Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители

Непосредственное интегрирование

Метод интегрирования, при котором интеграл путем тождественных преобразований подынтегральной функции (или выражения) и применения свойств интеграла приводится к одному или нескольким табличным интегралам, называется непосредственным интегрированием. См. Таблица интегралов.

Править] Подведение под знак дифференциала

Данный метод эквивалентен методу замены переменной (см. далее):

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

[править] Метод замены переменной (метод подстановки)

Метод интегрирования подстановкой заключается во введении новой переменной интегрирования (то есть подстановки). При этом заданный интеграл приводится к новому интегралу, который является табличным или к нему сводящимся. Общих методов подбора подстановок не существует. Умение правильно определить подстановку приобретается практикой.

Пусть требуется вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Сделаем подстановку Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru где Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru — функция, имеющая непрерывную производную.

Тогда Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru и на основании свойства инвариантности формулы интегрирования неопределенного интеграла получаем формулу интегрирования подстановкой:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

[править] Интегрирование выражений вида Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Если m нечётное, m > 0, то удобнее сделать подстановку sin x = t.

Если n нечётное, n > 0, то удобнее сделать подстановку cos x = t.

Если n и m чётные, то удобнее сделать подстановку tg x = t.

Править] Примеры

Вычислить: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Пусть Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru тогда Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru и Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Править] Интегрирование по частям

Основная статья: Интегрирование по частям

Интегрирование по частям — применение следующей формулы для интегрирования:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

В частности, с помощью n-кратного применения этой формулы находится интеграл

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

где Pn + 1(x) — многочлен (n + 1)-ой степени.

Править] Интегрирование рациональных дробей

Неопределенный интеграл от любой рациональной дроби на всяком промежутке, на котором знаменатель дроби не обращается в ноль, существует и выражается через элементарные функции, а именно он является алгебраической суммой суперпозиции рациональных дробей, арктангенсов и рациональных логарифмов.

Сам метод заключается в разложении рациональной дроби на сумму простейших дробей.

Всякую правильную рациональную дробь Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru , знаменатель которой разложен на множители

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

можно представить (и притом единственным образом) в виде следующей суммы простейших дробей:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

где Aijltlt — некоторые действительные коэффициенты, обычно вычисляемые с помощью метода неопределённых коэффициентов.

Править] Примеры

Вычислить: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Разложим подынтегральное выражение на простейшие дроби:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Сгруппируем слагаемые и приравняем коэффициенты при членах с одинаковыми степенями:

α(x + 3) + β(x − 3) = 2x + 3

(α + β)x + 3α − 3β = 2x + 3

Следовательно Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Тогда Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Теперь легко вычислить исходный интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Интегрирование простейших рациональных дробей. Простейшие дроби, полученные при разложении произвольной правильной рациональной дроби, интегрируются с помощью следующих шести формул: 1. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru 2. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru У дробей с квадратичным знаменателем сначала необходимо выделить полный квадрат: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru где Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Затем применяются следующие формулы: 3. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru 4. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru 5. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru может быть вычислен за k шагов с помощью формулы редукции 6. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 1
 
Вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Разложим подынтегральное выражение на простейшие дроби: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Сгруппируем слагаемые и приравняем коэффициенты при членах с одинаковыми степенями: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Следовательно, Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Тогда Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Теперь легко вычислить исходный интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 2
 
Вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Сначала выделим правильную рациональную дробь, разделив числитель на знаменатель. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Получаем Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 3
 
Вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 4
 
Вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Разложим подынтегральное выражение на сумму простейших дробей, используя метод неопределенных коэффициентов: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Определим ы: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Следовательно, Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Получаем Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Интеграл, соответственно, равен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 5
 
Найти интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Разложим подынтегральное выражение на сумму двух дробей. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Найдем неизвестные коэффициенты. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Отсюда получаем Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Подынтегральное выражение представляется в виде Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Исходный интеграл равен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 6
 
Найти интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Разложим знаменатель в подынтегральном выражении на множители: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Далее представим подынтегральное выражение в виде суммы простейших дробей Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Определим коэффициенты: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Следовательно, Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Отсюда находим Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Теперь вычислим исходный интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 7
 
Вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Перепишем знаменатель рациональной дроби в следующем виде: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Поскольку полученные множители являются несократимыми квадратичными функциями, то подынтегральное выражение представляется в виде Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Определим неизвестные коэффициенты. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Получаем Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Следовательно, Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Интегрируем каждое слагаемое и находим ответ. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 8
 
Вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Разложим знаменатель на множители: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Запишем подынтегральную дробь в виде суммы простейших дробей. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Сгруппируем члены с одинаковыми степенями чтобы определить неизвестные коэффициенты из системы линейных уравнений. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Следовательно, Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Таким образом, подынтегральное выражение представляется в виде Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Окончательно находим Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 9
 
Вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Разложим подынтегральное выражение на сумму простейших дробей, учитывая что знаменатель имеет кратный корень 3-го порядка: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Определим неизвестные коэффициенты. Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Получаем систему уравнений Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Следовательно, Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Исходный интеграл равен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Пример 10
Вычислить интеграл Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Решение. Поскольку Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru - несократимый квадратный трехчлен, выделим в знаменателе полный квадрат: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Найдем полученный интеграл с помощью формулы редукции Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Получаем ответ: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Пример.

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Т.к. ( Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru , то

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Приводя к общему знаменателю и приравнивая соответствующие числители, получаем:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Итого:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Пример.

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Т.к. дробь неправильная, то предварительно следует выделить у нее целую часть:

6x5 – 8x4 – 25x3 + 20x2 – 76x – 7 3x3 – 4x2 – 17x + 6

6x5 – 8x4 – 34x3 + 12x2 2x2 + 3

9x3 + 8x2 – 76x - 7

9x3 – 12x2 – 51x +18

20x2 – 25x – 25

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Разложим знаменатель полученной дроби на множители. Видно, что при х = 3 знаменатель дроби превращается в ноль. Тогда:

3x3 – 4x2 – 17x + 6 x - 3

3x3 – 9x2 3x2 + 5x - 2

5x2 – 17x

5x2 – 15x

- 2x + 6

-2x + 6

Таким образом 3x3 – 4x2 – 17x + 6 = (x – 3)(3x2 + 5x – 2) = (x – 3)(x + 2 )(3x – 1). Тогда:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Для того, чтобы избежать при нахождении неопределенных коэффициентов раскрытия скобок, группировки и решения системы уравнений (которая в некоторых случаях может оказаться достаточно большой) применяют так называемый метод произвольных значений. Суть метода состоит в том, что в полученное выше выражение подставляются поочередно несколько (по числу неопределенных коэффициентов) произвольных значений х. Для упрощения вычислений принято в качестве произвольных значений принимать точки, при которых знаменатель дроби равен нулю, т.е. в нашем случае – 3, -2, 1/3. Получаем:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Окончательно получаем:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru = Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Пример.

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Найдем неопределенные коэффициенты:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Тогда значение заданного интеграла:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Пример 1

Найти неопределенный интеграл.
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Шаг 1.Первое, что мы ВСЕГДА делаем при решении интеграла от дробно-рациональной функции – это выясняем следующий вопрос: является ли дробь правильной? Данный шаг выполняется устно, и сейчас я объясню как:

Сначала смотрим на числитель и выясняем старшую степень многочлена:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Старшая степень числителя равна двум.

Теперь смотрим на знаменатель и выясняем старшую степень знаменателя. Напрашивающийся путь – это раскрыть скобки и привести подобные слагаемые, но можно поступить проще, в каждой скобке находим старшую степень
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
и мысленно умножаем: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru – таким образом, старшая степень знаменателя равна трём. Совершенно очевидно, что если реально раскрыть скобки, то мы не получим степени, больше трёх.

Вывод: Старшая степень числителя СТРОГО меньше старшей степени знаменателя, значит, дробь является правильной.

Если бы в данном примере в числителе находился многочлен 3, 4, 5 и т.д. степени, то дробь была бы неправильной.

Сейчас мы будем рассматривать только правильные дробно-рациональные функции. Случай, когда степень числителя больше либо равна степени знаменателя, разберём в конце урока.

Шаг 2. Разложим знаменатель на множители. Смотрим на наш знаменатель:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Вообще говоря, здесь уже произведение множителей, но, тем не менее, задаемся вопросом: нельзя ли что-нибудь разложить еще? Объектом пыток, несомненно, выступит квадратный трехчлен. Решаем квадратное уравнение:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Дискриминант больше нуля, значит, трехчлен действительно раскладывается на множители:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители.

Начинаем оформлять решение:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Шаг 3. Методом неопределенных коэффициентов раскладываем подынтегральную функцию в сумму простых (элементарных) дробей. Сейчас будет понятнее.

