Чередования согласных звуков

Чередование согласных звуков в родственных словах и формах одного и того же слова — свойство не только церковнославянского, но и русского языка: писать — пишу, отец — отеческий. В церковнославянском языке подобные чередования регулярны и более часты, чем в русском. Посмотрите на цепочки церковнославянских слов — на то, как изменяются в них согласные; возможно, это поможет вам легче распознавать и другие знакомые слова в их церковнославянском звуковом обличье:

человек — человече — человецы; отрок — отроча — отроцы

Бог — Боже — о Бозе; книга — книжник — в книзе

Дух — Душе — о Дусе

судйти — сужду (обратите внимание, в русском языке в этом случае «д» меняется на «ж»!)

хотёти — хощу; свет — свеща (в русском — «т» меняется на «ч»).

Звательный падеж

В церковнославянском языке есть все те же падежи, что и в русском, и изменяются по падежам примерно те же роды слов, что и в русском языке — существительные, прилагательные, местоименияи т.д. Конечно же, в некоторых формах у знакомых нам слов будут несколько иные окончания, чем в русском языке, но понять (а потом и запомнить) эти формы не так уж сложно. Но в церковнославянском языке есть еще один падеж, употребляющийся при обращении — звательный. Все нижеприведенные слова стоят в звательном падеже:

Господи Боже Вседержителю Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе Царю Небесный, Утешителю, Душе истины Пресвятая Богородице Марйе, Госпоже Дево Богородице

Преподобне отче Сергие.

Двойственное число

В церковнославянском языке есть не только единственное и множественное число, как в русском, но и двойственное: если речь идет о двух людях или предметах, употребляется специальная форма. Вам нужно просто помнить об этом — иногда этим легко объясняется непривычное звучание вроде бы знакомого слова. Вот некоторые примеры двойственного числа: Обе руце. Руце мой. Рукама свойма. Никтоже может двема господинома работати.

Формы глагола «быти»

Следует запомнить хотя бы основные формы церковнославянскиого глагола «быти». Вот как изменяется он в настоящем времени:

Единственное число

Аз есмь

Ты еси

Он есть

Множественное число

Мы есмы

Вы есте

Они суть

Аз — я. Глагол, как и все другие, имеет также формы двойственного числа: мы есма (м. р.), наю (3-е лицо, то есть они, если их двое) еста (м. р.).

Формы глаголов

В церковнославянском языке более сложная система времен, чем в современном русском: в нем целых четыре прошедших времени (тем, кто изучал современные европейские языки, это должно быть знакомо). Рассмотрите формы хотя бы первых двух из приведенных здесь прошедших времен (эти времена наиболее употребительны).

Аорист— простое прошедшее время — встречается наиболее часто. В этом времени рассказывается о простом действии, предшествующем моменту повествования — о чем-либо, что было раньше.

Единственное число Аз несох, писах Ты, он несё, писа Множественное число Мы несохом, писахом Вы несосте, писасте Они несоша, писаша

(Двойственное число: мы несохова, писахова; вы, она несоста, писаста).

Перфёкт — прошедшее совершенное время; оно констатирует сам факт действия: свершившееся — неоспоримый факт. Перфект состоит из глагольной формы с окончанием на -л (в грамматиках она называется причастием прошедшего времени на -л)и формы настоящего времени глагола «быти» (эти формы мы уже приводили). Итак:

Единственное число

Аз нёсл (несла) есмь, писал (писала) есмь Ты нёсл (несла) есй, писал (писала) есй Он нёсл (она несла) есть, он писал (она писала) есть

Множественное число

Мы несли есмы, писали есмы Вы несли есте, писали есте Они несли суть, писали суть

(Двойственное число: мы несла есва; вы, она писала еста, несла еста).

Для тех, кто хочет иметь возможность сориентироваться и в более редких формах, скажем об остальных двух прошедших временах.

Рядом с аористом может встретиться и другое прошедшее время — имперфёкт, или прошедшее продолженное время, которое выражает действие, соотносительное с другим действием, основным. Некоторые формы имперфекта похожи на формы аориста или даже совпадают с ними.

Единственное число Аз несях, писах Ты, он несяше, писаше Множественное число Мы несяхом, писахом Вы несясте, писасте Они несяху, писаху (Двойственное число: мы несяхова, писахова; вы, она несяста, писаста).

Плюсквамперфект, или давнопрошедшее время, выражает такое действие в прошлом, которое предшествовало другому действию в прошлом. Плюсквамперфект образуется из глагольной формы с окончанием на -л и глагола «быти» в аористе или имперфекте.

