Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители

Начинаем оформлять решение:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Шаг 3.Методом неопределенных коэффициентов раскладываем подынтегральную функцию в сумму простых (элементарных) дробей. Сейчас будет понятнее.

Смотрим на нашу подынтегральную функцию:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

И, знаете, как-то проскакивает интуитивная мысль, что неплохо бы нашу большую дробь превратить в несколько маленьких. Например, вот так:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Возникает вопрос, а можно ли вообще так сделать? Вздохнем с облегчением, соответствующая теорема математического анализа утверждает – МОЖНО. Такое разложение существует и единственно.

Только есть одна загвоздочка, коэффициентов A, B, C мы пока не знаем, отсюда и название – метод неопределенных коэффициентов.

Как вы догадались, последующие действия будут направлены на то, чтобы как раз их УЗНАТЬ, то есть выяснить, чему же равны A, B и C.

Итак, начинаем плясать от представления:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

В левой части приводим выражение к общему знаменателю:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Теперь благополучно избавляемся от знаменателей (т.к. они одинаковы) и составляем уравнение из числителей:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru В левой части раскрываем скобки, неизвестные коэффициенты A, B, C при этом пока не трогаем:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Заодно повторяем школьное правило умножения многочленов. Вот оно:

«Для того, чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена».

С точки зрения понятного объяснения коэффициенты A, B, C лучше внести в скобки

(хотя это необязательно в целях экономии времени). Получим:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Составляем систему линейных уравнений для определения коэффициентов A, B и C, приравнивая коэффициенты при равных степенях x в левой и правой частях последнего уравнения.

Сначала разыскиваем старшие степени:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

И записываем соответствующие коэффициенты в первое уравнение системы:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Хорошо запомните следующий нюанс.Что было бы, если б в правой части вообще не было x2? Скажем, красовалось бы просто -19x+6 без всякого квадрата? В этом случае в уравнении системы нужно было бы поставить справа ноль: A + B + C=0. Почему ноль?

А потому, что в правой части всегда можно приписать этот самый квадрат с нулём:

0∙x2 -19x + 6.

Если в правой части отсутствует какие-нибудь переменные или (и) свободный член, то в правых частях соответствующих уравнений системы дляA, B и Cставим нули.

Далее процесс идет по снижающейся траектории, отмечаем все «иксы»:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Записываем соответствующие коэффициенты во второе уравнение системы:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

И, наконец, подбираем свободные члены.

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Система трёх линейных алгебраических уравнений с тремя неизвестными готова:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Решаем систему:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

(1) Из первого уравнения выражаем C и подставляем его во 2-ое и 3-е уравнения системы. На самом деле можно было выразить C (или другую букву) из другого уравнения, но в данном случае выгодно выразить именно из 1-го уравнения, поскольку там самые маленькие коэффициенты.

(2) Приводим подобные слагаемые во 2-ом и 3-м уравнениях.

(3) Почленно складываем 2-ое и 3-е уравнение, при этом, получая равенство 12A = -12, из которого следует, что A = -1.

(4) Подставляем A = -1 во второе (или третье) уравнение, откуда находим, что B = -16.

(5) Подставляем A = -1 и B = -16 в первое уравнение, получаем C = 18.

После решения системы всегда полезно сделать проверку – подставить найденные значения A, B и C в каждое уравнение системы, в результате всё должно «сойтись».

Итак, коэффициенты A, B и C найдены, при этом:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Чистовое оформление задание должно выглядеть примерно так:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Как видите, основная трудность задания состояла в том, чтобы составить (правильно!) и решить (правильно!) систему линейных уравнений. А на завершающем этапе всё не так сложно: используем свойства линейности неопределенного интеграла и интегрируем. Обращаю внимание, что под каждым из трёх интегралов у нас «простая» сложная функция, об особенностях ее интегрирования рассказано на уроке Метод замены переменной в неопределенном интеграле.

Проверка: Дифференцируем ответ:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Получена исходная подынтегральная функция, значит, интеграл найдем правильно.

В ходе проверки пришлось приводить выражение к общему знаменателю, и это не случайно. Метод неопределенных коэффициентов и приведение выражения к общему знаменателю – это взаимно обратные действия.

Пример 2

Найти неопределенный интеграл

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.

Вернемся к дроби из первого примера: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Нетрудно заметить, что в знаменателе все множители РАЗНЫЕ. Возникает вопрос, а что делать, если дана, например, такая дробь:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru ?