Смотрим на нашу подынтегральную функцию:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

И, знаете, как-то проскакивает интуитивная мысль, что неплохо бы нашу большую дробь превратить в несколько маленьких. Например, вот так:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Возникает вопрос, а можно ли вообще так сделать? Вздохнем с облегчением, соответствующая теорема математического анализа утверждает – МОЖНО. Такое разложение существует и единственно.

Только есть одна загвоздочка, коэффициенты Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru мы пока не знаем, отсюда и название – метод неопределенных коэффициентов.

Как вы догадались, последующие телодвижения так, не гоготать! будут направлены на то, чтобы как раз их УЗНАТЬ – выяснить, чему же равны Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru .

Будьте внимательны, подробно объясняю один раз!

Итак, начинаем плясать от:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

В левой части приводим выражение к общему знаменателю:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Теперь благополучно избавляемся от знаменателей (т.к. они одинаковы):
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

В левой части раскрываем скобки, неизвестные коэффициенты Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru при этом пока не трогаем:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Заодно повторяем школьное правило умножение многочленов. В свою бытность учителем, я научился выговаривать это правило с каменным лицом: Для того чтобы умножить многочлен на многочлен нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена.

С точки зрения понятного объяснения коэффициенты Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru лучше внести в скобки (хотя лично я никогда этого не делаю в целях экономии времени):
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Составляем систему линейных уравнений.
Сначала разыскиваем старшие степени:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
И записываем соответствующие коэффициенты в первое уравнение системы:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Хорошо запомните следующий нюанс. Что было бы, если б в правой части вообще не было ? Скажем, красовалось бы просто без всякого квадрата? В этом случае в уравнении системы нужно было бы поставить справа ноль: . Почему ноль? А потому-что в правой части всегда можно приписать этот самый квадрат с нулём: . Если в правой части отсутствует какие-нибудь переменные или (и) свободный член, то в правых частях соответствующих уравнений системы ставим нули.

Далее процесс идет по снижающейся траектории, от водки к пиву, отмечаем все «иксы»:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Записываем соответствующие коэффициенты во второе уравнение системы:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

И, наконец, минералка, подбираем свободные члены.

Эх,…что-то я расшутился. Шутки прочь – математика наука серьезная. У нас в институтской группе никто не смеялся, когда доцент на лекции сказала, что разбросает члены по координатной прямой и выберет из них самые большие. Настраиваемся на серьезный лад. Хотя… кто доживет до конца этого урока, все равно будет тихо улыбаться.

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Система готова:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Решаем систему:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

(1) Из первого уравнения выражаем Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru и подставляем его во 2-ое и 3-е уравнения системы. На самом деле можно было выразить Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru (или другую букву) из другого уравнения, но в данном случае выгодно выразить именно из 1-го уравнения, поскольку там самые маленькие коэффициенты.

(2) Приводим подобные слагаемые во 2-ом и 3-м уравнениях.

(3) Почленно складываем 2-ое и 3-е уравнение, при этом, получая равенство Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru , из которого следует, что Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

(4) Подставляем Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru во второе (или третье) уравнение, откуда находим, что Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

(5) Подставляем Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru и Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru в первое уравнение, получая Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru .

Если возникли трудности с методами решения системы отработайте их на уроке Как решить систему линейных уравнений?

После решения системы всегда полезно сделать проверку – подставить найденные значения Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru в каждое уравнение системы, в результате всё должно «сойтись».

Почти приехали. Коэффициенты Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru найдены, при этом:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Чистовое оформление задание должно выглядеть примерно так:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Как видите, основная трудность задания состояла в том, чтобы составить (правильно!) и решить (правильно!) систему линейных уравнений. А на завершающем этапе всё не так сложно: используем свойства линейности неопределенного интеграла и интегрируем. Обращаю внимание, что под каждым из трёх интегралов у нас «халявная» сложная функция, об особенностях ее интегрирования я рассказал на уроке Метод замены переменной в неопределенном интеграле.

Проверка: Дифференцируем ответ:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Получена исходная подынтегральная функция, значит, интеграл найдем правильно.
В ходе проверки пришлось приводить выражение к общему знаменателю, и это не случайно. Метод неопределенных коэффициентов и приведение выражения к общему знаменателю – это взаимно обратные действия.

Пример 2

Найти неопределенный интеграл.
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.