Единственное число

Аз нёсл (несла) бех или нёсл (несла) бях Ты, он нёсл (ты, она несла) бе или нёсл (несла) бяше

Множественное число

Мы несли бехом или несли бяхом

Вы несли бесте или несли бясте

Они несли беша или несли бяху

(Двойственное число: мы несла бехова или несла бяхова; вы, она несла беста или несла бяста).

Еще раз напоминаем, что перед вами — не грамматический справочник, а начальный ориентир, вполне достаточный для того, чтобы не растеряться в непривычных языковых формах. Если вы захотите глубже вникнуть в строй церковнославянского языка, самостоятельно анализировать тексты, вам понадобится учебник или грамматика, а также словарь, более обширный, чем предложен в этой книге.

^Словарь часто употребляемых и малопонятных слов и выражений

Здесь объясняются слова, не вполне понятные современному человеку, не знающему церковнославянского языка и неоднократно встречающиеся в молитвах. Особое внимание обращено на слова, лишь кажущиеся понятными, а в действительности имеющие в церковном языке несколько отличное от современного значение (или оттенки значения). К ним принадлежат и слова глубокого богословского содержания. Все они разъяснялись на своем месте в книге (по мере того как встречались в молитвах), но порой для лучшего понимания важно увидеть, где еще встречается то же слово, какой жизнью оно живет в других контекстах, посмотреть на близкие по происхождению и значению слова (словарик предоставляет эту возможность). Иногда слово нуждается в богословском комментарии, который приведен в книге в дополнительном пояснении к молитве (в словаре отмечены такие случаи). Таким образом, словарь дополняет объяснения молитв, а объяснения молитв обогащают словарь.

Примеры, показывающие жизнь слов, взяты не только из молитв келейного правила, но и из некоторых наиболее известных богослужебных текстов.

А

Абие — тотчас, немедленно; вдруг.

Аз — я. О Господи, аз раб Твой (Пс. 115, 7 — в Правиле ко Причащению). Глагол быть в сочетании с аз принимает форму есмь: всяк ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровъ, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз есмь (молитва 6-я ко Святому Причащению); Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спастй, от нихже первый есмъ аз (молитва Иоанна Златоустого ко Причащению).

Аллилуиа(из древнееврейск.) — хвалите, славьте Господа. Песнь в честь Триединого Бога, которая поется или читается трижды, с присоединением славословия Богу: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!

Аминь (из древнееврейск.) — воистину; да будет так.

Аможе— куда.

Архистратиг — военачальник, главнокомандующий.

Аще — 1) если. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо (Пс. 50). Аще бо от дел спасеши мя, нёстъ се благодатъ и дар, но долг паче (молитва 8-я утр.). Аще что согреших в прешёдшую нощъ сию, покрый мя в настоящий денъ (молитва 9-я утр.). К кому прибегну в горести моёй, аще не к Тебе, Царице Небёсная? (Молитва по каноне Пресвятой Богородице). 2) хотя. Аще и во гроб снизшёл есй, Безсмёртне, но адову разрушйл есй сйлу (кондак Пасхи). Безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся (молитва 9-я на сон грядущим); 3) ли. Ббже, ослаби, остави, простй ми согрешения моя, елйка Ти согрешйх, аще слдвом, аще делом, аще помышлением (молитва 7-я ко Святому Причащению). Прости ми грешному… елика Ти… согреших, аще в разуме и в неразумии, аще в словесех илй делех (молитва 9-я ко Святому Причащению). Аще бы — если бы. Аще убо — так как, потому что. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую (молитва 8-я утренняя). Аще ли не — если же не (нет).

Б

Безвестный — неведомый, неизвестный.

Безсловесный — 1) лишенный дара слова и разума; нередко безсловеснии означает “животные”: Восприял еси в вертепе и в яслех безсловёсных возлещи (молитва 2-я ко Причащению); 2) неразумный, безумный. Восприимй и в яслех безсловесныя моея души… внити (та же молитва). Сущ. безсловесие.

Безгодие — неблагоприятное время. Нареч. безгодно: Или безгодно спах (молитва 3-я на сон грядущим).

Безместный — неуместный, непристойный. Осквернен делы, безместными (канон ко Причащению).

Безначальный — не имеющий начала и начальства, то есть Вечный и Всевластный. Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь (ирмос 9-й песни канона ко Причащению). Собезначальный — также не имеющий начала. Безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный (молитва 1-я ко Причащению). Собезначальное Слово Отцу и Духови (тропарь воскресный 5-го гласа).

