Вопрос № 1. Основные свойства электролитов в свете теории электролитической диссоциации Аррениуса (25 мин).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для проведения лекционного занятия
по дисциплине «Химия»
для курсантов 1 курса по специальности 280705.65 –
«Пожарная безопасность»
РАЗДЕЛ III
ХИМИЯ РАСТВОРОВ. ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ.
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОХИМИИ
ТЕМА 3.11
РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
ЗАНЯТИЕ № 3.11.1
СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
Обсуждена на заседании ПМК
протокол №__ от «___»________2014г.
Владивосток
2014 г.
I. Цели занятия
Учебные: изучить основные свойства сильных и слабых электролитов; понятие рН растворов; особенности растворов солей в воде
Воспитательная: воспитывать у обучаемых ответственность за подготовку к практической деятельности.
II. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
Учебные вопросы | |
1. Основные свойства электролитов в свете теории электролитической диссоциации Аррениуса | |
2. Количественные характеристики процесса диссоциации | |
3. Особенности растворов кислот, гидроксидов, солей | |
4. Понятие водородного показателя рН | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
III. Литература
Основная
1. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.И. Ермакова. – изд. 30-е, исправленное-М.: Интеграл-Пресс, 2007.-728 с.
Е.Г. Коробейникова, А.П. Чуприян, В.Р. Малинин, Г.К. Ивахнюк,
Н.Ю. Кожевникова. Химия. Курс лекций. Учебное пособие по спец. 280104.65 –Пож. безопасность /Под. Ред. Проф. В.С. Артамонова/. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 425 с.
3. Некрасов Б.В. Основы общей химии. – 4-е изд.,- СПб: Изд-во «Лань», 2003. – 656 с.
Нормативно-правовые документы
1. НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
IV. Учебно-материальное обеспечение
1.Технические средства обучения: компьютерная техника ( РМП, П), интерактивная доска.
2. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева, демонстрационные плакаты, схемы.
V. Текст лекции
Тема 11. РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (3 мин.)
Преподаватель проверяет наличие слушателей (курсантов), объявляет тему, учебные цели и вопросы занятия.
“Вода именно разлагает на отдельные ионы молекулы растворенного вещества, но при этом образующиеся ионы могут соединяться с водой в более сложные группы, находящиеся в состоянии диссоциации”.
И.А. Каблуков
Электролитами называются вещества, распадающиеся на ионы в растворах или расплавах и потому проводящие электрический ток. К электролитам относятся неорганические кислоты, гидроксиды, соли. Электролиты образуют ионные растворы.
Соответственно, неэлектролиты – вещества, которые в растворе на ионы не распадаются, электрический ток не проводят и образуют молекулярные растворы. К неэлектролитам относятся большинство газов, органические соединения и молекулы с неполярными и малополярными связями.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (85 мин)
Вопрос № 1. Основные свойства электролитов в свете теории электролитической диссоциации Аррениуса (25 мин).
Распад электролитов на ионы при растворении их в воде называетсяэлектролитической диссоциацией.
Для объяснения особенностей водных растворов электролитов шведский ученый Сванте Аррениус в 1887 году предложил теорию электролитической диссоциации.
В представленной к защите в Упсальском университете диссертационной работе под названием “О диссоциации растворенных в воде веществ“ Аррениус излагал новые идеи о самопроизвольной диссоциации электролита на ионы при его растворении в воде. Многие ученые того времени, путая ионы с атомами отвергли новую теорию. К числу этих ученых принадлежал и Д.И. Менделеев.
В числе сторонников Аррениуса были Оствальд и Вант-Гофф. Однако и они не сразу согласились с выводами автора. Оствальд вспоминал: “Я провел лихорадочную ночь со скверными снами. У меня одновременно появились жестокая зубная боль, новорожденная дочка и статья Аррениуса “Исследования по проводимости электролитов. То, что было написано в работе, настолько отличалось от привычного и известного, что я сначала был склонен все в целом принять за бессмыслицу”. Однако к началу XX века теория электролитической диссоциации получила всеобщее признание.
В 1903 году за разработку этой теории он был удостоен Нобелевской премии.
Основные положения теории