Вернемся к дроби из первого примера: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Нетрудно заметить, что в знаменателе все множители РАЗНЫЕ. Возникает вопрос, а что делать, если дана, например, такая дробь: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru ? Здесь в знаменателе у нас степени, или, по-математически кратные множители. Кроме того, есть неразложимый на множители квадратный трехчлен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru (легко убедиться, что дискриминант уравнения Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru отрицателен, поэтому на множители трехчлен никак не разложить). Что делать? Разложение в сумму элементарных дробей будет выглядеть наподобие Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru с неизвестными коэффициентами Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru вверху или как-то по-другому?

Пример 3

Представить функцию Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru в виде суммы элементарных дробей с неизвестными коэффициентами.

Шаг 1.Проверяем, правильная ли у нас дробь
Старшая степень числителя: 2
Старшая степень знаменателя: 8
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru , значит, дробь является правильной.

Шаг 2. Можно ли что-нибудь разложить в знаменателе на множители? Очевидно, что нет, всё уже разложено. Квадратный трехчлен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru не раскладывается в произведение по указанным выше причинам. Гуд. Работы меньше.

Шаг 3. Представим дробно-рациональную функцию в виде суммы элементарных дробей.
В данном случае, разложение имеет следующий вид:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Смотрим на наш знаменатель: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru
При разложении дробно-рациональной функции в сумму элементарных дробей можно выделить три принципиальных момента:

1) Если в знаменателе находится «одинокий» множитель в первой степени (в нашем случае Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru ), то вверху ставим неопределенный коэффициент (в нашем случае Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru ). Примеры №1,2 состояли только из таких «одиноких» множителей.

2) Если в знаменателе есть кратный множитель Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru , то раскладывать нужно так:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru – то есть последовательно перебрать все степени «икса» от первой до энной степени. В нашем примере два кратных множителя: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru и Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru , еще раз взгляните на приведенное мной разложение и убедитесь, что они разложены именно по этому правилу.

3) Если в знаменателе находится неразложимый многочлен второй степени (в нашем случае Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru ), то при разложении в числителе нужно записать линейную функцию с неопределенными коэффициентами (в нашем случае Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru с неопределенными коэффициентами Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru и Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru ).

На самом деле, есть еще 4-ый случай, но о нём я умолчу, поскольку на практике он встречается крайне редко.

Пример 4

Представить функцию Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru в виде суммы элементарных дробей с неизвестными коэффициентами.

Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.
Строго следуйте алгоритму!

Если Вы разобрались, по каким принципам нужно раскладывать дробно-рациональную функцию в сумму, то сможете разгрызть практически любой интеграл рассматриваемого типа.

Пример 5

Найти неопределенный интеграл.
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Шаг 1.Очевидно, что дробь является правильной: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Шаг 2. Можно ли что-нибудь разложить в знаменателе на множители? Можно. Здесь сумма кубов Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru . Раскладываем знаменатель на множители, используя формулу сокращенного умножения Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Шаг 3. Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Обратите внимание, что многочлен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru неразложим на множители (проверьте, что дискриминант отрицательный), поэтому вверху мы ставим линейную функцию Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru с неизвестными коэффициентами, а не просто одну буковку.

Приводим дробь к общему знаменателю:
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Составим и решим систему:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

(1) Из первого уравнения выражаем Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru и подставляем во второе уравнение системы (это наиболее рациональный способ).

(2) Приводим подобные слагаемые во втором уравнении.

(3) Почленно складываем второе и третье уравнения системы.

Все дальнейшие расчеты, в принципе, устные, так как система несложная.
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

(1) Записываем сумму дробей в соответствии с найденными коэффициентами Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru .

(2) Используем свойства линейности неопределенного интеграла. Что произошло во втором интеграле? С этим методом Вы можете ознакомиться в последнем параграфе урока Интегрирование некоторых дробей.

(3) Еще раз используем свойства линейности. В третьем интеграле начинаем выделять полный квадрат (предпоследний параграф урока Интегрирование некоторых дробей).

(4) Берём второй интеграл, в третьем – выделяем полный квадрат.

(5) Берём третий интеграл. Готово.

А вот вам еще пара примеров для самостоятельного решения, один похожий, другой – труднее.

Пример 6

Найти неопределенный интеграл.
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Пример 7

Найти неопределенный интеграл.
Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – раскладываем на множители - student2.ru

Наши рекомендации