Безприкладный — безмерный, несравненный.

Бисер — жемчуг; вообще драгоценность. Умный бисер — духовная драгоценность: да приём умнаго бисера, освящуся (Богородичен по 4-й песни канона ко Причащению).

Благая (мн. ч., ср. род прилагательного благий) — благо, все благое, доброе. Сокровище благих (молитва Святому Духу). Бдети укрепи мя во благих (канон Ангелу хранителю, 6-я песнь). Душа его во благтх водворттся (Пс. 24, 13); 2) имение, сокровища…

Благоутробие — милосердие (буквально: благость сердца). Надеяся на милостъ благоутробия Твоего… (на утрене от Недели о мытаре и фарисее до 5-й Недели Великого поста).

Благоутробный— милосердный (буквально: имеющий благое сердце). Молебную службу мою приими, и Богу благоутробному принесо (молитва 7-я утренняя, ко Пресвятой Богородице). С высоты снизшел есй, Благоутробне (тропарь воскресный 8-го гласа). Многоблагоутрббне, слава Тебе (тропарь 7-й Недели по Пасхе).

Благокоренный — прочно основанный, прочный…

Благостыня— добро; благость; блаженство.

Блюсти (аз блюду) — тщательно хранить, стеречь, наблюдать. Блюдйся от сих, человёче(канон покаянный).

Брашно — снедь, пища. Таинственное брашно яждь (из молитв ко Причащению).

В

Вежда — ресница; веко.

Велий — великий; болыпой.

Вельми— весьма, очень. На страсти вельми подвизался еси в жизни временней(тропарь прп. Сергию).

Верно— с верой. Верно поющии Тя.

Вертеп— пещера.

Вещание — речь, сказывание, проповедь. Во всю землю изыде вещание твое (тропарь свт. Василию Великому).

Вкупе — вместе.

Внегда— когда.

Внушати(аз внушаю) — внимать, выслушивать, слышать; внушйти — услышать, внять: внушй глас моления моего.

Воздети(аз воздежду) — поднять, простереть.

Возношение— 1) жертвенное приношение, хвала, славословие, прославление. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая (Пс. 50); превозношение, кичение. Госпоже Богородице… вражия возношения низложй (канон Ангелу хранителю, 5-я песнь).

Возопити, возопияти, вопияти — кричать громко, с воплем взывать о помощи; вопием ти — взываем к тебе.

Волити — хотеть, желать; соизволять. Обиду мою веси, разрешй ту, яко волиши(молитва Пресвятой Богородице). Волитель — тот, кто хочет, тот, кто проявляет склонность, волю к чему-либо. Волителя милости… умоли (канон Пресвятой Богородице).

Вонь— в него (ср.: нань); воньже — в который.

Вперяти (аз вперяю) — окрылять. Сия вперяют мя (молитва 6-я ко Причащению).

Вскую— почему, для чего, зачем.

Всяческая— всё сущее, весь мир. Боже всяческих (молитва 6-я ко Причащению).

Выну— всегда, непрестанно, во всякое время. Грех мой предо мною естъ выну(Пс. 50, 5).

Вышняя— верхнее, горнее, небесное. Боже… в вышних живъій — Боже, живущий на небе, на высотах небесных (молитва 5-я утренняя).

Г

Глаголати (аз глаголю) — говорить.

Глумитися (аз глумлюся) — 1) насмехаться, забавляться; 2) размышлять.

Глумление — 1)пустословие, издевка, насмешка; задумчивость, грусть, печаль.

Гонити (аз гоню) — 1) гнать; гнаться, преследовать; 2) следовать, держаться. Почто… блуд и гордость гдниши? (канон покаянный, 4-я песнь). Ср.: изженити, отженйти, поженити.

Горце — горько, жестоко, тяжело, с трудом.

Д

Даждь— дай: форма единственного числа повелительного наклонения от глагола дати. Хлеб наш насущный даждь нам днесь (молитва Господня). Не даждь ми уснути во греховней смерти (молитва 2-я утренняя).

Даси — дашь: форма 2-го лица единственного числа настоящего времени от глагола дати.

Держава — сила, власть, подвластная область; державный — сильный, могучий; избранный, превосходный, прекрасный. Чаша Твоя упоявающи мя, яко державна(Пс. 22, 5).

Дерзновение — смелость, бесстрашие, надеяние. Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли… (канон Ангелу хранителю, 9-я песнь).

