Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиционные чередования согласных.

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): дам – там, бил – пил, злой – слой, дрель – трель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: мал – мял,лук – люк, быть – бить, вол – вёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м']) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог, прут и пруд). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. здесь и сделать: в обоих словах в позиции перед звонким [д'] произносится звонкий [з']), а перед глухими – как глухие (ср. трубка и шапка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед <j> является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с'н']ег, ко [н'с'] ервы, бо[м'б']ить. [д'в']ерь, [B'jy]гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труба–труб (произносится [труп]), косить–косьба (произносится [каз'ба]), трава–травка (произносится [трафкъ]), бо[мб]а–о бо[м'б]е, [д'в']е– [дв]умя.

Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: светить – свечу, будить – бужу, стереги – стережёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т'], [д'], [г'], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн, например: праздник, устный. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердце, счастлив, здравствуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: устный – уста – уст (род. падеж).

Упражнение 72. Устно ответьте на данные вопросы.

1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д', л - л', з –з', г – г', х – х', б – б', м – м'? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы? После каких – звука и?

73. Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

1) Ве...ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки...ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма...чики искали че...вей для рыбной ловли. 4) Агроном ...делал доклад о бо...бе с вредителями садов и огородов. 5) Во...ми пи...ма и опусти их в по...товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате...тями. 7) На собрании говорили о ко...бе и моло...бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме...ведя. 9) Ра...ве ра...ше здесь была уса...ба? 10) В ящике были гво...ди. 11) Се...дь шла косяками. 12) Но...ной воздух был свеж.

75. Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь.

Письмо – в письме; борьба, молотьба, тюрьма, косьба, просьба, резьба, тесьма, сурьма, пальма, пальба, усадьба, возьму, Кузьма, восьмой.

76. Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь.

Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.

77. Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Если мальчик

любит труд,

тычет

в книжку пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик.

(В.В. Маяковский.)

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Образование гласных звуков.

В русском литературном языке шесть гласных звуков: и, э, ы, а, о, у. Они наиболее отчётливо слышатся под ударением.

При образовании звука а нижняя челюсть опускается, создаётся широкий проход для воздуха; язык находится в спокойном состоянии. Чтобы образовать звук э, исходя из положения органов речи для а, надо сузить широкий проход: немного поднять нижнюю челюсть и продвинуть язык передней частью вперёд и несколько вверх к твёрдому нёбу. Если произвести дальнейшее сужение прохода для воздуха, продвинув язык той же передней частью ещё больше вперёд и вверх к твёрдому нёбу, то получится положение органов речи для и.

При образовании звука ы губы находятся в том же положении, как при звуке и, но язык приподнимается не передней, а средней частью к твёрдому нёбу, не касаясь его.

Чтобы образовать звуко, исходя из положения органов речи дляа, надо сузить широкий проход: немного поднять нижнюю челюсть и заднюю часть языка, губы вытянуть вперёд и округлить.

Для образования звука у надо ещё больше сузить проход: вытянуть губы ещё больше вперёд и приподнять заднюю часть языка к мягкому нёбу, но не до соприкосновения с ним.

По работе губ и языка производится классификация гласных звуков. По участию губ гласные звуки делятся на две группы: гласные лабиализованные (от латинского слова labia – губы) – о, у и гласные нелабиализованные – и, э, ы, а. По месту подъёма языка гласные делятся на гласные переднего ряда (и, э), среднего ряда (ы, а), заднего ряда (о, у).По степени подъёма языка гласные делятся на гласные верхнего подъёма (и, ы, у), среднего подъёма (э, о), нижнего подъёма (а).

Эту классификацию гласных можно представить в виде таблицы:

Если звук и оказывается в позиции после твёрдого согласного приставки или на стыке двух слов, то вместо и произносится звук ы, например: ищет – сыщет, ива – вод ивой (ды).

Наши рекомендации