Чередования согласных звуков

Чередование согласных звуков в родственных словах и формах одного и того же слова — свойство не только церковнославянского, но и русского языка: писать — пишу, отец — отеческий. В церковнославянском языке подобные чередования регулярны и более часты, чем в русском. Посмотрите на цепочки церковнославянских слов — на то, как изменяются в них согласные; возможно, это поможет вам легче распознавать и другие знакомые слова в их церковнославянском звуковом обличье:

человек — человече — человецы; отрок — отрочаотроцы
Бог — Боже — о Бозе; книга — книжник — в книзе
Дух — Душе — о Дусе
судити — сужду (обратите внимание, в русском языке в этом случае «д» меняется на «ж»!)
хотети — хощу; свет — свеща (в русском — «т» меняется на «ч»)

Звательный падеж

В церковнославянском языке есть все те же падежи, что и в русском, и изменяются по падежам примерно те же роды слов, что и в русском языке — существительные, прилагательные, местоимения и т. д. Конечно же, в некоторых формах у знакомых нам слов будут несколько иные окончания, чем в русском языке, но понять (а потом и запомнить) эти формы не так уж сложно. Но в церковнославянском языке есть еще один падеж, употребляющийся при обращении — звательный. Все нижеприведенные слова стоят в звательном падеже:

Господи Боже Вседержителю
Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины
Пресвятая Богородице Марие, Госпоже Дево Богородице
Преподобне отче Сергие

Двойственное число

В церковнославянском языке есть не только единственное и множественное число, как в русском, но и двойственное: если речь идёт о двух людях или предметах, употребляется специальная форма. Вам нужно просто помнить об этом — иногда этим легко объясняется непривычное звучание вроде бы знакомого слова. Вот некоторые примеры двойственного числа:
Обе руце. Руце мои. Рукама своима. Никтоже может двема господинома работати.

Формы глагола «быти»

Следует запомнить хотя бы основные формы церковнославянскиого глагола «быти». Вот как изменяется он в настоящем времени:
Единственное число

Аз1 есмь
Ты еси
Он есть
Множественное число2
Мы есмы
Вы есте
Они суть
1Аз — я. 2Глагол, как и все другие, имеет также формы двойственного числа: мы есма (м. р.), наю (3?е лицо, т. е. они, если их двое) еста (м. р.).

Формы глаголов

В церковнославянском языке более сложная система времен, чем в современном русском: в нем целых четыре прошедших времени (тем, кто изучал современные европейские языки, это должно быть знакомо). Рассммотрите формы хотя бы первых двух из приведенных здесь прошедших времен (эти времена наиболее употребительны).

Аорист — простое прошедшее время — встречается наиболее часто. В этом времени рассказывается о простом действии, предшествующем моменту повествования — о чем-либо, что было раньше.

Единственное число

Аз несох, писах
Ты, он несе, писа
Множественное число
Мы несохом, писахом
Вы несосте, писасте
Они несоша, писаша
(Двойственное число: мы несохова, писахова; вы, она несоста, писаста)

Перфект— прошедшее совершенное время; оно констатирует сам факт действия: свершившееся — неоспоримый факт. Перфект состоит из глагольной формы с окончанием на -л (в грамматиках она называется причастием прошедшего времени на -л) и формы настоящего времени глагола «быти» (эти формы мы уже приводили).

Итак:

Единственное число
Аз несл (несла) есмь, писал (писала) есмь
Ты несл (несла) еси, писал (писала) еси
Он несл (она несла) есть, он писал (она писала) есть
Множественное число
Мы несли есмы, писали есмы
Вы несли есте, писали есте
Они несли суть, писали суть
(Двойственное число: мы несла есва; вы, она писала еста, несла еста)

Для тех, кто хочет иметь возможность сориентироваться и в более редких формах, скажем об остальных двух прошедших временах.
Рядом с аористом может встретиться и другое прошедшее время — имперфект, или прошедшее продолженное время, которое выражает действие, соотносительное с другим действием, основным. Некоторые формы имперфекта похожи на формы аориста или даже совпадают с ними.

Единственное число

Аз несях, писах
Ты, он несяше, писаше
Множественное число
Мы несяхом, писахом
Вы несясте, писасте
Они несяху, писаху

(Двойственное число: мы несяхова, писахова; вы, она несяста, писаста)

Плюсквамперфект, или давнопрошедшее время, выражает такое действие в прошлом, которое предшествовало другому действию в прошлом. Плюсквамперфект образуется из глагольной формы с окончанием на -л и глагола «быти» в аористе или имперфекте.

Единственное число

Аз несл (несла) бех или несл (несла) бях
Ты, он несл (ты, она несла) бе или несл (несла) бяше
Множественное число
Мы несли бехом или несли бяхом
Вы несли бесте или несли бясте
Они несли беша или несли бяху

(Двойственное число: мы несла бехова или несла бяхова; вы, она несла беста или неслабяста)

Еще раз напоминаем, что перед вами — не грамматический справочник, а начальный ориентир, вполне достаточный для того, чтобы не растеряться в непривычных языковых формах. Если вы захотите глубже вникнуть в строй церковнославянского языка, самостоятельно анализировать тексты, вам понадобится учебник или грамматика, а также словарь, более обширный.

(Толковый молитвослов. М., 2005 г.)

Наши рекомендации