Десница — правая рука; в переносном смысле — сила, власть, покровительство.

Доброта— 1) красота, великолепие; 2) внутреннее совершенство, благость. Неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную (молитва 5-я утренняя; см. пояснение к этой молитве).

Дондеже — доколе, пока, до тех пор, пока.

Е

Е — его (вин. падеж местоимения среднего рода оно).

Еда — разве, неужели.

Еже (е + же) — 1) которое (средний род местоимения иже — который); 2) союз: дабы, чтобы, что, если, когда; 3) непереводимая частица, соответвующая в грамматических конструкциях греческому артиклю. Ср.: и же, яже.

Ей — да.

Елико — как, сколько.

Ж

Живодавец —Податель Жизни. Величаем Тя, Живодавче Христе… (величания Господских праздников).

Живот — жизнь. Господи и Владыко живота моего… (молитва великопостная прп. Ефрема Сирина). Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога (тропарь Ангелу хранителю). Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живдт даровав (тропарь Пасхи). Преставилася еси к животу, Мати сущи Живота (тропарь Успения Пресвятой Богородицы). Животё и Воскресёние наше, Господи, слава Тебе (тропарь воскресный 8-го гласа). Живот вечный: Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет ми в живот вечный(молитва 4-я по Святом Причащении).

Животворящий. Животворящий Дух Святый. Животворящее Тело Господне. Пречистые и животворящие Тайны Христовы. Животворящий Крест Господенъ.Живодательный — дающий жизнь. Живодателъные и непордчные Таинства (молитва 6-я ко Святому Причащению). Живоносный. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя… (молитва 3-я ко Святому Причащению).

Животный — исполненный жизни; дающий жизнь. Хлеб животный — Хлеб жизни: Господь Иисус Христос, Его Тело в Таинстве Причащения: Ты бо еси хлеб животный(молитва 2-я ко Святому Причащению). Хлеба животнаго Трапеза Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый живот дающаго (Богородичен по 3-й песни канона ко Причащению). Древо животное — Древо жизни: то, плодами которого питались в раю Адам и Ева, и даровавшее нам жизнь Древо Креста Господня: Древа животнаго наслаждающися, нетленне во веки пребываеши (тропарь св. равноап. кн. Ольге). Книга животная — книга жизни: Господи Иисусе Христе, напишй мя раба Твоего в книзе животней (молитва св. Иоанна Зластоуста, из 7-й молитвы на сон грядущим). Исполняеши всякое животнно благоволения (молитва перед принятием пищи).

З

Зане, занеже — ибо, потому что.

Зде — здесь.

Зело— очень, сильно, много; зельный — сильный. Не прогневайся на ны зело (тропари из молитв на сон грядущим).

Зиждитель — Творец, Создатель.

Зле — худо, люто, тяжко.

Знамение — знак; чудо; воинское знамя. Крестное знамение — священный знак Креста. Образ (икона) Знамения Пресвятой Богородицы.

И

И — его (вин. падеж местоимения он).

Идеже — где. В присносущный достигну покой, идеже празднующих глас непрестанный(молитва 1-я по Причащении).

Иже (и + же) — 1) который, которые (муж. род). Отче наш, Иже есй на Небесех(молитва Господня); Господи мой, Утешение мое, Иже мене ради, окаяннаго, в тленную плоть оболкийся (молитва 8-я на сон грядущим); 2) непереводимая частица, соответвующая в грамматических конструкциях греческому артиклю. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе (тропарь Великого Четвертка). Иже добродетелей подвижник (тропарь прп. Сергию Радонежскому). Ср.: еже, яже.

Изволити (аз изволю) — избрать, предпочесть.

Изженити (аз изжену, иждену) — изгнать; изженет, ижденет — изгонит; изженут, ижденут — изгонят. Беззаконницы же изженутся (Пс. 36, 28) — беззаконники будут истреблены. Ср.: гонити, отженити, поженити.

Иногда— некогда, когда-то. Сподоби мя, Гдсподи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех (молитва 8-я утренняя).

Исповедати— открыто признавать, поведать из глубины существа своего; воздавать хвалу, славу; исповедание — открытое признание, хвала, слава… Отверзи моя уста… пети Тя во исповедании сердечнем (молитва ко Пресвятой Троице, из утренних молитв).

