Практическое занятие №5. Позиционные и исторические чередования согласных звуков

Задания для домашней самостоятельной работы студентов:

1. Выполните упр. № 195, 196, 198 (1) из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.

2. На материале упр. № 217, 221 (1) из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева выполните следующее задание: а) затранскрибируйте предложенные тексты; б) подберите к словам из этих текстов другие слова с теми же морфемами, чтобы обнаружились позиционные чередования согласных звуков (мена или изменения); в) письменно охарактеризуйте чередования по данному образцу:

[стърΛжыт] - [стΛрошкъ]: в корне слова происходит фонетическое чередование согласных звуков по глухости-звонкости в положении перед глухим согласным [ж/ш] – позиционная мена (пересекающийся ряд чередований).

3. Приведите примеры школьных орфографических правил, знание которых позволяет избежать орфографических ошибок в написании согласных букв. С чем связано наличие правил такого рода?

4. В автобиографической повести А. Петрушевской «Маленькая девочка из «Метрополя»» упоминается о том, что перед войной в Москве был распространён туберкулёз.

«Заразиться можно было везде. Из лекарств был стрептоцид. Я почему-то помню, что он был белый и красный. Красным стрептоцитом (так произносилось) женщины красили волосы».

Лингвистический вопрос: почему произносили «стрептоцитом», а не «стрептоцидом»?

5. Найдите исторические чередования согласных:

истребить – истреблю, копить – коплю,

бросить – брошу, ходить – хожу – хождение,

фунт – фунтик, пастух – пастушка, зубы – зубки.

6. Выполните упр. № 205, 206 из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева.

7. На материале упр. № 218 из сборника упражнений по современному русскому языку под ред. Л.Л. Касаткина и Е.Н. Ширяева, выполните следующее задание: а) затранскрибируйте предложенные тексты; б) подберите к словам из этих текстов другие слова с теми же морфемами, чтобы обнаружились позиционные чередования гласных звуков (мена или изменения); в) письменно охарактеризуйте обнаруженные чередования по данному образцу: [ч’˙ấс] - [ч’иэ]: в корне слова происходитсы фонетическое чередование гласных звуков [а/иэ] в первом предударном слоге после мягкого согласного (позиционная мена – пересекающийся ряд чередований).

8. Затранскрибируйте данный отрывок. Продемонстрируйте на его примере чередования гласных и согласных звуков (позиционные и исторические).

Бесшумный в мерцанье церковной свечи,

Многошумный в пожаре,

Глухой для мольбы, многоликий,

Многоцветный при гибели зданий,

Проворный, веселый и страстный,

Так победно-прекрасный,

Что когда он сжигает мое,

Не могу я не видеть его красоты, -

О красивый Огонь, я тебе посвятил все мечты! (К. Бальмонт)

9. Вслушайтесь в звучание этого фрагмента и определите, какие звуки использует автор для создания образа, для передачи того или иного настроения.

10. Какие орфографические правила, знакомые вам из курса средней школы, связаны с чередованием гласных звуков?

11. В словах сон и слон звук [о] разного происхождения. Можно ли это доказать, не выходя за рамки современного русского языка?

Основная литература:

1. Касаткин Л.Л., Крысин Л.П., Львов М.Р., Терехова Т.Г. Русский язык: в 2-х частях. Ч.1. – М., 1989.

2. Практический курс современного русского языка: сборник упражнений: учебное пособие / под ред. П.А. Леканта. – М., 2002.

3. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М., 2009.

4. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 2008.

5. Сборник упражнений по русскому языку / под ред. Л.Л. Касаткина, Е.Н. Ширяева. – М., 1994.

6. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. – Ч.I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2008.

7. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык: в 3-х ч. Ч.1. – М., 1981 и др. годы изданий.

Дополнительная литература:

1. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. – М., 1974.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. – М., 2001.

3. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. – М., 1977.

4. Буланин Л.Д. Фонетика современного русского языка. – Л., 1970.

5. Панов М.В. Современный русский литературный язык. Фонетика. – М., 1979.

Учебно-методические разработки для студентов:

1. Павлюченкова Т.А. Современный русский язык. Материалы для самоподготовки и учебные задания для студентов I – II курсов заочного и очного отделений. – 2-е изд., испр. и доп. – Ч.I. – Смоленск, 2002.

2. Схемы и образцы лингвистического анализа для занятий по дисциплине «Современный русский язык» / сост. Т.А. Павлюченкова. – Смоленск, 1997.

Наши рекомендации