Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Найдите слово, грамматически обозначающее признак признака в словосочетаниях: быстро бегущий волк, давно известное нам предание, мы впервые услышали об этом.

Упражнение 2

В наречиях с основой на шипящую суффикс -о пишется под ударением: свежо, горячо, хорошо; без ударения — суффикс -е: певуче, жгуче, угрожающе, пугающе.

Составьте предложения с наречиями на -о и -е. Запи­шите их.

Упражнение 3

В конце наречий после шипящих пишется мягкий знак: вскачь, настежь, наотмашь — за исключением слов уж, замуж, невтерпёж. Составьте предложения с этими словами (письменно).

Упражнение 4

Наречия с приставкой по-, оканчива­ющиеся на -ски, -цки, -ьи, -ому, -емупишутся с дефисом после приставки: по-русски, по-казацки, по-волчьи, по-новому, по-нашему.

Придумайте предложения с такими наречиями, запишите их.

Упражнение 5

Прочитайте стихотворение Л. Н. Мар­тынова «Дети»:

Какие

Хорошие

Выросли дети!

У них удивительно ясные лица!

Должно быть, им легче живется на свете,

Им проще пробиться, им легче добиться.

Положим, они говорят, что труднее:

Экзамены, всякие конкурсы эти.

Быть может, и верно.

Им, детям, виднее.

Но очень хорошие выросли дети.

Конечно, здоровые эти ребята,

А впрочем, по множеству признаков судя,

Мы сами такими же были когда-то,—

И нас не смирение вывело в люди.

Найдите здесь сравнительные формы наречий. Есть ли у них морфологические отличия от сравнительных форм прилагательных? Можно ли вне предложения определить: легче — форма слова легко (наречие) или слова легкий (прилагательное)?

Упражнение 6

Сравните: влево — в окно, налево — на окно, слева — с окна, издалека — из окна, докрасна — до окна. Суффиксы -о или --а у наречий с приставками в-, на-, за-, с-, из-, до- пишутся так же, как окончания существительных типа окно с предлогами. Приведите сами Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего - student2.ru Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего - student2.ru примеры таких наречий. Придумайте и запишите предло­жения с такими наречиями.

Упражнение 7

Почему в наречиях досрочно, дословно (с приставками до-) пишется на конце -о? (Ср.: досветла, докрасна.) Какие словообразовательные знания надо иметь, чтобы правильно писать эти наречия?

Упражнение 8

Объясните правописание наречий: по-товарищески, поодиночке, посередке, по-осетински, пополам, по-своему, попозже, любить по-прежнему, по секрету, по-адыгейски, по временам, по-детски, подольше, подолгу, по-змеиному, по-иному, по-латыни, по праву, по привычке, по пути, не по пути, по-оленьи, посуху, почему, пятерка по русскому языку.

Упражнение 9

Разберите морфологически ряд наречий из упражнений с 5 по 8 по данным схемам разбора части речи «наречие» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

Словарь по теме

Наречие — это часть речи, выражающая грамматиче­ское общекатегориальное значение признака действия, со­стояния или другого признака (писать быстро и красиво, ре­бёнку очень весело, весьма приятный, разговаривать край­не любезно).

Определитель­ные наречия уточняют качество и интенсивность действия или признака, конкретизируют способ совершения действия (много работать, очень быстро, читать по-польски). Среди определительных наречий выделяются:

1) наречия меры и степени (немного, очень, крайне, слишком, вдоволь), которые примыкают к глаголам, прилагательным, другим наречиям (а также к словам категории состояния);

2) наречия способа действия (вслух, басом, нараспев, пешком, красиво), которые примыкают только к глаголам.

Обстоятельственные наречия примыкают только к глаголам. Они не уточняют характер действия, а указывают на обстоятельства его протекания. Выделяются наречия места (слева, вперёд, домой), времени (скоро, давно, вчера, еже­дневно), причины (сгоряча, поневоле, сослепу), следствия (до­бела, досыта), цели (нарочно, назло), совместности (вдвоём, вместе).

Знаменательные наречия об­ладают номинативным значением, они называют тот или иной признак признака (хорошо, очень, пешком, наизусть и др.).

Местоименные наречия (где, когда, куда, как и др.) не имеют номинативного значения: они не называют признак признака, а указывают на него. Эти наречия называются мес­тоименными потому, что их значение сходно со значениями местоименных слов типа кто, какой, сколько; кроме того, многие местоименные наречия образованы от местоимений (по-моему, затем, оттого я др.).

Категория состояния

План темы

1. Особенности категории состояния как части речи.

2. Лексико-грамматические разряды слов категории состояния.

Содержание темы

Наши рекомендации