Исполнити, исполняти (аз исполню, исполняю) — наполнить, наполнять. Отверзи наша уста и исполния Твоего хваления (молитва 6-я утренняя); исполнение — 1) наполнение, то, что наполняет: Господня земля, и исполнение ея (Пс. 23, 1); 2) полнота, окончание: Исполнение всех благих Ты есй, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою (молитва по окончании всякого дела). Дево, Яже радости приемшая исполнение(канон ко Пресвятой Богородице, 9-я песнь).

Иссоп — травянистое растение, стебли которого использовались в качестве кропила: Окропиши мя иссопом, и очищуся (Пс. 50).

Истление — тление; разрушение, погибель, опустошение, порча. Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем (молитва «Достойно есть…»).

К

Камо — куда.

Кивот — Ковчег Завета: особый ящик, в котором хранились скрижали завета и другие ветхозаветные святыни. Яко одушевленному Божию кивдту, да никакоже кдснется рука скверных (задостойник праздников Введения и Благовещения Пресвятой Богородицы).

Кий— который, какой.

Кийждо — каждый; каяждо — каждая; коеждо — каждое.

Клятва — проклятие. Избавльшую нас от клятвы, Владычицу мира песньми почтим(стихиры после канона Пресвятой Богородице).

Красный — прекрасный, красивый.

Крило — крыло. В крдве крилу Твоею — под кровом Твоих крыл, под твоею защитой. В сени крилу Твоею (молитва 2-я по Причащении). Да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы (тропарь Небесным чинам бесплотным).

Кров — покров, крыша, покрывало. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохранй мя под крдвом Твойм. См. также крило.

Кроме — вне, за пределами, без. Да убо не един пребуду кроме Тебе (молитва 6-я ко Причащению); кроме Твоея благодати (там же).

Л

Лесть — ложь, обман, коварство. Удержи язык твой от зла, и устне твой, еже не глагдлати льсти (Пс. 33, 14). См. также льстивый.

Лик (1) — лицо, образ.

Лик(2) — собрание поющих и пляшущих; веселое торжественное собрание; строй, сонм, совокупность людей. Безплотные (ангельские) лики. Апостольский лик. Праведных лики сотвори мя причастника (канон Ангелу хранителю).

Ликовствовати — торжествовать, праздновать.

Лихва — прибыль, рост; лихоймство — взимание лихвы.

Ложесна — утроба; от ложесн — от рождения.

Лукавый — коварный, злой, лживый (противоположно слову правый — прямой и родственно словам лук, лука — изгиб; ср. другое русское слово: кривда). Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобдю сотворих (Пс. 50, 6). Скверная, лукавая и хулъная помышления (молитва 10-я утренняя). Плачуся деяний мойх лукавых (седален канона покаянного). Избави нас от лукаваго (молитва Господня; в именит. падеже здесь лукавое— то есть зло, злое). Не даждъ места лукавому демону обладати мндю (молитва Ангелу хранителю утренняя). Олицетворенно, как наименование диавола: Благоволй, Гдсподи, избавити мя от сети лукаваго (молитва 4-я на сон грядущим).

Лукавство, лукавствие — коварство, злодейство. Ум мой о лукавствии мира сегд подвйжеся (молитва 3-я на сон грядущим). От всякаго лукавствия протйвнаго ми врага избави мя (молитва Ангелу хранителю вечерняя).

Льстивый — лживый, коварный: порабдтах прежде сатане льстивому (молитва 8-я утренняя). См. также лесть.

М

Мрежа — рыболовная сеть, невод.

Мшелоимство— корыстолюбие.

Мысленный — духовный. От мысленнаго волка звероуловлен буду (молитва 2-я ко Причащению). Ср.: словесный, умный.

Мышца — плечо. Чаще в переносном значении: сила, крепость, могущество; мышца высокая — поднятая рука, длань (также образ силы и власти). Мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам (ирмос).

Н

Наипаче— особенно, более всего (ср.: паче — более).

Наказывати (аз наказую) — поучать; смирять; наказывать; наказание — наставление, учение. Наказуя наказа мя Господъ (Пс. 117,18) — жестоко наказал меня Господь. Ещё же и до нощи наказаша мя утробы моя (Пс. 15, 7) — даже и ночью учит меня внутренность моя.

Нань — на него.

Напасть — беда, несчастье, искушение. Господи, не введи мене в напасть (молитва 7-я на сон грядущим). …Мимошедшее время нощи сея без напасти прейти… (молитва 4-я утренняя). Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею… (ирмос 6-й песни покаянного канона).

