В одном занятии обычно преобладают какие-либо одинаковые по способу выполнения подготовительные упражнения: упражнения без предметов, упражнения с предметами или игры и эстафеты.

На серию занятий целесообразно составлять комплек­сы подготовительных упражнений и затем менять их в соответствии с конкретными задачами обучения.

Последовательность подготовительных упражнений на занятии следующая: упражнения на быстроту реакции, наблюдательность, координацию, быстроту ответных дей­ствий, быстроту перемещения и для развития силы. Игры и эстафеты с препятствиями проводятся в конце занятия.

Подготовительные упражнения обычно проводятся в подготовительной части занятия. Однако они могут при­меняться и в основной части перед выполнением техниче­ских и тактических упражнений. Например, прежде чем выполнить сложное упражнение с волейбольным мячом, волейболисты разучивают упражнение с набивным мячом.

Систематически надо включать в занятия игры и эстафеты с препятствиями (дозировка—5—10 мин). Это создает у занимающихся эмоциональный подъем и дает возможность поддерживать определенный уровень на­грузки в течение всего занятия.

Подготовительные упражнения применяются почти на каждом занятии. В то время, когда одна часть волейбо­листов совершенствует технику, другая выполняет раз­личные специальные упражнения: с набивными мячами, удары по мячу на амортизаторах и т. д. Такая комбини­рованная форма проведения занятий повышает их интен­сивность.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ

Обучение технике—важнейшая задача учебно-трени­ровочной работы. Основное условие повышения уровня мастерства волейболистов —отличное владение техникой. Однако это не такая простая задача, и требует она боль­шого трудолюбия и настойчивости волейболистов, а так­же мастерства тренера, инструктора-общественника.

Овладение техникой связано с физической подготов­кой. Только при условии хорошей физической подготовки и высокого уровня развития специальных физических ка­честв можно достигнуть успеха при первоначальном обу­чении техническим приемам волейбола, а в процессе со­вершенствования—более эффективно применять разу­ченные технические приемы в игре и на соревнованиях.

Отличное владение техническими приемами дает воз­можность с большой эффективностью проводить упраж­нения по технике, тактике и учебные двусторонние игры в волейбол, что положительно влияет на повышение уровня физической подготовленности занимающихся. Так, мно­гократное выполнение технического приема в относитель­но небольшой промежуток времени уже выступает как средство развития физических способностей (наряду с со­вершенствованием техники). Например, упражнения в нападающем ударе по мячу на амортизаторах не только совершенствуют навыки удара по мячу, но и развивают прыгучесть.

И обучение тактике всецело связано с определенным уровнем технической подготовленности. Любое тактиче­ское действие может быть успешно осуществлено лишь

при условии достаточно хорошего владения техническими приемами. Чем разнообразнее техническая подготовка волейболистов, тем большими тактическими возможно­стями они располагают.

При обучении техническим приемам надо тщательно следить за тем, чтобы занимающиеся овладели рацио­нальной техникой и научились выполнять технические приемы правильно, что в большой мере зависит от подбо­ра и применения подводящих упражнений.

Систематическое применение разнообразных подводя­щих упражнений составляет отличительную особенность обучения технике новичков. Подводящие упражнения создают условия для правильного выполнения техниче­ского приема и исключают появление ошибок, на исправ­ление которых затрачивается обычно много времени.

Подготовительные, подводящие упражнения и упраж­нения по технике направлены на то, чтобы волейболисты прочно овладели основами технических приемов. В про­цессе совершенствования необходимо добиваться форми­рования гибких двигательных навыков, чтобы волейболи­сты умели эффективно выполнять технические приемы в любой игровой обстановке.

Обучение технике должно проводиться с учетом спе­цифики волейбола. Специфика волейбола состоит в том, что все технические приемы выполняются по движущему­ся мячу, т. е. в своей основе имеют тонкое сочетание всех движений игрока с направлением и скоростью полета мяча.

Все технические приемы—это кратковременное со­прикосновение рук с мячом. Всякая задержка мяча — ошибка! Вот почему в понятие «техника» правомерно включить еще такой фактор, как умение дифференциро­вать пространственно-временное отношение. В связи с этим в обучении технике мы выделяем две стороны: во-первых, выработка дифференцировки пространства и вре­мени, т. е. умение согласовывать свои движения по отно­шению к движущемуся мячу; во-вторых, овладение так называемым «ударным» движением, т. е. момент непо­средственного воздействия на мяч (подача, нападаю­щий удар и т. д.). Отсюда необходимость широкого при­менения специальных (подготовительных и подводящих) упражнений и бесперспективность занятий с преоблада­нием двусторонней игры в волейбол.




ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ИГРЫ

Тактическая подготовка волейболистов—это не толь­ко изучение индивидуальных, групповых и командных тактических действий в игре. Тактическая подготовка во­лейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимаю­щимся индивидуально и во взаимодействии с другими игроками, вначале без мяча, затем с набивными (теннис­ными и др.) мячами и, наконец, с волейбольным мячом.

Формирование тактических умений начинается с пер­вых шагов обучения волейболу—с развития у занимаю­щихся быстроты реакции и ориентировки, сообразитель­ности, а также умений, специфических для игровой дея­тельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх, уме­ние взаимодействовать с другими игроками для достиже­ния победы над противником, умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия.

Наши рекомендации