Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Произведите словообразовательный разбор слов и определите тип словообразования, представив словообразовательную цепочку и называя составные части слов, служащих для образования новых слов (словообразующие) или форм одного слова (формообразующие):

Столик

Посадка

Бывает

Полюбил

По-зимнему

Расчехвостить

Увидав

Зимовочный

Перезванивать

Зерноуборочный

Выздоравливание

Упражнение 2

Разберите слова по составу, выделив чередование:

Изъять, рождение, потерявши, самолюбие, множество, состояние, разнообразие, выражение, пожелание, безумный, сплошные, праздничный, страшен, последнюю, всем, скрепляет, сходит, спросили, бывает, говорить, любил, представляю, выйти, сознавать, приснится, ответил, может, промолчать, считал, увижу, связанный, закрыт, увидав, расчехвостить, принятые, вынимать.

Упражнение 3

Определите морфемный состав слов, назовите каждую часть в порядке разбора.

Подоконник, увидав, по-летнему, заезжать, доходить, водопроводчик, пролетарий, землянка, передача, перенести, поработали бы, умывается, выровнять, сбираться.

Упражнение 4

Сравните образование следующих слов:

числительных: одиннадцать, двенадцать, пятнадцать, семнадцать;

наречий: сегодня, сейчас, тотчас;

сложных числительных: пятьдесят, триста, пятьсот, шестьсот, семьсот и др.

Упражнение 5

Докажите, что в представленных словах наблюдается процесс субстантивации.

Рабочий, дежурный, больной, русские (новые русские), столовая, мастерская, проходная, запятая, учительская, преподавательская, мороженое, пирожное, приданое, насекомое, животное и др.

Упражнение 6

Определите, от каких слов образованы данные слова. Выделите морфемы, с помощью которых они образованы. Определите способ образования слов:

Больница, грузовик, строитель, учитель, счетчик, вешалка, спальня, стойло, стойбище, проректор, правнук, неправда, небольшой, безынтересный, безнравственный, подснежник, нахлебник, собутыльник, предгорье, пританцовывать, отпуск, синь, математик, физик, лирик, журналист, вертолет, сталевар, луноход, кашевар, баснописец, пятилетка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, шкаф-купе, педуниверситет, агитбригада, профсоюз, профсобрание, литобъединение, профтехучилище, горком, профком, физмат, НОСТА, Рунет, СНГ, МГУ, ОГПУ, МЧС, НЛО, ГТРК, ВДНХ, КПСС, КПРФ, ЛДПР, ЦДЖ, МФЖ, вуз, загс, ТАСС, ДОСААФ, БАМ, МАПРЯЛ, ООН, СМИ, РАН, НИИ, МГИМО, СНО, ТЮЗ, МХАТ, «Окна РОСТА», ГУЛАГ, ИМЛИ, ИРЛИ, ЛИТО, РОВД, ОЦДЮТ.

Упражнение 7

Прочитайте и определите, каким способом обра­зованы данные слова. Сделайте их словообразовательный разбор.

I. I. Неправда, антивоенный, перелететь, заранее (предупредить), юго-восток, письмоносец. 2. Резчик, косьба, прадед, победитель, удалец, метелица, ново­стройка. самообразование. 3. Преотличный, прибреж­ный, незрелый, бабушкин, рыбачий, доверчивый, при­морский, заграничный, ярко-красный, плодово-ягодный, научно-технический, новогодний.

II I. Предугадать, перестроить, недовыполнить.
2. Сушить, пустовать, лакировать. 3. Пояснить, призем­лить, разредить, удвоить. 4. Искренне (рад), привычно
(действовать), навсегда (уехать), доныне (помнить),
справа (от входа), изредка (справляться).

Упражнение 8

Прочитайте и определите, каким способом обра­зованы выделенные слова. Приведите свои примеры на каждый из этих способов.

I. Вызвать дежурного. 2. Посетить больную. 3. Счи­таться первым учеником. 4. Колонны трудящихся. 5. Помощь пострадавшему. 6. Перевязать раненого. 7. Не читать лежа. 8. Цветущее здоровье. 9. Благодаря заботе друзей. 10. Легкорастворимое вещество. 11.Тру­долюбивый работник.

Словарь по теме

Лексико-семантический тип словообразования заключается в том, что слово, уже существующее в русском языке, приобретает новое смысловое значение, т.е. возникает омонимия.

Омонимы (гр. homos - одинаковый + опуmа - имя) – это слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Лексико-синтаксический тип словообразования заключается в том, что новое слово образуется на базе словосочетания.

Морфолого-синтаксический тип словообразования заключается в том, что слово из одной части речи может переходить в разряд другой части речи.

Субстантивация – это процесс, при котором в русском языке наблюдается переход прилагательных в разряд существительных.

Морфологический тип словобразования заключается в том, что новое слово образуется, прежде всего, с помощью различных морфем (приставок, суффиксов).

Суффиксальный способ словообразования – это когда от существительного, прилагательного, глагола или какой-либо другой части речи образуется новое слово с помощью того или иного суффикса.

Префиксальный способ словообразования – это когда новое слово образуется с помощью приставки.

Префиксально-суффиксальный способ словообразования – это когда новое слово образуется одновременно при помощи приставки и суффикса.

Безаффиксный способ словообразования – это когда новое слово образуется путем усечения данного слова.

Основосложение - это когда новое слово образуется путем сложения основ двух каких-то слов с помощью соединительных гласных О или Е.

Словосложение – это когда в результате сочетания двух слов образуется одно новое слово.

Буквенный способ образования слов - это когда сложносокращенное слово образуется путем сочетаний начальных букв.

Звуковой способ образования слов - это когда сложносокращенное слово образуется путем сочетания начальных звуков.

Аббревиатура – это сложносокращенные слова, образованные буквенным или звуковым способом .

Аббревиация - это процесс образования сложносокращенных слов, образованных буквенным или звуковым способом.

Смешанный способ образования слов - это когда совмещается звуковой способ с буквенным или прибавляется слог.

Наши рекомендации