Высказывание Множество
Упражнения для выполнения - student2.ru (конъюнкция) Пересечение Упражнения для выполнения - student2.ru
Упражнения для выполнения - student2.ru (дизъюнкция) Объединение Упражнения для выполнения - student2.ru
Упражнения для выполнения - student2.ru (импликация) Разность Упражнения для выполнения - student2.ru
Упражнения для выполнения - student2.ru (отрицание) Упражнения для выполнения - student2.ru ( дополнение)
тавтология Упражнения для выполнения - student2.ru (универсальное множество)
противоречие Ø (пустое множество)

Множества вместе с определенными на них операциями образуют алгебру множеств. Последовательность выполнения операций задается с помощью формулы алгебры множеств. Например, Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru – формулы алгебры множеств.

Упражнения для выполнения - student2.ru

¢ Основные законы над множествами

Законы: 1) Закон идемпотентности: a) Упражнения для выполнения - student2.ru б) Упражнения для выполнения - student2.ru 2) Закон коммутативности: a) Упражнения для выполнения - student2.ru б) Упражнения для выполнения - student2.ru 3) Закон ассоциативности: a) Упражнения для выполнения - student2.ru б) Упражнения для выполнения - student2.ru 4) Закон дистрибутивности: a) Упражнения для выполнения - student2.ru б) Упражнения для выполнения - student2.ru 5) Закон поглощения: a) Упражнения для выполнения - student2.ru б) Упражнения для выполнения - student2.ru 6) Закон де Моргана: a) Упражнения для выполнения - student2.ru б) Упражнения для выполнения - student2.ru 7) Закон двойного отрицания: Упражнения для выполнения - student2.ru 8) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø 9) Законы для объединения, пересечения и дополнения: а) Упражнения для выполнения - student2.ru ; б) Упражнения для выполнения - student2.ru ; в) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø = A; г) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø = Ø; д) Упражнения для выполнения - student2.ru ; е) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø 10) Упражнения для выполнения - student2.ru 11) Законы для разностей: а) Упражнения для выполнения - student2.ru ; б) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø; в) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø = A; г) Ø Упражнения для выполнения - student2.ru Ø; д) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø

Доказательство каждого из перечисленных законов основано на определении равенства множеств и определений операций над множествами. Чтобы доказать некоторое тождество A = B, нужно доказать, что, во-первых, если xÎ А, то xÎВ и, во-вторых, если xÎВ, то xÎ А. Докажем один из этих законов: Упражнения для выполнения - student2.ru .

Пусть Упражнения для выполнения - student2.ru [1]. Таким образом, мы взяли произвольный элемент Упражнения для выполнения - student2.ru из Упражнения для выполнения - student2.ru и при помощи равносильных преобразований получили, что он принадлежит Упражнения для выполнения - student2.ru , т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru .

И действительно это так, проиллюстрируем это на диаграммах Эйлера-Венна (см. Рисунок 3).

Упражнения для выполнения - student2.ru

Рисунок 3. Пример иллюстрации равенства множеств Упражнения для выполнения - student2.ru на диаграммах Эйлера-Венна

Пример 6.

Пусть А, В и С произвольные множества. Докажите, что Упражнения для выполнения - student2.ru (закон дистрибутивности).

Пусть Упражнения для выполнения - student2.ru

Упражнения для выполнения - student2.ru ,т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru .

Пусть

Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru , т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru .

Так как Упражнения для выполнения - student2.ru и Упражнения для выполнения - student2.ru , значит Упражнения для выполнения - student2.ru .

Основные законы алгебры множеств можно использовать для доказательства других тождеств.

Пример 7.

Докажите равенство Упражнения для выполнения - student2.ru .

Решение.

Упражнения для выполнения - student2.ru , что и требовалось доказать.

¢ Формула включений и исключений

После определения операций и основных законов над множествами возникает вопрос относительно числа элементов полученных множеств.

Пусть дано конечное не пустое множество А, т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru Ø, состоящее из n элементов. Закрепим за каждым элементом множества А соответствующий номер 1, 2, 3, …, n. Тогда элементы множества А предстанут в занумерованном виде: Упражнения для выполнения - student2.ru , где номер последнего элемента и означает число элементов множества А. Значит число n, соответствующее количеству элементов множества Упражнения для выполнения - student2.ru , будет количественной характеристикой данного множества. Число элементов конечного множества А будем обозначать Упражнения для выполнения - student2.ru . Число элементов пустого множества Ø равно нулю, т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru .

Пусть существуют множества А и В, количество элементов которых Упражнения для выполнения - student2.ru и Упражнения для выполнения - student2.ru , тогда общее количество элементов А и В вычисляет формула, называемая формулой включений и исключений[2] (ее можно обобщить на три и более множества), которая позволяет решать многие задачи теории множеств (см. Рисунок 4).

Упражнения для выполнения - student2.ru

Рисунок 4. Формула включений и исключений.

Пример 7.

Из 16 студентов группы, изучающих английский или китайский язык, 11 – изучают китайский. Сколько студентов изучают оба языка, если английский язык изучают 9 из них?

Решение.

Что дано?

Даны два множества:

К – студенты, изучающие китайский язык, которых Упражнения для выполнения - student2.ru .

А – студенты, изучающие английский язык, которых Упражнения для выполнения - student2.ru .

Всего студентов 16, т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru .

Что нужно сделать? Узнать сколько студентов изучают оба языка одновременно (и китайский, и английский), т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru (см. рисунок 5).

Упражнения для выполнения - student2.ru

Значит, количество студентов в группе изучающих оба языка можно вычислить по формуле включений и исключений:

Упражнения для выполнения - student2.ru , т.е. Упражнения для выполнения - student2.ru

Упражнения для выполнения - student2.ru .

Ответ. 4 человека изучают оба языка: китайский и английский язык.

Упражнения для выполнения

1) Приведите примеры множеств из обычной жизни. Какие множества, из приведенных примеров, является конечными, а какие нет. Поясните свой ответ.

2) Запишите, используя символы:

а) число 12 – натуральное;

б) число – 6 – не является натуральным;

в) число 0 является рациональным;

г) число Упражнения для выполнения - student2.ru - действительное.

3) Прочитайте следующие высказывания и укажите среди них верные, поясните свой ответ:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ; г) Упражнения для выполнения - student2.ru ; ж) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
б) Упражнения для выполнения - student2.ru ; д) Упражнения для выполнения - student2.ru ; з) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
в) Упражнения для выполнения - student2.ru ; е) Упражнения для выполнения - student2.ru ; и) Упражнения для выполнения - student2.ru .

4) Перечислите элементы следующих множеств:

а) А – множество нечетных однозначных множеств;

б) В – множество натуральных чисел меньших или равных13;

в) С – множество двухзначных чисел, делящихся на 5.

5) Задайте множество D, которое состоит из натуральных чисел:

а) кратных 3;

б) больших 40, но меньших 70;

в) не больших 13;

г) четных двухзначных чисел;

д) по крайней мере равных 10.

6) Укажите характеристическое свойство элементов множества:

а) {а, е, ё, и, о, у, э, ю, я, ы};

б) {60, 62, 64, 66, 68};

в) {111, 222, 333, 444, 555, 666, 777, 888, 999}.

7) Задайте при помощи характеристического свойства множества, выделенные на координатной прямой:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru в) Упражнения для выполнения - student2.ru
б) Упражнения для выполнения - student2.ru г) Упражнения для выполнения - student2.ru

8) Опишите множество точек М плоскости таких, что:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

б) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

в) Упражнения для выполнения - student2.ru .

9) Какое число лишнее в ряду: 470, 720, 330, 400, 510, 640?

10) Истинными являются высказывания …. Почему?

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

б) Ø Упражнения для выполнения - student2.ru ;

в) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

г) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

д) Ø Упражнения для выполнения - student2.ru ;

е) Упражнения для выполнения - student2.ru .

11) Определите, какой знак «=», « Упражнения для выполнения - student2.ru », « Упражнения для выполнения - student2.ru », « Упражнения для выполнения - student2.ru » или « Упражнения для выполнения - student2.ru » можно поставить вместо знака «?», чтобы полученное утверждение было верно:

а) {1, 3} ? {1, 2, 3};

б) {3} ?{1, 3, 5, 8};

в) {{1, 2}, {2, 3}, {1, 3}} ? {1, 2, 3};

г) 1 ? {1, 3, 5, 8};

д) {1, 3} ? {{1, 3}, 2};

е) {{1, 2}, {2, 3}, {1, 3}}?{(1, 2), (2, 3), (1, 3)};

ж) Ø ?{1, 3, 5, 8};

з) {3} ?{1, {3}, 5, 8};

и) {(2, 1), (3, 2)} ? {(1, 2), (2, 3)};

к) {{1, 2}, {2, 3}} ? {{2, 1}, {3, 2}, {1, 3}};

л) {1, 2, 3} ? {x | x делится на 6}.

12) Может ли у множества быть:

а) 0 подмножеств;

б) 9 подмножеств;

в) 16 подмножеств.