Недоумевати (аз недоумеваю), недоумети (аз недоумею) — быть неискусным, несведущим, не в силах понимать, охватить умом, не знать, что предпринять. Всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас (тропари из молитв на сон грядущим). Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию… (задостойник Богоявления).

Недоумение — 1) незнание, что делать, как посту- пить; 2) смятение, смущение. Моли избавити ми ся всякаго недоумения (Богородичен 3-й песни канона Ангелу хранителю). Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол (канон Ангелу хранителю, 4-я песнь).

Недоуменно — недоступно уму, превыше ума. Христа Бога нашего Мати, яко всех Творца недоуменно рождшая.

Неизреченный — несказанный, невыразимый.Неизреченная сладость зрящих Твоегд лица доброту неизреченную (молитва 5-я утренняя).

Неискусобрачная— не познавшая брака.

Неискусомужная — не познавашая мужа, сохранившая девство; неискусомужно — не познав мужа: Отца Безначалъна Сына, первородящася Материю неискусомужно, вёличаем (задостойник Сретения Господня).

Неключимый — негодный, недостойный.

Неплоды — бесплодная.

Несть — нет, не существует, не является (не + есть); несмь — я не являюсь, я не… (не + есмь); неси — ты не являешься, ты не… (не + еси), и т. д.

Нетленный — 1) бессмертный, не подверженный разрушению. Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся? (канон ко Причащению, 8-я песнь); 2) чистый, беспримесный, пребывающий в полном своем составе. Едине чистый и нетленный Господи (молитва 3-я ко Причащению; см. объяснение при тексте молитвы).

Ниже — ни; и (даже) ни; а; только.

Николи, николиже — никогда. …Яко николиже сотворих благде пред Тобою (молитва 1-я утренняя).

О

Обаче— но, однако, напротив того.

Обратитися— 1) обернуться, повернуться; 2) измениться, преобразиться, исправиться. Не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему (молитва 8-я вечерняя; восходит к Иез. 33,11). Сущ. обращение. Даждь и мне обращение окаянному (та же молитва).

Обстояние — 1) осада, натиск. Сохрани мя от всякаго сопротивнаго обстояния(молитва 4-я веч.).

Избави мя настоящаго обстояния бесовскаго (молитва 8-я вечерняя); 2) напасть, беда. Сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих (помянник о живых). Помянй, Господи, братий наших пленённых, и избави я от всякаго обстояния (из вечерних молитв).

Огнезрачный — огневидный.

Одесную— по правую сторону.

Одр — ложе, постель. Не ужёли мне одр сей гроб будет? (молитва св. Иоанна Дамаскина, из вечерних молитв).

Озлобление— бедствие, горе, исполненность всяческих зол. Лютое телесё озлоблёние(канон Пресвятой Богородице, 3-я песнь).

Окаянный — несчастный, жалкий, бедственный, исполненный муки. …Отженй от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего… вся сквёрная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмъ и окаянен (молитва 10-я утр.). Господи мой, Утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней (молитва 8-я вечерняя).

Олтарь — жертвенник, алтарь.

Отверзати (аз отверзаю) — открывать, отворять. Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице (тропарь ко Пресвятой Богородице). Христе Бдже… разбдйнику рая двери отверзый, отверзи ми утробы человеколюбия Твоего (молитва 10-я ко Святому Причащению). Отверзати уста: Господи, устне мой отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 17). Отверзи моя уста поучатися словесем Твоим(молитва ко Пресвятой Троице, из утренних молитв).

Отвратити(аз отвращу) — отвернуть, отвести в сторону, отклонить, повернуть обратно; возвратить. Отврати всякий гнев, на ны движимый (из прошения литии). Не отврати Твоя рабы тщи (тропарь Пресвятой Богородице).

Отженити (аз отжену) — отогнать. Всю сатанину детель отжени от мене (молитва 4-я вечерняя). Ср.: гонити, изженити, поженити.

П

Пастырь — пастух.

Паки — снова, опять, еще: паки и паки миром Господу помдлимся (ектения сугубая). Ихже аз безумием мойм соблазних… Божёственным Твойм Промыслом к пути спасёния паки возвратй (помянник о живых).

Пакибытие — новое бытие, возрождение, обновленная жизнь.

Паче — больше, выше, лучше.

Персть — прах, земля.

Пленица — цепь. Связана пленицами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто (молитва 7-я утренняя). Связан многими ныне пленицами грехов(Богородичен по 3-й песни покаянного канона).

Подобати — надлежать, долженствовать; подобает — достойно, прилично, долженствует.