Здесь в знаменателе у нас степени, или, математическим языком, кратные множители. Кроме того, есть неразложимый на множители квадратный трехчлен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

(легко убедиться, что дискриминант уравнения Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru отрицателен, поэтому на множители этот трехчлен никак не разложить). Что делать? Будет ли разложение в сумму элементарных дробей будет выглядеть здесь наподобие Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru с неизвестными коэффициентами A, B и C вверху, или как -то по-другому?

Пример 3

Представить функцию

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

в виде суммы элементарных дробей с неизвестными коэффициентами.

Шаг 1.Проверяем, правильная ли у нас дробь? Старшая степень числителя – 2; старшая степень знаменателя - 8. Так как 2<8, то дробь является правильной.

Шаг 2.Можно ли что-нибудь разложить в знаменателе на множители? Очевидно, что нет, всё уже разложено. Квадратный трехчлен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru не раскладывается в произведение по указанным выше причинам. Ну и ладушки. Работы меньше.

Шаг 3.Представим дробно-рациональную функцию в виде суммы элементарных дробей. В данном случае разложение имеет вид:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Смотрим на наш знаменатель: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

При разложении подобной дробно-рациональной функции в сумму элементарных дробей можно выделить три принципиальных момента:

1) Если в знаменателе находится «одинокий» множитель в первой степени, в нашем случае - (x+2), то вверху ставим неопределенный коэффициент (в нашем случае - D). Примеры №№ 1, 2 состояли только из таких «одиноких» множителей.

2) Если в знаменателе есть кратный множитель xn, то раскладывать нужно так:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru ,

– то есть последовательно перебрать все степени «икса» от первой до энной степени. В нашем примере присутствуют два кратных множителя: x3 и (x+3)2. Еще раз взгляните на приведенное разложение и убедитесь, что они разложены именно по этому правилу.

3) Если в знаменателе находится неразложимый многочлен второй степени (в нашем случае: x2+2x+13), то при разложении в числителе нужно записать линейную функцию с неопределенными коэффициентами (в нашем случае: Gx+H, с неопределенными коэффициентами: G и H). На самом деле, есть еще 4-ый случай, но о нём умолчим, поскольку на практике он встречается крайне редко.

Пример 4

Представить функцию

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

в виде суммы элементарных дробей с неизвестными коэффициентами.

Это пример для самостоятельного решения. Полное решение и ответ в конце урока.

Строго следуйте алгоритму!

Если Вы разобрались, по каким принципам нужно раскладывать дробно-рациональную функцию в сумму, то сможете разгрызть практически любой интеграл рассматриваемого типа.

Пример 5

Найти неопределенный интеграл

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Шаг 1.Очевидно, что дробь является правильной, так как 2<3.

Шаг 2.Можно ли что-нибудь разложить в знаменателе на множители? Можно. Здесь сумма кубов Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Раскладываем знаменатель на множители, используя формулу сокращенного умножения Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Шаг 3.Методом неопределенных коэффициентов разложим подынтегральную функцию в сумму элементарных дробей:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Обратите внимание, что многочлен Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru неразложим на множители (проверьте, что дискриминант отрицательный), поэтому вверху мы ставим линейную функцию Bx+C с неизвестными коэффициентами, а не просто одну буковку. Приводим сумму дробей к общему знаменателю:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Приравниваем числители: Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Составим и решим систему:

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

(1) Из первого уравнения выражаем B и подставляем во второе уравнение системы (это наиболее рациональный способ).

(2) Приводим подобные слагаемые во втором уравнении.

(3) Почленно складываем второе и третье уравнения системы.

Все дальнейшие расчеты, в принципе, устные, так как система несложная.

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru

(1) Записываем сумму дробей в соответствии с найденными коэффициентами A, B, C.

(2) Используем свойства линейности неопределенного интеграла. Что произошло во втором интеграле? С этим методом Вы можете ознакомиться в последнем параграфе урока Интегрирование некоторых дробей.

(3) Еще раз используем свойства линейности.

(4) Берём второй интеграл, в третьем – выделяем полный квадрат.

(5) Берём третий интеграл. Готово.

А вот вам еще пара примеров для самостоятельного решения, один похожий, другой – труднее.

Пример 6

Найти неопределенный интеграл

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Пример 7

Найти неопределенный интеграл

Общее правило: ВСЁ, что в знаменателе МОЖНО разложить на множители – НУЖНО разложить на множители - student2.ru .

Наши рекомендации