Если да, то ответьте на вопросы: «Почему?» и «Из скольких элементов состоит множество, у которого имеется заданное количество подмножеств?».

13) Приведите пример таких множеств А, В и С, что Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru и Упражнения для выполнения - student2.ru .

14) Может ли при некоторых А, B, C и D выполняться набор условий: Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru и Упражнения для выполнения - student2.ru .

15) Изобразите при помощи диаграмм Эйлера-Венна отношения между множествами C и D, если:

а) C – множество двухзначных чисел и Упражнения для выполнения - student2.ru ;

б) C – множество двухзначных чисел и D – множество четных натуральных чисел;

в) C – множество двухзначных чисел и D – множество трехзначных чисел;

г) C – множество двухзначных чисел и D – множество натуральных чисел, не меньших 10.

16) Найдите объединение, пересечение, разность и симмет­рическую разность множеств А и В, если:

а) А = {1, 2, 3, 4, 5}, В ={2, 4, 6, 8, 10};

б) А = {а, б, в, г, д, е}, В = {а, в, д, к, и}.

17) Найдите объединение, пересечение, разность и симметрическую разность множеств А и В, если:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru ;

б) Упражнения для выполнения - student2.ru , Упражнения для выполнения - student2.ru .

18) Студентам предложено начертить две фигуры, принадлежащие объединению и пересечению множеств Х и Y, если:

№ п/п Х У Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru
множество ромбов множество прямоугольников    
множество равнобедренных треугольников множество прямоугольных треугольников    

19) Отношения между множествами всех выпуклых четырехугольников, параллелограммов, прямоугольников, ромбов и квадратов изображены на Рисунок 6. Чем является множества А, B, C и D.

Упражнения для выполнения - student2.ru

Рисунок 6

20) Даны множества:

А – множество натуральных чисел, кратных 2,

B – множество натуральных чисел, кратных 6,

С – множество натуральных чисел, кратных 3.

Задайте множества А, B и C. Как между собой связаны множества А, B и C? Покажите это на диаграммах Эйлера-Венна.

21) Даны следующие числовые множества:

А = {1, 3, 5, 7, 9,11},

В ={2, 5, 6, 11, 12},

С={1, 2, 3, 5, 9, 12}.

Найдите множества, которые будут получены в результате выполнения следующих операций:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ; д) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
б) Упражнения для выполнения - student2.ru ; е) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
в) Упражнения для выполнения - student2.ru ; ж) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
г) Упражнения для выполнения - student2.ru ; з) Упражнения для выполнения - student2.ru .

22) Укажите ту часть диаграммы, которая соответствует следующему множеству:

Упражнения для выполнения - student2.ru

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ; д) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
б) Упражнения для выполнения - student2.ru ; е) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
в) Упражнения для выполнения - student2.ru ; ж) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
г) Упражнения для выполнения - student2.ru ; з) Упражнения для выполнения - student2.ru .

23) Запишите множество, изображенное с помощью диаграммы Эйлера-Венна на Рисунок 7:

Упражнения для выполнения - student2.ru

Рисунок 7

24) Заполните пустые клетки в таблице, если даны следующие множества:

Упражнения для выполнения - student2.ru ,

Упражнения для выполнения - student2.ru .


№ п/п Словесная формулировка множества Элементы множества Отношение между множествами Диаграммы Эйлера-Венна
  Упражнения для выполнения - student2.ru    
      Упражнения для выполнения - student2.ru
  Ø    
множество, являющееся дополнением множества А до В      

25) Пусть даны два множества А и В таких, что Упражнения для выполнения - student2.ru Ø. Можно ли выразить данное отношение более простым способом. Ответ свой проиллюстрируйте диаграммами Эйлера-Венна.

26) Каким условием связаны два множества Упражнения для выполнения - student2.ru и Упражнения для выполнения - student2.ru необходимым, достаточным или необходимым и достаточным? Ответ свой проиллюстрируйте диаграммами Эйлера-Венна.

27) Покажите на диаграммах Эйлера-Венна верность данных равенств, после чего докажите, что они равны:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

б) Упражнения для выполнения - student2.ru .

28) Упростите выражения:

а) Ø Упражнения для выполнения - student2.ru ; з) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
б) Ø Упражнения для выполнения - student2.ru ; и) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
в) Ø Упражнения для выполнения - student2.ru ; к) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
г) Ø Упражнения для выполнения - student2.ru ; л) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
д) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø); м) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
е) Упражнения для выполнения - student2.ru ; н) Упражнения для выполнения - student2.ru .
ж) Упражнения для выполнения - student2.ru Ø);    

29) Запишите выражение в более простом виде:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ; ж) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
б) Упражнения для выполнения - student2.ru ; з) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
в) Упражнения для выполнения - student2.ru ; и) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
г) Упражнения для выполнения - student2.ru ; к) Упражнения для выполнения - student2.ru ;
д) Упражнения для выполнения - student2.ru ; л) Упражнения для выполнения - student2.ru .
е) Упражнения для выполнения - student2.ru ;    

30) Упростите выражения:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

б) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

в) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

г) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

д) Упражнения для выполнения - student2.ru .