Подражати(несов. подразити) — подталкивать. Вем бо, яко (Пресвятая Богородица) подражает Твое человеколюбие (молитва 4-я веч.).

Поженити— постигнуть, догнать (ср. однокоренное слово гонити; в корне чередуются и согласный, и гласный звуки). Милость Твоя поженет мя вся дни живота моего(Пс. 22, 6). Ср.: гонити, изженити, отженити.

Пожрети — принести в жертву. Тебе пожру жертву хвалы (Пс. 115, 8).

Показати — соделать явным, явить. В молитвах Ангелу хранителю: Молйся за мя ко Господу, да утвердйт мя в страсе Своем, и достдйна покажет мя раба Своея благости(молитва 9-я утр.) Да достойна мя покажеши благости и мйлости Всесвятые Троицы(молитва 11-я вечерняя).

Помысел — 1) мысль, помышление; мыслительная деятельность. Помыслы добрыми душу мою просвети (икос канона Ангелу хранителю). Несмущен помысл раба Твоегд соблюдй (молитва 4-я вечерняя). Отыми от мене весь пдмысл лукавый видимаго сего жития (та же молитва); 2) греховный помысел (понятие аскетики).

Понеже— ибо, потому что.

Поспешение— помощь (в достижении успеха). Избави мя… диавольскаго поспешения(молитва 3-я утренняя).

Потребляти— уничтожать, истреблять.

Потщатися— приводить в быстрое движение, ускорять; усердно действовать. Помощи ми потщися — поспеши мне помочь. Потщимся на покаяние — устремимся к покаянию.

Предваряти — предупреждать, раньше предстать, застигать. Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас (тропарь по 3-й песни канона Пресвятой Богородице). Предварившия утро яже о Марии — прежде утра бывшие с Марией (ипакой Пасхи).

Превыспренний — находящийся выше всего, поднебесный.

Прелагати — превращать, изменять, обращать в другой вид.

Прелесть — обман, обольщение, прельщение. Прелесть вражия. Прелестник — обманщик: Да не… прелестник восхитит мя льстивне (молитва 6-я ко Причащению).

Презорство — 1)презрение, высокомерие; 2) строптивость, непослушание (то есть презрение к наставлениям и приказам, пренебрежение ими).

Преложити— превратить, обратить в другой вид, изменить. Мироносицам плач преложил еси (тропарь воскресный 7-го гласа). Преложй мя от уз (канон Ангелу хранителю, 9-я песнь). Сущ. преложение.

Преподобный— 1) в высокой степени подобный Богу (сохранивший, приобретший подобие Богу, свойственное первому человеку), праведный, святой, угодивший Богу. Честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115, 6); 2) именование чина святости — тех, кто достиг этого богоподобия в монашеском подвиге. Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас.

Претворяти (аз претворяю) — превращать, переделывать, изменять. Исцели, из нездравия во здравие претворяющи (канон Пресвятой Богородице, 9-я песнь).

Прещение— наказание; крайнее и резкое обнаружение злобных чувств; угроза.

Прибегати(аз прибегаю) — находить (прибежище, убежище, защиту; приходить, ища помощи, обращаться за помощью. Избави от бед рабы Твоя, Многомилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, ми лостивому Избавителю, всех Владыце, Господу Иисусу (из молебна). Под Твою милость прибегаю. К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? (Молитва по каноне ко Пресвятой Богородице).

Прибежище — убежище, безопасное место. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных? (Молитва по каноне ко Пресвятой Богородице).

Приложение — присоединение, прибавление, умножение. Да бых… Твоея благодати имел бы приложение (канон ко Причащению, 6-я песнь). Приложение грехов (молитва 4-я ко Причащению).

Приложити (аз приложу) — присоединить; приложитися — присоединиться.

Припадати (аз припадаю) — нагибаться, приклоняться, припадать к чьим-либо стопам. Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже (тропари Троичные в утренних молитвах). Полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая вопию Ти (молитва 2-я утренняя). Приидите, поклонимся и припадем Христу. Молюся Ти припадая.

Присно— всегда: ныне и прйсно, и во веки веков. Присносущный — вечный.

Притещи (аз притеку) — быстро прийти, прибежать, приблизиться. К Богородице прилежно ныне притецем (тропарь Пресвятой Богородице). К тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти (ирмос 6-й песни покаянного канона). См. также тещи.

Причастник — участник: Покажет мя причастника славы Твоея вечныя (молитва 8-я утренняя).