31) Докажите равенства:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

б) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

в) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

г) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

д) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

е) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

ж) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

з) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

32) Выясните, при каком условии множества Х удовлетворяет условию:

а) Упражнения для выполнения - student2.ru ;

б) Упражнения для выполнения - student2.ru .

33) По предложенным диаграммам определите соответственные значения:

Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru
Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru
Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru
Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru
Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru
Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru Упражнения для выполнения - student2.ru

34) Правильно ли представлено на Рисунок 8 условие следующей задачи: «Из 100 человек английский язык изучают 28, немецкий – 30, французский – 42, английский и немецкий – 8, английский и французский – 10, немецкий и французский – 5. Все три языка изучают 3 студента».

Упражнения для выполнения - student2.ru

Рисунок 8

35) В рамках задачи 34 ответьте на вопросы: «Сколько студентов изучают только один язык?», «Сколько студентов не изучают не один язык?».

36) В третьем классе дети коллекционируют марки и монеты. Марки коллекционируют 8 человек, монеты – 5 человек. Всего коллекционеров 11. Объясните, как это может быть. Сколько человек коллекционируют только марки? Сколько человек коллекционируют только монеты?

37) На первом курсе учатся 100 студентов. Из них 60 изучают английский язык, 50 – французский язык, 50 – немецкий язык, 30 – английский и французский языки, 30 – английский и немецкий языки, 20 – немецкий и французский языки, 10 – все три языка.

Изобразите графически данные задачи и установите, сколько студентов:

а) изучают только английский язык;

б) изучают английский и французский языки, но не изучают немецкий язык;

в) изучают два языка;

г) не изучают ни одного из тех языков.

38) Даны 40 чисел. Из них 10 чисел кратны 3, 15 кратны 2, 20 чисел не кратны ни 2, ни 3. Сколько среди данных 40 чисел, кратных 6?

39) В спортивном лагере 100 человек, занимающихся плаванием, легкой атлетикой и лыжами. Из них 10 занимаются и плаванием, и легкой атлетикой, и лыжами, 18 – плаванием и легкой атлетикой, 15 – плаванием и лыжами, 21 – легкой атлетикой и лыжами. Число спортсменов, занимающихся плаванием, равно числу спортсменов, занимающихся легкой атлетикой, и равно числу спортсменов, занимающихся лыжами. Найти число спортсменов, которые занимаются только лыжным спортом или только легкой атлетикой.

40) На первом курсе в одной группе учатся 40 курсантов. Из них по теории государства и права имеют тройки 19 человек, по информатике и математике —17 человек и по физкультуре –22 человека. Только по одному предмету имеют «3»: по теории государства и права –4 человека, по информатике и математике –4 человека и по физкультуре –11 человек. 7 человек имеют «3» и по информатике и математике, и по физкультуре, из них 5 имеют «3» и по теории государ­ства и права. Сколько человек учится без «3»? Сколько чело­век имеют «3» по двум из трех дисциплин?

41) В классе 20 человек. На экзаменах по истории, математике и литературе 10 учеников не получили ни одной пятерки, 5 учеников получили 5 по истории, 5 – по математике и 4 – по литературе; 2 - по истории и математике, 2 - по истории и литературе, 1 - по математике и литературе. Сколько учеников получили 5 по всем предметам?

42) Опрос 100 студентов дал следующие результаты о количестве студентов, посещающих кружки: только спортивную секцию посещают 18; занимаются спортом и не ходят в драматический кружок – 23; занимаются спортом и танцами – 8; занимаются спортом – 26; посещают танцы – 48; ходят на танцы и в драматический кружок 8; не посещают никакие кружки – 24.

а) Сколько студентов, занимающихся спортом, посещает драматический кружок?

б) Сколько студентов занимается в драматическом кружке?

в) Сколько студентов занимаются танцами, в том и только том случае, если они не посещают драматический кружок?



[1] def – это действие по определению.

[2] Впервые формулу включений и исключений опубликовал португальский математик Даниэль да Сильва в 1854 года. Но еще в 1713 году Николай Бернулли использовал этот метод для решения задачи о встречах.

Наши рекомендации