Приятелище — место для помещения или для принятия: приют, вместилище, хранилище. Приятелище и мене покажй Тогд (Святого Духа) пришествия (молитва 3-я ко Причащению). Богородице, приятелище сирых (молитва по каноне ко Пресвятой Богородице).

Пробавити (аз пробавлю) — продлить, сохранить.

Прозябати — произрастать.

Промысл — Провидение (обратите внимание на само строение церковнославянского и современного русского слова; см. также Смотрение); Промысленник — Промыслитель: Ты бо еси… всякому благу Промысленник и Податель (молитва 3-я утренняя).

Противный —1) противостоящий, вражеский; бесовский. Сохрани мя от всякаго искушения противнаго (молитва 9-я утр.). 2) находящийся вне, чуждый. Дал еси мне… мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна (молитва 4-я утр.). Ср.: сопротивный.

Р

Работа — рабство. Работа вражия — рабство врагу: свободи мя от работы сея вражия(канон покаянный, 6-я песнь). Работати — рабски служить, находиться в рабстве.

Ради — 1) для (указывает на назначение, цель): имене Твоего ради (молитва ко Пресвятой Троице); нас ради человек и нашего ради спасения… (Символ веры, 4-й член); Господи мой… Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся (молитва 8-я на сон грядущим); 2) по: молитв ради — по молитвам; ради милосердия Твоего — по милосердию Твоему; 3) из-за: не остави их погибнути мене ради грешнаго (помянник о живых); сущия… в гонениих, Тебе ради и веры православныя (помянник о живых). Сего ради — из-за этого, поэтому, по этой причине: Сего ради Силы небесныя вопияху Ти…(тропарь воскресный 1-го гласа); сего ради стяжал еси смирением высокая (тропарь святителю общий); сего ради вопием ти.

Разве — кроме. Не имамы иныя пдмощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Пречистая Дево (кондак молебного канона ко Пресвятой Богородице). Ты бо еси Бог наш, разве Тебе индго не вемы (ирмос 5-й песни канона Ангелу хранителю).

Разрешение — освобождение. Преложи мя от уз и разрешение ми подаждь (канон Ангелу хранителю, 9-я песнь). Ср.: разрешити.

Разрешити (аз разрешу) — развязать, освободить. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши (молитва по каноне ко Пресвятой Богородице). Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто (канон Пресвятой Богородице, 5-я песнь). Несов. разрешати (аз разрешаю). Ср.: решити.

Растлити(аз растлю) — разорить, разрушить.

Решити — освободить. Несов. решати. Тя вем… напастей решащу молвы (канон Пресвятой Богородице, 6-я песнь). Ср.: разрешити.

Рещи (аз реку) — сказать: рекл еси — ты сказал; рцы — скажи.

Рог — сила, крепость, преимущество; возвысити (или вознестй) рог — прославить, укрепить силу, даровать победу на врага.

С

Се — вот.

Селение— жилище. Сия есть селение небесное (кондак Введения во храм Пресвятой Богородицы).

Сень— 1) Тень, мрак. В сени крилу Твоею (молитва 2-я по Причащении). В законе, сени и писании образ вйдим, вернии (задостойник Сретения Господня). Сень смертная — мрак смерти. О выражении Светоносная Сене небесная см. пояснение к 7-й утренней молитве; 2) шатер, палатка.

Скудель— глина, черепок.

Сласти — чувственные наслаждения, удовольствия, похоти. Широк путь зде и угодный сласти творити (канон покаянный, 4-я песнь).

Словесный— 1) словесный; 2) разумный, одаренный разумам и словом (в противоположность бессловесному). Словесное Твое стадо (помянник о живых); мысленный, духовный. Словесная служба — разумное, духовное служение, выраженное словами в духе истинной веры. Словесный рай (именование Богоматери) — рай Бога Слова, рай Христов. Освященный храме и раю словесный («О Тебе радуется»). Ср.:мысленный, умный; безсловесный.

Слово (мн. словеса)— 1) слово. Не презри моих… словес (молитва 6-я ко Причащению); 2) речь. Яко да оправдйшися во словесех Твоих, и победйши внегда судити Ти (Пс. 50, 6); 3) дар слова, возможность выразить; 4) закон, заповедь, учение. Поучатися словесем твойм (молитва ко Пресвятой Троице утр.; молитва 4-я веч.). Бог Слово — Господь Иисус Христос.

Смирение — 1) приниженное состояние, нахождение внизу; ничтожес<

Наши рекомендации